Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Источник Немецкая волна
Дата 06.05.01
Название Ролевые игры
Автор В. Кирхмайер
Тип материала  Статья


Ролевые игры

«Год 1689 от смерти Последнего Императора ознаменовался великим и неслыханном доселе событием - конклавом представителей вероисповеданий Церилии. Пресветлые рыцари Хаэлина, суровые друиды Эрика, жрицы Незире, кудесники Руорнила, служители Серы, солнцеликие слуги Авани, посланцы Элоэны и огнепоклонники Лаэрме и неистовые войны Курасена, собрались в бывшей имперской столице. Собрались не потому, что договорились об этом ранее, но потому что сами боги через знамения и сны ниспослали смертным наказ: собраться в единый совет и пролить свет на странные события последних лет. А события и впрямь происходили странные и пугающие...»

Так написано в «Истории религий» в сеттинге «Бёртрайт» компании Ти-Эс-Эр, обнаруженной мною на интернетовской странице санкт-петербургского игрового проекта. Как вы уже, наверное, догадались, речь пойдёт сегодня о ролевых играх - увлекательном хобби и довольно любопытной субкультуре.

С наступлением темноты в близлежащем парке собралась группа необычно одетых молодых людей. И вдруг округа огласилась громким смехом и криками. Среди деревьев стало видно, что там, в гуще, что-то происходит – не то танцы, не то - драка. На лице и одежде некоторых выступили пятна крови... медленно, со стонами, тела начали оседать на землю...

Что это, правда жизни – жестокие «разборки» молодых бандитов? Нет. Только на первый взгляд происходящее действо кажется ужасным. На самом же деле с наступлением темноты в некоторых парках и лесочках Германии начинаются... шоу, а вернее, ролевые игры. Снаряжение для участников, такое, как, например, кровь или оружие, можно приобрести в специальных магазинах. Я отправилась в один из них, чтобы узнать что к чему.

На двери магазина висит табличка, разочаровывающая своим содержанием: «Все пистолеты – это копии из силикона». Внутри это небольшое помещение завалено одеждой, стилизованной под 10-17 века. На витринах расставлены разные стеклянные фигурки, коробочки, висят украшения из камней, манекены облачены в тяжеловесные кольчуги и рыцарские шлемы. Полумрак и приглушенная старинная музыка дополняют картину, оживляя воображение посетителей. Продавец появляется неожиданно, у него в руках – то самое оружие, из силикона. Уж он-то точно знает, что такое ролевые игры и кто в них играет.

- Ролевая игра, как ясно уже из названия, требует вживания в роль другого человека или существа, и как можно более правдоподобной игры. Получив роль рыцаря, короля или крестьянина, начинаешь её детально разрабатывать. Это характерно как для настольных игр, так и для игр на воздухе, то есть полевых. Задумываешься над характером, языком, манерой поведения, то есть, чтобы твоя фигура обрела приличный вид. Ну а, если речь идёт не о настольных, а о полевых играх с костюмированными участниками, то приходится корпеть и над костюмом, и над инсценировкой.

Как видно, ролевые игры очень схожи с театральным представлением. Более точно описать, что это такое, в нескольких словах невозможно. Ведь под определение попадает целый комплекс мероприятий, а сами игры имеют различную тематику и направленность и отражают всевозможные жизненные и социальные ситуации. Это некий определенный, подчас мало кому понятный мир. Как, например, обрисовать инопланетянину в трех предложениях мир, в котором ты живешь, как объяснить те или иные жизненные проявления. Невозможно! Хотя, попытаться стоит.

Ролевая игра - это Gesellschaftsspiel. Она бывает двух видов – настольная и на открытом воздухе. Конечно же, как и любые другие, ролевые игры имеют свои правила. Они вытекают из места и времени, где будут проводиться. Возьмем, к примеру, Кёльн, год 1450. В этой игре должны быть представлены все личности, вошедшие в историю. Важно также отразить в игре и политическую ситуацию того времени. Каждый участник ролевой игры перевоплощается в конкретного персонажа, в данном случае середины 15 века, и должен добиваться соответствующих ему целей. Кто какую роль играет и какие задачи перед собой ставит оговаривается в начале игры всеми участниками вместе.

- Всё происходит в большом королевстве бретонцев, игра разворачивается на территории Северной Франции до Ренессанса. Мы сосредоточились на разделе, который имитирует эпоху викингов и продолжается от раннего периода до норманнского. В принципе, исторические эпохи в таких играх изрядно смешиваются. Кроме того, существуют полевые игры, разворачивающиеся в настоящем или в будущем. Из разряда футуристических игр, например, «сайберпанк», обычно развивающий пред- или постапокалиптические сценарии. Игры, в которых действуют вампиры, обычно тоже происходят в современности. Спектр сюжетов и возможностей очень широк.

