Главная Новости Золотой Фонд Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы Общий каталог
Главная Продолжения Апокрифы Альтернативная история Поэзия Стеб Фэндом Грань Арды Публицистика Таверна "У Гарета" Гостевая книга Служебный вход Гостиная Написать письмо


Рецензия на повесть "Отнять веру" Эланор, Анджела

Повесть Эланор "Отнять веру" посвящена теме, в общем-то, злободневной и широко обсуждаемой - столкновение двух идеологий - Мелькора и Элдар, или же, проецируя на наш мир, "Черной Книги Арды" и "Сильмариллиона". Не могу не признать, что он не в пример светлее и добрее других вещей на эту же тему, как художественных, так и публицистических. Это очень важно, опровергая какую-либо идеологию, не питать злобы к ее носителям - иначе твои выступления только оттолкнут тех, кто мог бы пойти за тобой. У Эланор это получилось, за что я ей весьма благодарна.

Однако я не могу не сказать о недостатках рассказа, могущих свести на нет все его достоинства. Невооруженным глазом видно, что написан он по логам игр на IRC-канале, и это я считаю главным недостатком произведения (причем даже не сам факт написания игры по логам, а то, что это видно невооруженным глазом). Нет, я не против словесок, как вживую, так и виртуально, но лог игры - это лог игры, а художественное произведение - это художественное произведение. Игра может быть подспорьем для рассказа, но нельзя взять лог и вставить его в произведение один к одному. Словеска - это в основном диалоги, но ведь кроме диалогов должны быть и описания состояния героев и того, что их окружает. В рассказе же описаниям отведено второстепенно место, а мысли героев даны курсивом, как в той же самой словеске, где игрок ставит перед монологом звездочку, дабы было видно, что персонаж не произносит это вслух. Из-за обилия диалогов вещь кажется затянутой, создается впечатление, что половину можно было просто выкинуть без ущерба для цельности содержания. Я знаю, что такое словеска, и знаю, как хорошая игра затягивает. Запутанный сюжет, хорошо продуманные персонажи и, главное, эмоциональная напряженность позволяет продолжать игру на протяжении нескольких дней, а то и пары недель. Но надо отличать ценность игры для игроков и для зрителей, для тех, кто не переживает эмоциональные состояния персонажей на себе. Как раз зрителю лучше всего подать наиболее насыщенные моменты, выбрать самое интересное, а не выдавать всю игру. Не надо делать из рассказа с глубоким идейным содержанием мексиканский сериал, а произведение Эланор, извините меня, скатывается к этому жанру. Героиня на протяжении всего произведения ждет, что ее будут мучить, а ее никто не мучает. Местами кажется, что действие пробуксовывает, ибо герои все время возвращаются к одному и тому же - а почему мы должны верить эльфам, если мы верим Мелькору? Такое кружение на одном месте вполне нормально для словесок, но не для полноценного произведения. Концовка же производит впечатление удручающее - все бесполезно, надо начинать сначала. Хорошо, у автора хватило ума не продолжить еще парой "серий", ибо простор для отыгрыша остался.

Вы не подумайте, что я против словесок. Я сама с удовольствием в них играла, причем достаточно много и долго, в основном вживую и знаю примерные законы этого жанра. Однако в том-то и беда, что жанры-то несколько различны и то, что хорошо для словески, не годится для художественного произведения. Мыши - отдельно, кактусы - отдельно. Идея хороша, и, главное, хорош настрой, с каким написано это произведение, но затянутость диалогов и отсутствие описаний все портит. Хотелось бы пожелать автору получше отфильтровывать полученную информацию и выделять самое главное. Пусть рассказ будет коротким, но насыщенным, как эмоционально, так и событийно. Я верю, что Эланор на это способна.


Ассиди Эльконнэри