|
Источник | Черноголовская газета |
Дата | 15.05.98 |
Название | Толкиенутые драконов не боятся |
Автор | Т. Кондракова |
Тип материала | Статья |
Едва апрельское солнце на пару дней обнажило сосновую опушку за Баварским домом - застучали мечи и засвистели стрелы, пугая сдуру вылупившихся бабочек. Черноголовские толкиенисты после зимнего затишья открывают сезон. "Чайники" ходят поблизости, с плохо скрываемым интересом поглядывая в их сторону. Еще бы! Одно дело постоянно быть Лехой, Саней, Иваном или Андреем и совсем другое - смастерить из хоккейной клюшки меч, отладить самодельный лук или сбацать большой деревянный молоток и на несколько часов почувствовать себя эльфами Динэделем и Феанором, а, может быть, Нимэделем. Или веселым хоббитом Сэмом. Встать в "стенку" и поразмяться, помериться силами с гномом Гимли, тренирующимся в одной команде с орком Моргом. Надо готовиться и оттачивать мастерство. Близится лето, пора больших толкиенистских игрищ.
В начале девяностых книжный бум выплеснул на российский рынок волну западной литературы в жанре фэнтази, до тех пор известной нашему читателю преимущественно по самиздатовским переводам. К чести литературных "подпольщиков" надо отметить, что таким способом распространялись творения лучших иностранных фантастов этого направления, не слишком развитого в ту пору в отечественной литературе. Сегодня "пена" однодневок начинает опадать, а среди весомых "золотников" по-прежнему блистает полное издание большой литературной сказки Джона Рональда Руэла Толкиена. Известный британский писатель, филолог, профессор Оксфорда с 37 лет, он был замечательным отцом, воспитавшим дочь и трех сыновей, двое из которых во время Второй мировой сражались с фашизмом, а третий стал священником. Сказки, некогда рассказанные в детской, позже посылались сыну на фронт в виде рукописи нарождающейся сказочной повести, и впоследствии стали достоянием мировой литературы. Валлийские легенды, ирландские и исландские саги, скандинавские мифы и эпос древней Германии питали фантазию Толкиена, создавшую в итоге "Хоббита", философскую сказочную трилогию "Властелин колец" и космогонический эпос "Сильмариллион". Все они были объединены литературоведами под определением "эпопея".
Описываемые в ней события происходят в реальности созданного воображением автора мира, населенного могучими чародеями, эльфами, гномами, троллями, орками и тому подобными сказочными персонажами. И еще там встречаются драконы (а где их нет?), алчные и лукавые создания, сторожа некогда награбленных сокровищ. Разговор с этими премудрыми тварями - особое искусство. Настоящий герой имеет право на некоторые ошибки (по утверждению автора, их трудно не допускать, беседуя с Драконом), но разгадать иезуитские хитрости, остаться самим собой и перехитрить Змея он должен непременно. Живут в том мире и люди, большой погоды, впрочем, не делающие, хотя все герои Толкиена в той или иной степени наделены человеческими чертами, и его книги, написанные в духе христианской морали, это несомненно книги о становлении именно человеческой личности.
Такая справка адресована, конечно же, непосвященным. Прежде всего тем, кто Толкиена не читал и читать, скорее всего, не будет, однако хотел бы узнать, откуда появились и чем занимаются толкиенисты - отроки с деревянной имитацией старинного оружия в руках, тусующиеся там-сям на природе и заметно размножившиеся в последнее время в Черноголовке.
Не стану утомлять вас подробным описанием правил и терминологией игр, которыми увлекаются эти ребята. Кто захочет - поищет нужные страницы в Интернете (http://chat.ru/~Feanor/eglador.Htm). Задача иная: поделиться личным мнением об этом интересном явлении, по не совсем понятным, вроде бы, причинам возникшем и развивающемся в нашей стране. Право на суждение имею полное, поскольку более года имею толкиениста в своей семье.
Пресса называет эпопею "культовым учением", аналогом библии и т.п. Но это, по большом счету, - лукавые мудрствования взрослых. На самом деле ребята, полюбившие сказку Толкиена, просто привнесли ее в свою жизнь, посвящая досуг изучению текста и своеобразным спортивно-театральным играм по сюжетам "Сильмариллиона", "Властелина колец" и произведений иных авторов этого жанра. Говорить о каком-либо новом вероучении вряд ли справедливо. Автор ни на йоту не отступил от христианских заповедей, называя Добро и Зло своими именами. "Сильмалирион" - эпос, придуманный для придуманной же языческой страны Средиземья, и подростки вполне отдают себе в этом отчет. А если иметь в виду ереси и опасные для детских душ изобретения, то упрекнуть в них следовало бы сегодняшних журналистов, навязывающих обществу пугающие ярлыки, а также литераторов, неуемных интерпретаторов и толкователей одного из лучших сказочников века, которые подбрасывают юным романтикам сочинения хорошего художественного уровня, но очевидно просатанинского толка типа "Черной книги Арды".
