Главная Новости Золотой Фонд Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы Общий каталог
Главная Продолжения Апокрифы Альтернативная история Поэзия Стеб Фэндом Грань Арды Публицистика Таверна "У Гарета" Гостевая книга Служебный вход Гостиная Написать письмо


Тильд

"…чтоб правду сделать сказкой"
(размышления о паре текстов Эстеры и Нион)


Наша фэндомская жизнь - это настолько причудливая смесь реального и нереального, что романы фэнтези можно клеить из дневниковых записей. Многие так и делают, но не о них пойдет речь в этой саге (да не саге, конечно, - так, зарисовочка мелкая от избытка эмоций).
Эстера в своих рассказах одним изящным движением сметает все границы реальности: в "Серебряной розе" происходящее дважды, а то и трижды оборачивается сном, а в "Исповеди Глорфиндейла" на ХИшках появляется странная девушка, одновременно пребывающая в трех местах и открывающая героям то, что они сами скрывали от себя. Формально - это полная и невероятная фантастика, "то, чаво на белом свете вааапще не может быть".
Нион пишет о реальной жизни. О той самой, которой нас отчаянно призывали жить наши папо-мамы, и которой мы жить в упор не желаем (даже если приходится). "Обыкновенная история" берет за душу именно этой своей обыкновенностью: самая-прекрасная-на-свете любовь, беременность, равнодушие парня, аборт… парень оказывается из тусовки, хотя он скорее хиппи, чем толкинист. "Случайная встреча" - примерно о том же, только финал истории девчонки благополучный: состоятельный муж, дочка, счастье в семье заменяет вольную и неприкаянную бродяжью жисть.
Так я, собственно, вот о чем. Я читаю и не могу понять, почему откровенно ирреальные тексты Эстеры мне кажутся гораздо правдоподобнее, чем вполне реалистичные рассказы Нион. (Эстера! Заткни уши, Кот тебя сейчас хвалить будет.) Был в России-матушке один писатель, и у него в повестях тож всякие не вполне обычные вещи случались - портрет, там, оживет или нос отвалится и по городу гулять станет… Оный автор, помнится, говорил, что события, им описанные, "редко, но бывают". И вот ведь диво: в реальность его повестей верится безоговорочно, хотя мы, в общем, понимаем, что Нос не превращался в чиновника даже в сказочно-далеком XIX веке.
Госпожа Эстера, примите поздравления Кота: у Вас гоголевская убедительность. Рецепт ее приготовления, вероятно, таков: возьмите 99% максимально точно описанных характеров и ситуаций, добавьте один яркий глюк, а также писательского таланта по вкусу. Мне трудно судить о том, насколько точно "Серебряная роза" отражает ситуацию на конах, но что "Исповедь" достовернее видеозаписи с любой крупной игры - факт! И реальность там такова, и глюки таковы…
А вот у Нион… и рассказы, вроде, правильные, и за душу они берут, и написано хорошо, ан - не верится Коту. Не видел Кот в жизни таких девочек, как в "Обыкновенной истории" - чтобы из профессорской семьи, надежда кафедры - и отличный маникюр. Да, я знаю, что еще классик сказал насчет дельного человека и красы ногтей, но мне вот как-то довелось знать либо барышень, у которых в голове маникюр занимал гораздо больше места, чем на пальцах, либо надежду кафедры, которой (надежде-барышне, а не кафедре) было никак не до маникюра.
Да, я опять цепляюсь к детали. Но с этой деталью я хоть могу объяснить, почему я не верю, а со всем остальным рассказом - не сформулировать. Вроде, в жизни именно так и бывает, а вот - что-то не то…
Со "Случайной встречей" всё проще. Преуспевающий экономист, подобравший беременную девчонку в переходе и женившийся на ней?! Тут нет вопросов. Это до такой степени неправдоподобно, что и критиковать нечего. Зато героиня счастлива, а это ведь немало (я не иронизирую).
Вот и выходит очаровательный парадокс: что фантастические рассказы Эстеры гораздо реалистичнее бытописательских зарисовок Нион. А это наводит на следующую мысль: что рассказ о фэндоме, чтобы быть правдивым, должен оказаться на грани сюра. Ибо глюки наши - реальны для нас, и нельзя описать толкинутую жизнь без портрета глюка крупным планом.

А теперь я скажу о том, что мне категорически не нравится во всех четырех текстах. Судя по нашим писательницам, в фэндоме не завалялось ни одной мало-мальски цельной, уравновешенной и одновременно приличной персоны. То есть никуда - без надлома и надрыва, или самообмана, или вечно незаживающей раны в душе (или зажившей, но тогда душа просто обязана умереть!). О память и боль! - поистине, сердце живо лишь пока оно исходит кровью! Будь проклято благополучие, и да будет вечно страдать молодой Мелькор… то есть Вертер… впрочем, пусть лучше оба сразу… Вот и выходит, что без достоевщины мы - никуда. Единственной на четыре рассказа личностью, с которой мне бы захотелось пообщаться в жизни, оказывается этот самый Глорфиндейл, да и он, судя по авторской характеристике, - скорее от недостатка "глубокой душевной жизни".
А вот в это я ну никак не верю.
Так что мой совет читателям: не читайте вы эти четыре рассказа подряд. Ибо чревато сие болезнями французскими, ипохондрией да меланхолией именуемыми… А если уж решитесь прочесть все четыре и непременно за один присест, то последним прочтите "Исповедь Глорфиндейла" - она хоть настроение поднимет.

Искренне Ваш
черный майа рыжего цвета
Тильд


Обсуждение на форуме