Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы
Игры Юмор Литература Нетекстовые материалы


Анариэль

Наставление о Палантирах

Сие наставление написал я, Боромир Воронвэ, Наместник Гондора и Четвертый Князь Итилиэна, дабы обобщить все то важное, что известно мне о палантирах в отношении безопасности Гондора и его границ. Поскольку говорится здесь о вещах, являющихся тайной и залогом безопасности Королевства, то пусть и само Наставление хранится в тайне, будучи предназначено лишь для Короля и Наследника его, для Наместника Гондора и его Наследника, для Хранителей Палантиров, а также для того, кому Король доверил заботиться о безопасности Королевства.


Ныне в Соединенном Королевстве осталось лишь три палантира из семи, привезенных в Средиземье Элэндилем, Исильдуром и Анарионом.

Палантир Элэндиля как и прежде пребывает в башне Элостирион на Эмин Бэрайд, что в Арноре. Но, как гласит предание рода Исильдура, Камень сей смотрит на Заокраинный Запад, на остров Тол Эрэссэа, где в Авалоннэ до сих пор хранится главный из Зрячих Камней. Посему о Камне Элостириона не будет более речи в этом Наставлении.

Палантир Ангрэноста (Айзенгарда) Государь Арагорн Элэссар в третий год Четвертой Эпохи возвратил на место, назначив ему Хранителя.

Палантир Анариона, он же палантир Минас Анора, как и прежде хранится в Башне Эктэлиона, также под надзором Хранителя Камня.

Настоящее Наставление имеет касательство до этих двух Камней, ибо возможности их схожи.

Они из Меньших Камней, посему размером невелики (по сравнению со сгинувшими Камнями Амон Сула и Осгилиата) - примерно фут в диаметре, и их расстояние наилучшей видимости - примерно 166 лар. Однако расстояние, на которое видит четко Камень, зависит, как выяснилось, от того, кто смотрит в Камень: Хранитель Камня видит на меньшее расстояние, нежели Наместник, а Наместник - на меньшее расстояние, нежели Король.

Соответственно, пределы ясной видимости для Камня Ангрэноста и его наследственного Хранителя ограничены на востоке Южной Отмелью Андуина, на севере - слиянием Бруинэн и Митэйтэль, на западе и на юге - морским побережьем. Пределы видимости для Камня Анора (максимальные и минимальные): на севере от юга Эрин Ласгалэн до Южной отмели Андуина, на востоке - от Восточного Мордора до хребта, ограничивающего Горгорот с востока, на юге - от Ближнего Харада (королевства Ат'аур-хана и Т'анна-ри-хана,) до Харондора, на западе - примерно от истока Лэфнуи до Эреха и реки Мортонд.

Уже из этого понятно, что для непосредственной обороны границ Камни практически бесполезны, ибо только на юге Камень Анора может заглянуть за пределы Королевства. Однако ж в остальных отношениях Камни, как и прежде, могут быть весьма полезны.


О работе с палантирами

Камни, не будучи связаны друг с другом, просто показывают беззвучные картинки, изображения, видимые с одной неизменной точки зрения. Причем изображения весьма мелкие, но если наблюдатель опытен и обладает сильной волей, он может приблизить и увеличить отдаленные предметы, сделать их более четкими. Например, человек в палантире видится крошечной фигуркой, размером в полдюйма, и его трудно разглядеть на фоне ландшафта или в толпе; но усилием воли изображение можно сделать четким и увеличить до фута, так что он становится виден отчетливо, как на картинке, и наблюдатель может узнать его в лицо. С помощью большего усилия можно даже проявить отдельные детали, интересующие наблюдателя: к примеру, посмотреть, нет ли у него на руке кольца. Но такие усилия воли требуют большого напряжения. Поэтому к ним прибегают только тогда, когда нужно срочно получить какие-то сведения, и наблюдателю известно, что именно требуется рассмотреть.

Палантир не позволяет слышать звуки или проникать в мысли тех, кого он показывает. Посему смотрящий в Камень должен быть чрезвычайно осторожен, делая выводы о мотивах или намерениях тех, на кого он смотрит. Палантиры показывают лишь то, что происходит или происходило на самом деле, но одно и то же событие может иметь несколько толкований, и наблюдатель, пытаясь вникнуть в смысл увиденного, может с успехом ввести в заблуждение сам себя. Если так можно выразиться, палантир показывает нам лишь фасад дома - и если этот фасад выкрашен в белый цвет, отсюда еще не следует, что и все остальные стены дома того же цвета...

