Ф. Тертицкий
Рецензия на "Книгу хроник Арды" Вальрасиана и Петра из ВероныДорогие друзья! Итак, перед нами Книга Хроник Арды (КХА). Авторы утверждают, что это апокриф, причем более светлый, чем "Сильмариллион". Посмотрим, так ли это. Итак, начнем с начала. Мы узнаем, что Эру - не Единый Бог, а всего лишь создание "Предвечного Творца". Да... Еще теософы говорили, что у Бога-Отца есть свой Отец. Предначальный мир прекрасен, благодаря стараниям "духов, хранивших Эа". А затем в мир приходят Разрушающие - абсолютно злые существа. Непонятно, откуда они взялись и где были раньше. Духи вступают в битву с Разрушающими и начинают ее проигрывать. Спрашивается, где был Предвечный Творец? Почему Он не вмешался? Следующая сцена. Эру бежит от Разрушающих и успевает окружить себя Преградой, непроницаемой для них. Итак, вместо величественной картины Творца, создающего мир, (как в нашем мире и мире Толкина), перед нами беглец, создающий живых духов для того, чтобы они могли продолжить его дело. Первым Эру создал Мелькора (Алкара). Мелькор был полным подобием Эру, за исключением одного - он не мог чувствовать боли. И от этого стал злодеем. Спрашивается, что именно был неспособен ощущать Мелькор? Физическую боль при любом воплощении? Поверьте - есть некоторое число людей, которая, в силу особенностей своего организма, не способна чувствовать боль - и они не являются злодеями и извергами. Мелькор был неспособен к эмпатии? Но большая часть человечества также неспособна, при этом наша жизнь все-таки не похожа на ад. Мелькор входит в контакт с Разрушающими и проникается их идеями. Сказано, что он встретил "Силу отвратительную, страшную, жестокую, но силу могучую - многократно превышающую силу Эру". Итак, если сила Разрушающих больше силы Эру, то почему они не сломали Преграду? Далее идет красивое - действительно красивое описание Айнулиндалэ. А затем снова начинается бред. Выясняется, что Валары сотворили Майаров. Какой ужас! Эдакая лестница - Предвечный Творец - Эру - Валары - Майары. А дальше - кто? Далее идут, на мой взгляд, самые удачные из КХА-шных фрагментов - Воспоминания Тевильдо, одного из майаров Мелькора. Красивый стиль, удачная передача психологии персонажа. Потом на много-много страниц - описание жизни Валинора. Люди, поймите - Айнуры - не люди, Валары - не родители, а Майары - не дети! Это другие существа! Стоит остановиться на одной из глав: "Народ царицы Маб". Здесь описано, как Олорин создал фей. В мире Толкина может быть все, что угодно, но не феи! Взгляните на последнюю страницу примечания к "Властелину Колец". А дальше снова становится интересно. Мелькор убивает трех эльфов и призывает в мир Разрушающего - Унголианту. Друзья, Мелькор - идиот. Законченный кретин. Если всего ТРЕХ эльфов достаточно для призыва в мир Разрушающего, т.е. злой твари, почти равной по силе Эру... Думаю, что не ошибусь, если скажу, что за Первою Эпоху в руках Мелькора побывали не менее 1000 эльфов. 1000\3 = 333. Итак, Мелькор имел шанс призвать в мир силу, 333-кратно превышающую силу Эру. Почему он этого не сделал? Загадка... От Исхода Нолдоров остались только факт Исхода и Клятва. Резню в Альквалондэ, сожжение кораблей и Сокрытие Валинора устроили Мелькор и Унголианта. "Великолепна" глава "Смертные". Только что пробудившиеся люди успели до прихода к ним Мелькора: 1)построить деревню, 2) узнать про Ангбанд и нравы его обитателей, 3) создать культуру и научиться почитать стариков, 4) создать язык и 5) научиться ткать одежду. Вот это скорость! О, глава "Лас"! Типичная глава анти-ЧКА. Стандартно - есть ЧКА-шная культура, есть Мелькор, но он злой и вся культура - его гнусная выдумка, чтобы привлечь людей на свою сторону. Из "Войны Гнева" мы узнаем, что Мелькор перед изгнанием потопил Белерианд. Хорошая гипотеза. Может, и так... После изгнания Мелькора бред практически кончается. Практически - так как одна бредовая сцена все же присутствует. Это сцена, когда Саурон топит Нуменор. Саурон. Не Эру. Следовательно, если Саурон способен потопить континент размером с пол-Валинора, то вместе со своим создателем-Мелькором он мог потопить Валинор. Почему так не произошло - загадка №2. Кстати - это уже вторая сцена типа "Злодея зажали в угол и он, поняв, что все кончено, топит континент". Кроме этой сцены, бреда в постмелькорианской истории нет, а есть великая красота, пронизанная Светом. Есть очень точное описание Нуменора в период владычества Саурона ("Черный Храм"), замечательная история Тайри - Пятого Назгула, сумевшего победить силу Кольца силой Любви. И Легенды Арды. Красивые, светлые и добрые. Такое впечатление, что историю Арды до и после Войны Гнева писали разные люди. Потому, что в истории Предначальной и Первой Эпох видно желание еще раз дать пинка Мелькору и доказать всему миру, что он - мерзавец, которому нет прощения. А в истории Второй и Третьей Эпох видна надежда. Надежда в то, что даже самый законченный злодей может обратиться и вера в то, что Свет все равно победит.
return_links();
//echo 15;
?>
build_links();
?>
|