Главная Новости Золотой Фонд Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы Общий каталог
Главная Продолжения Апокрифы Альтернативная история Поэзия Стеб Фэндом Грань Арды Публицистика Таверна "У Гарета" Гостевая книга Служебный вход Гостиная Написать письмо


"Тол-ин-Гаурхот" Ноло Т. Торлуин

Произведение, не имеющее аналогов в литературе фэндома. Уж кажется, сколько написано-переписано про поход Берена и Финрода, всё не один десяток раз обыграно и в том ключе, и в другом… Ноло стоит в стороне и от бесконечных подражаний “Аб сурдо”, и от рационализаторства “ПТСР”. Он сплетает свою собственную вязь образов, делая главным героем не Финрода, не Берена и даже не Саурона, а… туманы Замка Призраков.
Где та грань, которая отделяет человека от оборотня? Где та грань, где вражий морок переходит в иллюзорное счастье? Где та грань, которую не замечают одни и на которой отчаянно балансируют другие? Где грань между Светом и Туманом? между верностью себе и предательством?
Ведь оборотень – это не тот, кто становится зверем.
Это тот, чьими глазами смотрит туман.

Этот туман становится не просто героем произведения: он превращается в главную стилеобразующую (хосподи, ну и слово!) черту. Снята граница между прозой и стихом – пожалуй, всю повесть можно назвать одним огромным стихотворением в прозе. Сняты и границы эпизодов – особенно это хорошо в поединке Финрода с Сауроном, когда читатель ждет, ждет, ждет, что начнется поединок – а потом обнаруживает, что поединок-то давно идет и уже близок к финалу.
И наконец, “Тол-ин-Гаурхот” оказывается единственным представителем жанра “темного дописывания”. Хотя в центре повествования – мороки Крепости Призраков и окутанных туманов лесов, в повести нет и намека на апологетику Темных. Призрачное счастье, которое Тол-ин-Гаурхот дарит своим жертвам, так и остается – призрачным. Автор стоит над собственным произведением, не расставляя ни плюсов, ни минусов.
Ну и формальный признак – ни одно из событий “Сильмариллиона” не переосмысленно, не переиначено.

И маленькое ИМХО напоследок. Удивительно хорош образ Берена, которого долго и старательно пытаются превратить в медведя; до жути пробирает рассказ о мертвых соловьях, встречающих Лучиэнь на мосту Тол-ин-Гаурхота; изо всех призрачных образов не может не запомниться беспощадная (и такая милая!) белка Ленти; и медленно превращающийся в оборотня Келегорм, которому для этого вовсе не надо куда-то уезжать из Нарготронда… Да там много хорошего…
Что говорите? Недостаток, говорите? А как же, имеется. Автор обещал третью часть – и не сделал. Это страшный недостаток повести!

Обсуждение на форуме