Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Источник Компьютерра
Дата 10.05.01
Название Средиземье на экране
Автор В. Гуриев
Тип материала  Статья


Владимир Гуриев

Средиземье на экране

Существуют литературные произведения, которые невозможно адекватно экранизировать по определению - слишком много в них оставлено на долю человеческого воображения. К таким произведениям можно отнести «Три мушкетера» Дюма, «Дюну» Герберта, «Властелина колец» Толкина... Единственная возможность создать удачную экранизацию книг такого рода - это не пытаться буквально воссоздать книгу на экране, а снимать абсолютно самостоятельный фильм, взяв за сюжетную основу, рассказанную в книге историю.

Тем не менее, несмотря на очевидные трудности, экранизации снимались, снимаются и будут сниматься в силу того, что создание экранизации по популярному произведению - практически всегда беспроигрышный шаг с коммерческой точки зрения. Ведь получившийся фильм (вне зависимости от его художественных достоинств) посмотрит множество поклонников книги.

Что думает по этому поводу режиссер Питер Джексон (Peter Jackson) доподлинно неизвестно, но именно он взвалил на себя ответственность за съемки картины по одному из самых культовых произведений XX-го века, трилогии Дж.Р.Р.Толкина (J.R.R.Tolkien) «Властелин колец». Как и книга, фильм будет представлять собой трилогию - первая часть, «Братство кольца» («Хранители»), будет готова уже к концу 2001 года, вторую мы увидим в конце 2002 года, а третью - еще через год. Уже сегодня можно с достаточной долей уверенности предположить, что результат трудов Джексона вызовет массу нареканий со стороны поклонников творчества «профессора» (так иногда называют Толкина читатели), но ровно с той же долей уверенности можно предположить, что, если Джексон и сделает лубок, то лубок этот будет, по меньшей мере, зрелищный.

Новозеландская Хоббитания

Сам фильм должен быть вдоволь насыщен спецэффектами, даже, если не принимать в расчет такие банальные вещи, как дополнительный грим актеров, играющих эльфов и орков. Ведь режиссеру сотоварищи нужно продемонстрировать на экране:

• полчища Врага, угрожающие Средиземью и противостоящие им армии народов, населяющих Средиземье;
• разнообразные фантастические пейзажи;
• действие различных магических заклинаний;
• разницу между весьма низкорослыми хоббитами и обычными людьми;
• разнообразных магических существ, в том числе и Горлума.

Конечно, наличие спецэффектов еще не делает фильм интересным и захватывающим (пример тому - недавнее фиаско Джона Травольты с кинофильмом «Поле битвы - Земля»), однако без правдоподобного изображения того, что уже в течение нескольких десятков лет представляют в своем воображении любители Толкина, и думать об успехе картины нечего.

Выполнение большей части спецэффектов поручено, как и в случае с «Матрицей» не американской компании. Главным подрядчиком по части создания визуальных эффектов выступает новозеландская компания WETA. Причина не только в том, что сам Питер Джексон из тех краев (и является одним из совладельцев WETA), но и в том, что австралийские и новозеландские мастера по спецэффектам стоят намного дешевле своих американских конкурентов.

Над картиной работают оба подразделения WETA - WETA Digital и WETA Workshop. Нас, конечно, больше интересует работа первого подразделения, поскольку второе занимается так называемыми «традиционными» спецэффектами, которые создаются без использования компьютеров.

Основной инструмент, которым пользуются в WETA Digital для работы над фильмом «Властелин колец» - пакет Maya с оригинальной, созданной программистами WETA Digital, библиотекой дополнительных функций, оформленных в виде плагинов. Впрочем, используются и независимые от Maya программные пакеты, такие как Massive, который применяется для создания масштабных батальных сцен с десятками тысяч участников.

Но главный упор делается, все же, на Maya. Как рассказал на конференции, прошедшей 3 декабря, главный аниматор WETA Digital Адам Вельдез (Adam Valdez), разработчики из WETA Digital очень тесно работали с программистами Maya над созданием специализированных сценариев на языке Maya Embedded Language.