Другим ограничением палантиров является то, что они не могут видеть происходящее в темноте - к примеру, ночью, в закрытом помещении или пещере. Однако сами по себе горы или здания не являются преградой для Зрячих Камней.

Насколько можно судить, в прошлые времена тем, кто смотрел в палантир, случалось сталкиваться с затенением. Что это такое, в точности неизвестно, однако возможно предположить, что это что-то вроде серой дымки-тумана, которая в Камне закрывает ныне от человеческого взгляда места, где жили эльфы - Имладрис, Лориэн (можно было бы решить, что это из-за того, что и Имладрис, и Лориэн находятся на пределе видимости, но точно такой же серой дымкой окутано убежище Хэннэт Аннун, откуда эльфы ушли не так давно).

Если одновременно Камни смотрят "друг на друга", то смотрящие в них могут общаться мысленными образами - картинками или словами. Однако, как выяснилось, для этого необходимо, чтобы по крайней мере сил одного из смотрящих хватило на то, чтобы дотянуться до второго Камня. Что, увы, ныне не под силу самим Хранителям Камней...

Насколько можно судить по дошедшим до нас записям Хранителей Камня Анора и Правящих Наместников, раньше было гораздо легче заставить Камни показывать то, что нужно наблюдателю. Людям нынешних времен это трудно сделать - они ограничены и по расстоянию, на которое могут четко видеть (см. выше), и по времени работы, и по возможности увеличивать картинку. Зависит это от права и крови Наследников Элэссара. За Королем и принцами следуют те, кто от Короля получил дозволение смотреть в Камень: Наместники, Хранители Камня - тут уже зависит от крови и силы воли того, кто смотрит.

Кроме того, умению работать с Камнем необходимо учиться, напрягая свою волю. Если постоянно работать с Камнем, со временем начинаешь видеть лучше - пока не достигаешь предела своих сил, каковой у каждого свой.

Здесь необходимо сказать об особенностях Камня Анора. Его значительно труднее подчинить, нежели палантир Ангрэноста. Явствует это хотя бы из того, что Хранители Камня Ангрэноста передают свой пост по наследству уже несколько поколений, в то время как в роду Хранителей Камня Анора уже несколько раз случалось так, что сын не мог унаследовать отцовскую должность - потому что видел в Камне лишь обгорелые руки лорда Дэнэтора...

Кроме того, если у наблюдателя недостаточно силы воли или навыка, а также при заметном ослаблении внимания, Камень Анора выходит из подчинения и начинает показывать картины и образы сам по себе. Это может быть то, что происходит прямо сейчас, или то, что происходило в прошлом - давно или недавно.

Как правило, нелегко понять, что именно в таком случае показывает Камень - поскольку изображения маленькие, меняются довольно быстро и их нельзя ни остановить, ни приблизить. Однако чем больше времени прошло со времени события, тем четче его изображение. Самое древнее, что я увидел и смог опознать, были события Войны Последнего Союза, - и неведомо мне, можно ли человеку увидеть в Камнях времена, предшествующие Акаллабэт. Относительно места происходящих событий можно догадаться по расположению Солнца.

Что же касается самих картин, то, насколько я могу судить, они имеют какое-то отношения либо к событиям настоящего, либо к личности наблюдателя, его роду или его собственной жизни. Однако смысл этих картин, то, на что они намекают, очень редко удается понять, хотя если это удается, это может оказаться весьма полезно и поучительно.

Вот самое главное из того, что я узнал из старинных документов и работая с Камнем Анора. В заключение остается прибавить лишь то, хотя Камень Итиля никак не проявлялся за все годы, прошедшие с Войны Кольца, надлежит помнить, что в отсутствие доказательств и фактов нельзя быть совершенно уверенным в его гибели - не стоит считать за верное то, что зиждется лишь на догадках, сколь бы правдоподобны они ни были.


Из архива Анариэль



return_links(); //echo 15; ?> build_links(); ?>