Впрочем, сюжет для ролевых игр должен быть не обязательно историческим. И даже не обязательно реальным, взятым из жизни. Часто в основу ложатся фантазии на тему будущего или сказки с добрыми волшебниками, гномами, ведьмами и драконами. Главное, чтобы всё выглядело по-настоящему, чтобы персонажи были одеты в соответствующие костюмы и не стеснялись своего полного перевоплощения. В случае, когда ролевая игра проходит не под открытым небом, а, например, в помещении, участники просто рассаживаются друг напротив друга и дают волю соей фантазии, смешивая в одно и были, и небылицы. Кто во что одет в этом случае не имеет никакого значения. Так же, как и правдивость рассказа.

Первые ролевые игры появились вместе с новым течением в литературе – жанра фэнтази. В двух словах – это смесь из Science-Fiction Roman, басен, сказок и приключенческих романов. Очень быстро новый жанр приобрел огромную популярность, с каждым годом увеличивается число поклонников, готовых выкладывать немалые деньги за приобретение тех или иных книг, игр и отдельных их персонажей. Фирмы-владельцы обогащаются не по дням, а по часам.

Взять, к примеру, фирму Tactical Studies Rules. В 1975 году она запустила в продажу игру под названием Dungeons&Dragons. Базировалась она на трилогии Джона Толкиена «Властелин колец». Кстати, в 90-х годах трилогия была очень популярна и в России. Так вот игра Dungeons&Dragons так полюбилась в народе, что за короткое время вышло бессчетное количество дополнительных частей, героев, продолжений и дополнений.

Сегодня существует уже несколько сотен различных игровых систем, затягивающих в свои сети всё новых и новых людей, причем, не только детей, но и взрослых. Каждый год ряды фанатов той или иной игры увеличивается на полмиллиона. Заметьте, что вырваться из той или иной игры гораздо сложнее, чем в неё включиться. Для многих это становится настоящей болезнью, требующей вмешательства врача-психиатора.

Между тем, «Властелин колец» Толкиена до сих пор пользуется огромным успехом на Западе. В Голливуде решили даже снять фильм по этой трилогии. Первая часть будет называться The Fallowship of the Ring и появится на экране в декабре этого года. Вторую и третью части – The Two Towers и The Return of the King – планируют выпустить в течение следующих двух лет.

Впрочем, «Властелин колец» – не единственный случай сумасшедшего коммерческого успеха. Лишь немногим уступают «Dracula» Брамштокера или «Bladerunner» с Геррисом Фордом. Почти у каждого почитателя ролевых игр видеокассеты с этими фильмами занимают на полке самое видное место.

Кстати, многие ролевые игры перестали быть сегодня просто частью культуры, а переросли в культурные традиции, передаваемые из поколения в поколение, от родителей детям. Один из игроков начал свою игру будучи восьми лет отроду.

- Мой отец увлекался ролевыми играми. Я думаю, что он был в известном смысле «первопроходцем», это было ещё в начале 80-х, когда эта субкультура только появилась. Ну и детей тоже чем-то нужно было занять, поэтому он стал и нас вовлекать в игру. Тогда как раз была рекламная кампания ролевой игры для детей от „Schwarzes Auge„. Отец её купил, и мы тоже стали играть.

Самое что ни на есть приятное времяпрепровождение для взрослых и детей с хорошей фантазией.

Но и критики не дремлют. Особенно часто ролевые игры попадают под «арт-обстрел» социологов и психологов среднего возраста. Они предупреждают о негативных последствиях подобных игр...

Например, психолог Фридрих Нольте предостерегает на страницах бульварной газеты «Бильд-Цайтунг»:

«Наибольшую опасность я вижу во врастании в групповые ритуалы, которые также типичны для различных эзотерических и психологических сект. Чем дольше люди находятся в такой группе с особым языком и устоявшимися кодами поведения, тем больше шанс того, что у них появится психическая зависимость и они станут чужими для своей собственной семьи. Возможные последствия этого - изменение идентичности и зависимость от группы. Ролевые игры подкупают людей тем, что создаётся впечатление, будто бы человека там воспринимают всерьёз, и у него появляются ясные цели».