Надо сказать, что в WETA Digital с самого начала понимали, что собственных сил компании не хватит для выполнения такого громадного объема работ, какой предполагает съемка «Властелина колец». В связи с этим, практически сразу же после получения заказа, компания объявила о наборе дополнительных специалистов и оказалась завалена тысячами резюме. В итоге было набрано около 100 человек из разных стран для работы над фильмом. Большинство из них - аниматоры, решившие не упускать возможности поработать над столь масштабным проектом. Впрочем, есть и приглашенные менеджеры. Так WETA удалось нанять одного из самых опытных «визуальщиков», работавшего еще для «Охотников за привидениями» и «Бегущего по лезвию бритвы» - Марка Стэтсона (Mark Stetson).

Кроме Maya, WETA Digital использует ПО SHAKE от Nothing Real, но насколько этот пакет используется при подготовке эффектов для «Властелина колец» - неизвестно.

Рождение Горлума

Те, кто смотрел галерею актеров на официальном сайте фильма (а если еще не смотрели - обязательно посмотрите, очень любопытно: http://www.lordoftherings. net), конечно, обратили внимание, что краткий рассказ об актере Энди Серкисе единственный из всех не сопровождается фотографией его героя.

Причина в том, что Энди «играет» Горлума, хотя слово «играет» здесь не совсем уместно. С Энди будут списаны движения Горлума, он же будет ответствен за мимику своего персонажа, но на экране мы увидим не Энди, а некое сгенерированное компьютером существо или, как его еще называют, CG-персонаж.

Горлум на самом деле не Горлум, а Голлум. Появившееся в имени Голлума «р» - изобретение наших переводчиков Толкина, посчитавших, вероятно, что Голлум для русского уха звучит слишком непривычно. Впрочем, по сравнению с переводом фамилии Бэггинс, как Торбинс или Сумкинс это, конечно, мелочи.

Для передачи мимики будет использовано программное обеспечение famous3D Animator от компании famous3D. famous3D Animator позволяет качественно передать мимику от одного лица к другом путем отслеживания изменения положения ключевых точек. Правда, не совсем понятно, как выбор этого ПО согласуется с публичным заявлением WETA Digital об отказе от использования Windows NT - под другими ОС famous3D Animator не работает.

Работу над переносом в компьютерный вид движений Горлума WETA Digital передала другому субподрядчику - компании Giant Studios, которая для создания движений использует пакет Motion Reality от Biomechanics Ltd..

Инструменты

Как и подавляющее большинство компаний, создающих спецэффекты, в WETA работают, главным образом, на рабочих станциях и серверах от SGI. Прошлой осенью, столкнувшись с нехваткой компьютерных ресурсов, компания приобрела себе 16 новых двухпроцессорных серверов SGI 1200, построенных на базе 700MГц Pentium PIII. В каждом сервере было установлено 1 Гбайт RAM и присутствовал жесткий диск объемом 9 Гбайт. Используемая ОС - Red Hat Linux.

Главные серверы WETA осенью прошлого года - четырехпроцессорный Origin 2000 и восьмипроцессорный Origin 2000 - содержали соответственно волоконно-оптические диски объемом 2.5 Тбайт и 900 Гбайт. Впрочем, и этого мало - предполагается, что к моменту окончания фильма объем места на основных серверах будет порядка 100 Тбайт.

В левой стойке установлено 16 двухпроцессорных SGI 1200. В правой - дисковый массив, объемом 2.4 Тбайт.

Для управления и хранения столь значительными объемами информации используется специализированная система Media360 от Informix. Об этом было объявлено еще 2 года назад, в самом начале работы над проектом. Правда, тогда общий объем данных оценивался несколько скромнее - предполагалось, что для хранения 1500 спецэффектов потребуется около 60 Тбайт.

Предполагается также постоянно наращивать и количество серверов, занятых в расчете трехмерных сцен, рендеринге - заявлено, что уже к концу этого года в рендеринге будет занято около 200 процессоров.

Достоверных сведений о том, какой именно пакет используется для окончательного рендеринга пока нет - вероятнее всего, это - RenderMan от Pixar, но, по некоторым данным, может быть использован и Mental Ray от mental images gmbh. Все работы над специальными эффектами для первой части должны быть закончены к 1 октября.



return_links(); //echo 15; ?> build_links(); ?>