В молодежной прессе любителей творчества Толкиена и фэнтази вообще нередко изображают немытыми романтиками или не понятыми реальным миром, а посему протестующими; "королями Артурами", странствующими в поисках хоть какого-нибудь двора. Пугают вероятностью появления "крыш", "уехавших" от чрезмерной увлеченности "эльфийским" языком или в батальном пылу ролевых игр.
Бывает, что родители боятся приобщения ребенка к забавам фантазеров-переростков по причине воможности попадания его в очередную завуалированную секту. В связи с подобными опасениями в одной знакомой мне семье в разведку был отправлен папа. Он с удовольствием "помахался" с молодежью на деревянных мечах, поговорил с ребятами о литературе, и сомненья улеглись.
Они абсолютно неформальны - никаких писаных уставов, программ, списков членов, обязательной формы. Есть среди толкиенистов мастера фехтования и постановки ХИшек ("хоббитских игр" на сюжеты фэнтази), имеются знатоки жанра, но нет лидеров-диктаторов или каких-нибудь там руководителей. Собрания открыты всем - приходи и любуйся на девушек в стилизованных средневековых платьях и куртуазных молодцов. Можно, представившись под избранным по вкусу псевдонимом (или без него), сразиться на пару с незнакомым пока единомышленником или встать в одну из "стенок" плечом к плечу с друзьями, имен которых, возможно, не узнаешь никогда. Можно поучаствовать в беседе на любимую тему, послушать стихи и пение "толкиенутых" бардов, анекдоты о героях "Властелина колец", понять которые может лишь слушатель, хорошо знающий первоисточник. А потом уйти насовсем, или вернуться, если снова потянет в общество родственных душ. Причем, подростком для этого быть не обязательно. Среди наведывающихся, например, в Нескучный сад - основное место сбора московских и окрестных толкиенистов. Есть и люди совсем зрелые, и пятилетние дети.
Само движение возникло в России спонтанно, без влияния какого-либо авторитарного центра, одновременно в различных населенных пунктах. В Черноголовке это произошло, как и везде, в первой половине девяностых. Сегодня подобных неформалов в стране насчитывается около 10 тысяч, а у нас в поселке - человек пятьдесят. С наступлением тепла толкиенисты устраивают на природе действа по заранее подготовленным сценариям. Участвуют в них порой более сотни человек, и игра может длиться два-три дня.
Вредно ли быть толкиенистом? Думаю, что не вреднее, чем играть в "казаки-разбойники", в "наших-немцев" или в Петьку с Василием Ивановичем. И уж куда как безопаснее попадания в среду каких-нибудь иных подчас заведомо агрессивных неформалов. А что касается засорения мозгов, то наука отличать черное от белого, почерпнутая из хорошего образчика мировой классической литературы, едва ли повредит нынешним детям, без конца соблазняемым массой развивающих безмозглость развлечений. Кстати, в рядах толкиенистов нынче зреют планы о проведении игр на славянские сюжеты. Вряд ли крамолен путь, ведущий детей к родной истории. И не беда, что он окольный.
Большинство из них - умные ребята, со связной речью и развитым воображением, без каких-либо маргинально-инфернальных залетов, и что особенно важно, с нормально формирующимся отношением к реальной жизни. Понятно, что как и другие сверстники, они пока только разбираются в правилах ее отнюдь не запредельных игр. Наверняка разберутся. Удалось ведь герою "Властелина колец" хоббиту Фродо и его друзьям, таким же "зайце-людям", не спасовать перед драконовскими хитростями Врага. Возможно, именно в создании их психологических портретов и заключается феномен Толкиена, сумевшего завоевать большое доверие и любовь, если позволено так сказать, начинающихся людей нескольких поколений. Ведь он, по сути, воспел в своих книгах веру в возможность преодоления страхов и душевных слабостей совсем не геройского вида "невысокликом", стоящим перед лицом Тьмы, а, значит, и в возможность совершенства любого человека. В заключение сошлюсь на цитату из предисловия к трилогии видного российского историка-литературоведа В. Муравьева, переводчика произведений Д. Толкиена на русский язык:
"Это книга о природе власти, которая хочет быть властью над человеком, власти безнравственной и порабощающей, основанной на лжи и насилии. Духовная капитуляция перед такой властью и всякая ей сопричастность растлевают и губят человека. Общие нравственные законы существования человечества непреложны. Человеческое достоинство - главное достояние человека, и нужно отстаивать его до конца любой ценой, в любых обстоятельствах."
Не правда ли, актуально? По-моему, это очень полезно - быть сегодня толкиенистом.
Прошедшей зимой в окрестностях Северного озера виртуальные индейцы мужественно добыли магический артефакт; ледяное проклятие было снято: весна все-таки наступила. И в первые же праздничные майские выходные московские и местные ролевики провели еще одну игру в наших краях. Рассказ о том, как это было, и как проявили себя в родных соснах черноголовские толкиенисты - в следующем номере "ЧГ".
Татьяна Кондракова
return_links();
//echo 15;
?>
build_links();
?>