Но ведь на это можно возразить, что вся повседневная жизнь обычного человека состоит из ритуалов: он просыпается, умывается, чистит зубы, читает газету, работает и ложится спать – как по расписанию. Вся наша жизнь – ритуал. А что касается особого жаргона или принадлежности к субкультуре, то ведь и футбольные болельщики немногим отличаются от «страстных толкиенистов». Ну какой же это «футбольный фанат», если он не знает правил игры, не владеет футбольным жаргоном, не посещает свой клуб и не ходит на матчи?!

И тем не менее, в ролевых играх продолжают усматривать оккультные тенденции, а некоторые христианские теологи вообще уверяют, что всё это чистой воды «сатанизм». Девушка, исполняющая в игре роль жрицы вымышленного божества, поясняет:

- Проблема в том, что всё валится в один котёл, и иногда очень не просто бывает разобраться, чего же другие игроки в настоящий момент от меня хотят. Особенно, когда кто-то не может понять, серьёзны мои намерения или нет. Я придумала свою собственную религию и постоянно её разрабатываю и углубляю. А партнёр по игре спрашивает: „Ты, что, и в самом деле в это веришь?„ Но при чём тут я? Моя фигура в игре верит в это. „Ну, а ты сама, как? Веришь?„ Видите ли, многие люди действительно мыслят стереотипами, то есть, что в игре можно раствориться, утерять всякую связь с реальностью.

Но это ещё не единственный предрассудок, с которым сталкиваются любители ролевых игр. Иногда приходится слышать, что среди них немало латентных садистов, которым доставляет удовольствие помучить своих партнёров по игре.

- Паршивые овцы, так сказать, встречаются в любом стаде. Наиболее разительный случай из тех, что я могу припомнить, произошёл во Франции. Там в ходе полевой игры сражались настоящим оружием из стали, а не муляжами, как обычно. Один из игроков так разошёлся, что нанёс тяжёлые ранения двум партнёрам по игре.

Конечно, подобного рода негативные примеры дают благодатную почву для скептиков. Но на то и существуют правила игры, чтобы их придерживаться. Настоящий игрок никогда не станет применять физическую силу, такие сцены лишь имитируются.

- Мы, например, играли такую сцену: тинг, верховное собрание, приговорил одного из игроков к позорному столбу. Однако, соответствующее сооружение, в которое наказанный должен просунуть голову и руки, имеет столь большие отверстия, что он всегда может освободиться сам. Если проштрафившегося приговаривают к карцеру или темнице, и это происходит в пятницу, то игрок вовсе не обязан сидеть все выходные в отведённом для этого месте и может уйти домой. Нельзя, например, накладывать цепи или связывать людей верёвками. Если кого-то сажают в темницу, то можно обмотать ему руки и ноги верёвкой, но завязывать, а тем более на узел, – не разрешается.

Ну, а если кто-то на самом деле почувствует себя плохо, он всегда может прекратить игру, заверили меня партнёры по интервью. Им до сих пор встречались лишь приличные люди.

- Взгляни хотя бы на нас троих. Участники бывают самые разные: за одним столом могут собраться студент, получатель социального пособия и профессор. В нашей нынешней группе самому старшему игроку за 50-т, а самой младшей участнице всего полтора года.

В том, что ролевым играм все возрасты покорны, заверил меня и владелец магазина, в котором можно приобрести всё необходимое для настольных и полевых турниров.

- Да, собственно, самые разные люди, обоих полов, разных профессий, в возрасте от 14-ти до 80-ти. Только что у меня приобрели какие-то аксессуары и посуду пенсионеры, которым не меньше 80-ти. Я, правда, засомневался, что они действительно выйдут играть в поле... хотя, кто знает?..

Выставленный на продажу товар напоминает музейные экспонаты. Это муляжи и имитации средневековой одежды и утвари. Их покупают люди, увлекающиеся риэнэктментом. Владелец магазина поясняет, что это значит:

- Риэнэктмент – это историческое действие с высокой степенью аутентичности. Я и моя подруга специализируемся на Швеции и России в 10 веке, имевших в те времена ряд точек соприкосновения. У нас множество знакомых из разных стран. Мы поддерживаем контакт с группой «Силверволфс» из Москвы, с ними мы встречаемся один-два раза в году. Я знаю, что русские игроки чаще всего сами изготавливают свои доспехи и аксессуары и продают их на рынках и на игровых мероприятиях. Это зачастую очень неплохие копии аутентичных исторических вещей. Самая дорогая вещь из тех, что я продал в моём магазине, – кольчуга из металлических колец, стоимостью около тысячи марок.

Виктор Кирхмайер.



return_links(); //echo 15; ?> build_links(); ?>