|
Источник | Аргументы и факты |
Дата | 07.07.99 |
Название | Критический зуд. Бестселлер кризису не товарищ |
Автор | П. Полянко |
Тип материала | Статья |
Полина ПОЛЯНКО
ЧЕМ отличается американец от русского? Вовсе не тем, что в детстве он пил кока-колу вместо лимонада "Буратино", а в старости предпочтет джин-тоник в одиночестве водке втроем. Отличается он от нас, товарищи, тем, что во времена Великой депрессии средний американец окончательно перестает читать книги, а средний русский начинает читать их с удвоенной силой.
ОТПУСКНАЯ цена книг в "Вагриусе" составляла до кризиса от 1,2 до 1,6 долл., сейчас не доходит даже до одного. Покетбук с Александрой Марининой (издательство "ЭКСМО"), стоивший 5-6 руб., то есть 80 центов, сейчас можно купить за 8-9 руб., то есть примерно за 40 центов. После кризиса разорилась практически половина мелких издательств - на весенней книжной ярмарке на ВВЦ пустовала большая часть стендов. Однако большие издательства - те, кто смог себе позволить хотя бы некоторое время, до резкого скачка цен на бумагу, продавать книжки по прежней стоимости, - выдюжили. Более того, их суммарные тиражи даже выросли: издательство "ЭКСМО", например, за 97-й год выпустило 1037 наименований книг, а к концу 98-го - 1486. Заместитель гендиректора издательства "Вагриус" А. Ильицкий честно признался: их издательство устояло благодаря тому, что всегда сочетало коммерческие проекты с некоммерческими. Так, благодаря монополии на Доценко люди получили возможность читать серьезную литературу: каждый его новый роман - это минимум 200 тыс. тиража, а суммарный доценковский тираж составляет около 12 млн. экземпляров. Спрос после кризиса заметно упал только на отечественный любовный роман. Хотя наши ЛАВБУРГЕРЫ ваяют такие умелые мастера, как Берсенева, Арсеньева и Смолякова, в минуты жизни роковой москвички решительно предпочитают перепевы нашей действительности пересказам содержания "Династии" и "Санта-Барбары".
А вот ДЕТЕКТИВЫ, написанные авторами-женщинами, настолько увеличили популярность, что "ЭКСМО" в начале года пришлось открыть новую серию - "Детектив глазами женщин" (в ней кроме Марининой печатаются Дашкова, Полякова, Яковлева, Серова, Корнилова - около 12 дам). Усилил позиции и документальный детектив (Карышев и Романов, пишущие о тайнах Лубянки). Повысился интерес к фантастике (в этой сфере самым издаваемым за последние десять лет автором является Головачев). Все более популярным становится жанр фэнтези, прежде всего в исполнении Перумова.
Объем продаж ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в издательстве "АСТ- Пресс" с августа прошлого года практически не изменился: тиражи в 30-50 тыс. экземпляров расходятся за месяц-полтора, и чаще всего их даже приходится допечатывать. А ведь цены на детскую литературу вовсе не детские: книга русских народных сказок на хорошей бумаге объемом 184 страницы стоит аж 100 руб.! Правда, стопроцентно успешна в этом отношении только годами проверенная классика: народные сказки иавторы типа Михалкова, Барто, Заходера и Чуковского. Остальные детские книжки приходится продавать по принципиально другой цене: "Азбука" объемом 64 страницы стоит 24 руб.
В трудные времена наши люди решили повысить свой образовательный уровень: специалисты отмечают резкий рост спроса на прикладную литературу. Издательство "АСТ-Пресс", выпускающее серию "Основы художественного ремесла", сегодня называет в числе явных бестселлеров книгу "Бисероплетение" - дает себя знать мода на фенечки. Однако такая учеба обходится недешево: цена книжки в магазинах поднимается до 50 руб.
На общем фоне падения уровня жизни публика вновь заинтересовалась философией: резко повысился рейтинг продаж "Антологии мысли" ("ЭКСМО"), в которой печатаются такие популярные авторы, как Плутарх, Ницше, Бердяев, Фрейд и Лосев... Вырос интерес к современной прозе: Петрушевская и Улицкая ходят в явных лидерах, книги Маканина, Наймана и Андрея Битова считаются издательской удачей, ну а очередное произведение В. Пелевина ("Generation P"), которое автор настоящей публикации вынужден также причислить к разряду серьезной литературы, и вовсе вышло в бестселлеры по тиражам в "Вагриусе".
Устойчивым лидером рынка является и вагриусовская серия "Мой 20-й век". Казалось бы, только ленивый не печатал в свое время "Алмазный мой венец" Катаева, но первые пять тысяч тиража разошлись мгновенно: любовь к мемуарам не способен поколебать ни один кризис. Вывод ясен: чем хуже нам жить, тем мы умнее. Жаль, что не наоборот...
return_links();
//echo 15;
?>
build_links();
?>