|
Источник | Газета "Школяр" |
Дата | 30.12.00 |
Название | Трудно быть мастером |
Автор | Андрей Туманов |
Тип материала | Статья |
Играете ли вы в игры? Не надо отшучиваться или говорить, что эти глупости не для вас. Не надо говорить, что вы занимаетесь серьезными делами. "Серьезные" взрослые люди часто играют, сами того не замечая. А что такое взрослый, как не выросший ребенок? Поэтому дети и должны расти, как физически, так и духовно.
В этом, как нельзя лучше поможет игра. С играми, помогающими развиться физически, всё понятно - это футбол, волейбол и ещё куча разных игр. А как быть с развитием духовным? Есть игры, развивающие логику, внимание, память человека. Однако это нельзя назвать духовным развитием. Духовное и личностное развитие приходит с чтением книг и личным опытом. С книгами понятно, а опыт? Согласитесь, не так уж много опыта можно успеть получить в этой жизни. В этом и может помочь игра. Игра не простая. Чем-то даже опасная, но при этом безумно интересная. Это игра ролевая (иногда ролевые игры называют симулятором другой жизни).
Что же такое ролевые игры (а их множество)? Об этом я расскажу чуть позже. Сперва о том, какие они бывают. В обратном хронологическом порядке: компьютерные, полевые и настольные.
Компьютерные ролевушки, самые молодые, произошли от игр настольных и почти полностью унаследовали их правила. Разумеется, весьма упрощенные. Лично я считаю, что это - вариант для лиц с весьма ограниченным воображением. Да и какая радость таращится в одиночестве на экран монитора, и гадать, что же приготовили авторы игры? Во-первых, - глазам вредно. Во-вторых, - довольно быстро надоедает. В-третьих, - дорого. А главное - какой опыт из этого всего можно извлечь? Разве что логическое мышление и ловкость пальцев. Тьфу, гадость!
Более старыми являются игры полевые, или просто ролевухи. Зародились они лет 25-30 тому назад в Великобритании. Каждый играющий получает роль, ну как в театре: рыцарь, дракон, разбойник - любую, и старается ее отыграть. Для игры разрабатывается сюжет, которому не обязательно следовать - он лишь описывает ситуацию, в которой придется действовать персонажам. Хороший сюжет способствует лучшему вживлению в роль. А следовательно, получению большего удовольствия от игры. Единственная цель таких игр -"не победа, а участие", то есть получение удовольствия от самого процесса игры.
У нас такие игры проходят в околопитерских лесах, например, на 63 километре, в Солнечном, Пушкине и других местах. Поэтому нередко бывают столкновения с воинствующими грибниками и просто отдыхающими. Но не надо пугаться, наткнувшись в лесу на людей в странной одежде, в доспехах и с оружием. Ролевики - народ мирный, пока их не трогают.
Далее. Сюжет игры и свод правил разрабатывает опытный человек, именующийся Мастером. Мастер принимает деятельное участие в игре, следя за порядком и соблюдением правил. В играх настольных тоже есть Мастер, именующийся Водящим или Дэнжен - мастером. В компьютерных ролевушках Мастера замещает компьютер. Хреново, кстати, замещает.
Вообще быть Мастером - адская работёнка, особенно в играх полевых. Потому в таких играх зачастую несколько Мастеров. В играх обычно участвует 25-70 человек, в зависимости от авторитета Мастера, погодных условий и наличия сессии. Бывают и общегородские и всероссийские игры, длятся они около недели, и меньше 300 человек там не бывает.
Каждый из игроков, взаимодействуя с окружающими, создаёт некую историю, которая вполне может быть продолжением какой-нибудь книги или исторического события. В некоторых играх есть четкая цель, элемент приключений, например: "собрать армию, замочить дракона, спасти принцессу, спереть золото". Или: "спереть дракона, спасти золото, собрать принцессу, замочить армию".
В целом игры полевые разделяются на два вида: постановочные (театралки) и боевые. Различие между ними довольно велико: в играх постановочных реальные поединки практически отсутствуют. В ходе конфликта побеждает игрок, имеющий определённое превосходство над оппонентом. Например, в силе, ловкости, меткости т.д. Основой таких игр является дипломатия, политика, торговля, магия и элемент приключений.
В боевых играх дипломатия и политика не играют почти никакой роли, иногда лишь позволяя "лавировать", не попадая в бой. Основой здесь является боевое мастерство, умение владеть оружием и воинский опыт. Сильная, хорошо подогнанная команда всегда побеждает. Конечно, если её лидер будет соблюдать выигрышную тактику.
