Главная Новости Золотой Фонд Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы Общий каталог
Главная Продолжения Апокрифы Альтернативная история Поэзия Стеб Фэндом Грань Арды Публицистика Таверна "У Гарета" Гостевая книга Служебный вход Гостиная Написать письмо


Даэйрет

А как же Средиземье?

Рецензия на трилогию "Кольцо Тьмы" Ника Перумова


Всем, кто какое-то время посвятил общению с представителями толкиеновского фэндома, известно, что среди поклонников творчество Профессора в последние годы приобрели популярность разнообразные "продолжения и дописывания", основанные на событиях и персонажах из истории Средиземья.

Также известно, что все эти фанфики издревле принято делить на канонические произведения и апокрифы. Название первой группы произведений говорит само за себя. Апокрифы отличаются от них лишь тем, что, беря в качестве основы оригинал, они переосмысливают его содержание, трактуя смысл первоисточника на свой лад.

Несмотря на то, что автор этой статьи - скорее приверженец канонической доктрины, она считает, что и апокрифы, и "продолжающие" мысль оригинала фанфики имеют право на существование и признание. В конце концов, и среди тех, и среди других встречается немало по-настоящему талантливых, вдохновенно написанных произведений.

В чем же здесь противоречие?

Оказывается, даже практически безупречный с художественной точки зрения апокриф (да и вполне канонический текст) может столкнуться с жесткой, подчас даже ругательной критикой, которая на самом-то деле далеко не всегда обоснована личными предпочтениями "хулителя".

Дело в том, что каждая великая книга создает вокруг себя мир, который читатель воспринимает как неотъемлемо присущий этому произведению. Факт существования такого мира свойственен не только произведениям жанра фэнтези, однако им - в особенности.

Таким космогоническим по своей сути произведением является, бесспорно, и "Властелин Колец" Дж. Р. Р. Толкиена. С первых страниц книги мы с головой окунаемся в неповторимый мир Средиземья, таинственный, масштабный и ослепительно красивый. Читатель не устает поражаться неисчерпаемой фантазии писателя, предавшего этому миру красочность и глубину.

Многие сегодня прицельно занимаются поиском "пробелов" в истории Средиземья, попутно указывая нам на эпическую неглубокость многих характеров, на однобокое и упрощенное восприятие писателем проблемы Добра и Зла.

Неудивительно, что по прочтении такого рода трактатов у многих возникает желание увидеть эти "недостатки" первоисточника исправленными. В конце концов, разве оригинал от этого не выиграет?.. И тем более не вызывает удивления тот факт, что за это самое исправление берется талантливый, тогда еще только набирающий популярность писатель.

К сожалению, при написании "Кольца Тьмы" Николай Перумов, видимо, упустил из вида одну незаметную деталь, которая в итоге может оказаться решающей при оценке его романа, а именно: для того, чтобы правдоподобно, в совершенстве преподнести нам взгляд на события истории Арды "с темной стороны", нужно для начала в точности передать сам дух Средиземья, а для этого мало знакомых имен и географических названий. С первых глав книги в глазах от них просто рябит, однако этом, похоже, сходство со Средиземьем "Властелина Колец" заканчивается.

Я придерживаюсь мнения, что господин Перумов сделал большую ошибку, взявшись за написание такого фундаментального произведения по миру, который создавал не он сам. Его нововведения в бестиарии Арды: огненные черви, дорваги, Ночная Хозяйка, которая в итоге оказывается ничем иным, как таинственным образом сменившим пол Умертвием из Могильников - вначале вызывают изумление, а к третьему тому, с появлением перьеруких - стойкую неприязнь. Почему - объяснить просто. Не было их в Средиземье, да и быть не могло. Но это, увы, еще не самое худшее.

Толкиен ни во "Властелине Колец", ни в более поздних произведениях никогда не смаковал батальных сцен так, как это делает Перумов. У Профессора масштабные битвы - да что там, даже небольшие столкновения обусловлены лишь сюжетной необходимостью, и никогда не изобилуют шокирующими подробностями. А что же мы наблюдаем в перумовском Средиземье? Хотя подробные, детальные до невозможного описания битв еще можно воспринимать как должное (приятно ведь знать, что гномы идут в атаку именно хирдом - очень уж на них похоже), труднее будет найти оправдание образу хоббита, несколько лет (!) служащего в качестве наемника и преспокойно размахивающему мечом (спасибо, не секирой) в компании двух бравых казад.

Нельзя обойти стороной и образ Наугрима, который каким-то непостижимым образом оказывается сыном гномихи и Синего Мага. Что ж, бывает… Но уж совсем несовместимым с космологией Арды кажется концепт Лестницы и Унголианты (тогда уж почему не Шелоб?), как Перумов именует Средиземский Ад.

В общем, во время прочтения "Кольца Тьмы" меня не оставляло ощущение, что Ник обладает недюжинным талантом "миротворца", но его попытку втиснуть собственные идеи мироздания в Средиземье явно не пошли последнему на пользу. Несмотря на наличие качественного текста и ярких описаний, Перумов не нашел "ключ к Средиземью" - вернее, то, к чем он искал разгадку, на поверку оказалось Средиземьем не толкиеновским, а перумовским.

И, наконец, мы приходим к пониманию, почему то, что описал Перумов, не является Ардой. Почему "Кольцо Тьмы" не то, что органично не сочетается с "Властелином Колец", а перечеркивает все светлое и святое, что есть в Средиземье. Потому, что Арда - мир Джона Ронульда Руэла. Перекраивать его на свой лад, при этом именуясь последователем писателя, не имеет права никто. Вспомните окончание "Адаманта Хенны". Комментарии излишни.

… и вдохновенный автор, окрыленный новыми идеями, уже летит вперед, творить новый мир - Хьервард… А как же Средиземье - измученное, разорванное на части бесконечными войнами и природными катаклизмами? Средиземье - безучастные лики Валар, равнодушно взирающих на гибель своих Детей, стекленеющие глаза трогательно мудрого Орлангура, беспомощно распластавшего безжизненные крылья? Неужели это - то будущее, которое должно ожидать Средиземье? Нет, мне больше по душе неизвестность, намек на предстоящие испытания и светлое будущее, которыми запоминается окончание "Властелина Колец". Лучше мечтать, что когда-нибудь эльфы повернут серебристые корабли обратно к берегам Средиземья, и в чертогах Ривенделла снова будет раздаваться мелодичный перезвон струн арфы.


25 октября 2004 г.