Главная Новости Золотой Фонд Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы Общий каталог
Главная Продолжения Апокрифы Альтернативная история Поэзия Стеб Фэндом Грань Арды Публицистика Таверна "У Гарета" Гостевая книга Служебный вход Гостиная Написать письмо


"Черная Книга Арды". Ниэннах и Иллет

Концепция ЧКА меня, откровенно говоря, возмутила. Еще до того, как я ЧКА прочитала. И дело не в ортодоксальности моего мышления, а скорее в том, что такой подход разрушает столь четкую, красивую и логичную схему, созданную Толкином. И я могла предполагать, что новая схема не будет стройной и изящной, что там будет куча натяжек и нелогичностей. Да и в самой идее апологии Мелькора есть что-то сугубо женское, слезливо сентиментальное, а значит, недоброкачественное. Так что брала я в руки ЧКА с чувством некоторой брезгливости, считая, что беру в руки посредственный дамский роман.

К счастью, во многом я ошиблась. И это стало ясно с первой же страницы. Мне многое понравилось.

Во-первых, стиль. Я ожидала пресненьких штампов, свойственных переводным дамским романам - их не было! Был стиль, переполненный эмоциями, с непривычки трудно читаемый - но яркий, берущий за душу, создающий адекватное содержанию настроение.

Во-вторых, культура Эллери Ахэ. Чудеснейшая, неповторимая, аналога, по крайней мере, в ранее прочитанной мной фэнтези не имеющая. Хотя, по-моему, такая культура могла возникнуть и у толкиновских эльфов, у каких-нибудь Нандор или Авари, например.

В-третьих, так всеми осмеиваемая история Элхэ. Конечно, Элхэ похожа на девочку, влюбленную в кинозвезду, но что с того? У таких девочек только повод для эмоций смешной и ребяческий, а сами-то эмоции - дай Боже... Совсем не детские, вполне настоящие эмоции. Может, история Элхэ меня тронула потому, что я сама прекрасно помню себя в 15 лет. Очень похожий был характер.

Но, наряду с положительными моментами, в глаза бросились и отрицательные.

Нелогичность, натянутость мотиваций я предвидела. Получила по полной программе. У Профессора все было прозрачно, мотивации видны с первого взгляда, не надо было глубоко лезть в психологию персонажей, чтобы понять причины их поступков, достаточно было рассмотреть их выгоды-невыгоды и этичность-неэтичность. У Ниенны - на мой взгляд, в худших традициях декаданса - героями движет какая-то мешанина из эмоций, ложно-глубокие психологические мотивы, одним словом, то, что никоим образом поступков не объясняет.

Кроме того, меня взбесило, какой грязью облили Светлых. Да нет, среди тех же Нольдор, конечно, были гады еще те, но Профессор им не отказывал в возвышенности. Даже в своих проступках и даже злодействах феаноринги оставались великими, они вызывали негодование, но не отвращение. По Ниенне же у них налицо низменность помыслов и поступков, ниенновские Светлые вызывают даже не отвращение - брезгливость.

И, как ни странно, нечто подобное брезгливости вызывает и главный герой - Мелькор. Слабое, рефлексирующее существо, неспособное защитить своих учеников. Я ужасно не люблю героев, погруженных в рефлексию, ибо редко кто из них может действовать активно в нужный момент. Как Учитель и Вождь Мелькор явно не на месте, ну не воин и не лидер он по натуре - значит, он и его ученики обречены, ибо в ниенновской Арте побеждает сильнейший. И всю вину за поражение, на мой взгляд, несет именно Мелькор.

Кроме того, метафизика Арты весьма невнятна, нелогична и весьма напоминает смесь гнозиса и "Тайной доктрины". Это тебе не стройная схема Толкина, основанная на одном католицизме...

А главная претензия моя к Ниенне состоит в том, что она превращает сказочный, хрупкий и чистый мир Средиземья, где решающей силой оказывается не мощь, а правота - почти что в банальный фэнтези-мир, где основные законы бытия те же, что и в нашем мире, только есть магия и магические существа.

Впрочем, если бы Ниенна писала самостоятельное произведение в жанре фэнтези, то ее книга была бы гораздо более высокой и одухотворенной, чем большая часть современных произведений этого жанра.