Апогеем таких игр является "свалка"- штурм крепости, например, - когда все войска бросаются в бой, всё стремятся уничтожить врагов и не погибнуть. В свалках иной раз не отличишь своего от чужого. Смотреть со стороны на это действо- зрелище не для слабонервных, да и кого бы не впечатлили 30-40 воинов в доспехах, со щитами, вооруженных холодным оружием всех мастей и калибров и сходящихся "стенка на стенку"? Да, это страшно, да, это опасно, но так притягательно-
Оружие безопасно - клинки делаются из дерева, текстолита и т.д., не имеют сильной заточки, с закругленными остриями. Топоры, копья, стрелы имеют резиновые лезвия и наконечники. И доспехи тоже не зазря делаются. Однако, как вы понимаете, опыт в таких играх дается просто колоссальный.
Ну, вот я и подошел к классике жанра, к играм настольным. К развлечению людей свободных, одаренных воображением и чувством юмора (обязательные условия, наряду с интеллектом).
Всегда приятно в тесной компании 3-5 человек сыграть во что-нибудь, напрягающее порядком разжиженные мозги. Главным "напрягателем" будет, как всегда, Мастер. Приключенцы знают, как тяжело Мастеру, и всегда поставят ему еще одну кружку пива-
Игры настольные - самые старые из всех ролевых: корни теряются во мраке столетий, однако, свой нынешний вид они приобрели всего 50-30 лет назад. Они бывают 3-х видов: "водилки", "дэнжены" и "битвы". Боевые настольные игры не являются ролевыми, однако они развивают тактическое и стратегическое мышления. В подобные игры играли полководцы прошлого перед решающей битвой ("Ваш ход, господин адмирал"). Явный пример таких игр - серия "Warhammer", получившая отражение на экранах мониторов. Здесь есть поле, воины, игроки и правила. И удача. Брось кости и посмотри, кто победит.
Воплощенная "битва умов" - водилка, она же "словеска". В таких играх даже не используются кости, только голый интеллект Мастера и Приключенцев. Понятно, что купить правила такой игры в магазине не удастся. Нужно найти Мастера. А у каждого Мастера свои правила и свой мир. Вот это игра ролевая. Практически у каждого Мастера в голове есть правила водилки, на случай, если правила и кости под рукой не окажутся.
И вот теперь - она! Классика! Дэнжен. Изначально он был создан фирмой "TSR" и назывался "Dungeons&Dragons". На западе он обрел бешеную популярность, создавались продолжения и доработки. Вышло "AD&D" (ADVANCED). Правила, карты, принадлежности мгновенно раскупались, поклонники плодились, как грибы. И вот в 1988 году появилось "второе издание" - та самая классика. Дальше некуда. Одно было плохо - правила "D&D" и "AD&D" были довольно жесткими и очень уж заморочными и сложными. Появлялись упрощенные игры на основе "AD&D". Появился "GURPS" - базовая универсальная ролевая система, подходящая и к мирам фэнтези и к кибер панку и вообще ко всему. Однако на этом празднике жизни и игры Россия оказалась чужой. До нас доходили лишь жалкие крохи от общего пиршества. "Народные умельцы" переводили, как могли, правила, пытались постичь всю глубину замыслов западных фирм. И тихо зверели.
Но и в России появились настольные-ролевые, самая первая - "Заколдованная Страна". Ещё несколько других и вот, год назад, увидела свет игра "Заклятье черного мага". Однако этим играм ещё очень далеко до западных. Зато в Питере появилось представительство TSR - клуб "Саргона". За "жалкие" 90 долларов вам предложат полный свод правил для игры. На английском, естественно. А это подходит только маньякам (копить годами и годами же переводить) или очень-очень богатым людям. Но им, как правило, подобные развлечения чужды.
Вот такая вырисовывается ситуация, а играть то хочется, а главное - играть хорошо. Поэтому появляются Мастера создающие игры сами, все правила, все таблицы, все карты. Ясно, что не каждый Мастер способен на такое, поэтому и мало нас (я тоже принадлежу к подобным Мастерам). Зато такие Дэнжены во многом превосходят западные игры. Хотя зависит все, опять же, от Мастера, его ума и таланта. Вполне очевидно, что за такими играми будущее: не может же компьютер заменить живого человеческого общения.
P.S. Надеюсь, что после прочтения моей статьи вы поняли, что Игра - это серьезно. А хорошая игра - это еще и тяжело.
return_links();
//echo 15;
?>
build_links();
?>