Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы
Игры Юмор Литература Нетекстовые материалы


Эленхильд

KARME LUTEO
или ИСКУССТВО ЧАР

Каждому квэнди изначально дарованы чары. Этим отличаемся мы от смертных, помимо иных, не менее важных отличий. Лишь немногие из смертных могут преодолеть страх перед неведомой им силой и понять, что есть чары в сути своей. Часто смертные смешивают чары эльфов и черное колдовство, и говорят, что эльфы все колдуны, что глаза их светятся колдовским огнем, и называют нас белыми демонами. Чтобы развеять домыслы, и пишу я эту книгу.

Что есть чары? Чары есть со-творение, ибо они - высшая степень созидания, уподобляющая Эрухини самому Эру. Творя чары, эльф создает образ мира и делает его зримым, и образ этот - отражение мира в зеркале его разума и души. И делается сей образ зримым, и можно войти в него - как входят в дом. Таков дар эльфийских певцов - ибо когда поют они, даже смертные могут видеть сотканный музыкой мир как существующий в яви. И ведома всем слава Маглора сына Феанора, голосу которого отзывались небо и море, и Даэрона, песнь которого сплеталась с чарами Мелиан Майи и хранила от зла Дориат.

И вещь любая, сделанная эльфами, исполнена отзвука чар, ибо нет ремесла, нет искусства, кое не было бы подножием искусству чар, и оттого кажется людям, что все, сделанное эльфами - волшебное. И еще говорят они - и это точнее - что в каждую вещь, сделанную им, вкладывает эльф частицу свей души.

Там, где есть чары эльфов, нет места злу, но в сплетении охранительных чар столь туго натянутся струны, связующие мир, что смертные часто не могут вынести этого напряжения, ибо там, куда нет доступа злу, все видится в истинном свете, и грань между добром и злом делается отчетлива и остра. И тяжесть постоянного выбора невыносима.

Оттого эльфы, бывая среди людей, скрывают свое могущество, - так палящее солнце укрывается за тучей, и зной утишается.


Как действуют чары? Творя их, являет эльф некую силу, доселе таившуюся в нем, и посредством ее сплетает узор. А чтобы узор вышел правилен и соразмерен, обычно облекают его словами, и слова те сопрягаются наилучшим образом, чтобы звучание их усиливало чары. Смертные называют слова чар заклинаниями или заклятиями, но на самом деле они сродни песням. Еще называют это наговором или заговором. Чары можно налагать, складывая висы, в коих имеются внутренние созвучия, называемые аллитерациями. Можно так подбирать слова, чтобы они, будучи произнесены, задавали некий ритм. Иные же предпочитают складывать строфы с определенным ритмом и созвучными окончаниями, называемыми рифмами.

Всякий, кто налагает и сплетает чары, должен владеть стихосложением во всех трех его родах.

Можно сплести одновременно не более узоров, а иначе сила рассеется. Чтобы пояснить это, скажу так: если наводишь на кого-то чары, то должно их быть не более этого числа, чтобы достался каждому равный узор, соразмерный и завершенный. А некоторые чары дозволяют сплести только один узор. Если же переоценить свое могущество и израсходовать силы больше, чем можешь ты дать, то можешь утратить способность плести чары - на время, если ты силен и искусен, или навсегда. Случалось, что приходилось иным вкладывать столько сил в чары, что вся жизненная их сила уходила на это, и ни капли ее не оставалось в теле.

Ибо все опасно - и чем сильнее и могущественнее, тем опасней. Таков дар свободной воли - и всякий может отвергнуть Творца и отвернуться от него. Таков дар со-творения - и вот, мир полон тварей опасных и злобных. Такова же и смерть - как клинок обоюдоострый. И любовь, и чары, и искусство кузнеца - все опасно.


Какими бывают чары? Прежде всего - искусство отведения глаз, искусство запутывания троп и исчезновения. И не заметят тебя там, где ты стоишь, и враги не найдут троп, ведущих к дому твоему.

Другое - разговор со зверями. Кажется смертным, что эльфы чародейством привязывают живые существа к себе, но это не так. И никогда не охотятся они с помощью чар, ибо причинить вред откликнувшемуся на зов означает нарушить согласие мира. Охота же должна быть честна - стрелы или копье против клыков, когтей и рогов.

Другое искусство - узнавание. Ибо там, где чары сплетены, или сотворено было чародейство остался след, и его можно различить. А чародейное могущество окутывает эльфа, словно незримое сияние, и по яркости его можно распознать его силу. Три есть способа узнавания. Первый - скрытный и доступный всем. Так узнают, есть ли чары вокруг вещи или существа, и какие они - светлые или темные. Второй способ позволяет определить, какие именно наведены чары, и применение его подобно игре в загадки, на которые можно ответить лишь да или нет. А если неправильно задашь вопрос, и ответа не получишь. Третий же способ раскрывает суть того, что ты хочешь узнать, но требует великого могущества. И для того надобно прикоснуться к вещи, или в глаза посмотреть, или за руку взять.

А еще есть защитные чары, и плетение их трудоемко и по силам лишь самым могущественным. И плетений тех три, и первое - защита, и второе - щит, и третье - завеса. Защита не даст никому подчинить волю и сделает неподвластным чарам. Щит убережет на землях, укрытых Тенью. Завеса укроет от недоброго взгляда.

А еще исцеляют эльфы чарами своими, и воистину это дар драгоценнейший в мире, наполненном опасностями.

И от черной немощи, и от черного мора, и от порчи, Врагом насланной, и от призраков избавляют.

А еще там, где эльфы, растет все и благоухает, и сады и поля плодоносят, и дерева зеленеют.


Также злые бывают чары. Ибо все в мире подверглось Искажению, и сильнее всего - то, что способно изменять мир. А чары - как клинок обоюдоострый, и путь сотворяющего их - по лезвию меча.

И вот какие есть черные чары.

Первое - это продление жизни, пришедшей к концу. Для того переливают жизненную силу от одного к другому, и спасая умирающего, убивают кого-то иного. А принесение жертвы кровавой и продление срока жизни сверх меры порочно и разрывает струны, связующие мир.

Второе же - овладение волей и повелевание. Это особенно мерзко, ибо каждому живущему дан разум, чтобы знать и выбирать, и душа, чтобы различать добро и зло, тьму и свет. Лишенный же способности этой - лишен и дара Единого, лишен и цельности. А чтобы защитить от затуманивания разума, направления и подавления воли, и также Заклятия Великого Страха, чары защиты есть. Заклятия же эти измыслил Моргот во Дни Начальные, чтобы подчинять себе Воплощенных, если страхом или посулами не мог он привлечь их на свою сторону.

Третье из черных плетений - некромантия. И бывает она двоякого рода - удержание духа, лишенного тела, среди живущих, и вызывание оного из пределов Мертвых. И оба рода ее порочны, ибо размывают грань между живущими и умершими.

Сродни некромантии и создание чудовищ, воли, разума и души лишенных, лишь волей некроманта живущих, уязвляющих землю.

И черных лишь чар опасаться надо, а эльфийские плетения светлы и радостны, или пламени подобны, и оттого сердца людей влекутся к ним и страшатся их одновременно. А душам безгрешным и светлым, или сильным духом героям и вовсе не страшны никакие сети, сколько бы их не раскидывал Уловляющий Души.

Alkar Eleno enyalien i ea iEstel eldain ar firimoin.
Во имя сияния Звезды, что пребудет Надеждой эльфам и смертным.


Из архива Кэтрин Кинн.



return_links(); //echo 15; ?> build_links(); ?>