Главная Новости Золотой Фонд Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы Общий каталог
Главная Продолжения Апокрифы Альтернативная история Поэзия Стеб Фэндом Грань Арды Публицистика Таверна "У Гарета" Гостевая книга Служебный вход Гостиная Написать письмо


Первый разговор с читателем

Добрый день, уважаемый. Раз этот разговор - первый, надо полагать в моей скромной библиотеке вы если и не впервые, то недавно, а может быть и околотолкиновском интернете не так уж давно... Поэтому давайте я для начала расскажу вам немного о Толкиене и толкиенистах, чтобы было понятнее, о чем пойдет речь дальше... Если же я ошибся и по врожденной близорукости рассказываю элементарные вещи человеку, который и так их знает, вы уж простите. Можете пропустить эту часть разговора, а можете и послушать. В конце концов, нельзя исключать, что эти элементарные вещи мы с вами понимаем по-разному...

Итак, не думаю, что стоит долго рассказывать вам о том, кто такой Толкиен... Английский писатель, публицист, филолог (хотя сам он, скорее всего, расположил бы свои занятия в прямо противоположном порядке...), один из родоначальников жанра "fantasy", автор "Властелина Колец", "Хоббита", "Сильмариллиона", а также десятков других не столь известных книг. По "Властелину Колец" снят известный фильм Питера Джексона, по книгам Толкиена выпущены по меньшей мере два мультфильма и полтора десятка компьютерных игр (включая текстовую игру Moria, одну из родоначальниц жанра RPG)... А еще вокруг книг Толкиена сформировалось сообщество, представителей которое обычно называют толкиенистами (или толкинистами, опять же смотря какой перевод вам нравится больше). Что конкретно обозначает этот термин до конца не ясно, сами толкинисты не устают спорить о его оптимальном определении (и диапазон определений весьма широк - от категоричного "Человека, который не прочитал хотя бы двух томов черновиков Толкиена нельзя считать толкиенистом" до примиренческого "Он же знает, какого цвета обложка у "Хоббита"? Чем не толкинист...").

Спор этот вечен и не слишком конструктивен, но скажу я вам, покрутившись в обществе толкиенистов вы еще обнаружите, что споры, дискуссии, флэйм и ругань вообще являются одним из любимейших занятий российских поклонников Толкиена. Что касается меня, то я понимаю под толкиенистом человека, для которого книги Толкиена играют большую роль, нежели книги других авторов. Ну и что, что определение расплывчатое - в конце концов, те же пушкинисты или булгаковцы тоже бывают разные. Одни просто раз в год прогуливаются по булгаковским местам, другие изучают влияние анонимных антикатарских трактатов XIII в. на восьмую редакцию "Мастера и Маргариты"...

Как бы то ни было, толкинисты есть. Более того, они разные. Существует множество клубов, кружков, компаний, направлений деятельности толкинистов и различий между ними порой не меньше, чем сходства... Толкиенисты пишут стихи и прозу, сочиняют песни, играют в ролевые игры, ставят рок-оперы и спектакли. Причем зачастую эти стихи, проза, игры, оперы и спектакли связаны с Толкиеном весьма отдаленно, зато довольно тесно связаны со стихами, прозой, песнями и далее по списку, связанными с Толкиеном. К примеру, в той же рок-опере "Тампль", посвященной разгрому ордена тамплиеров, смерть его последнего магистра Жака де Молэ изображается почти в той же эстетике, в какой в иных произведениях толкиенистов описывается гибель эльфов в застенках Саурона. Это и логично, нельзя же разрезать свою жизнь на две части: "Про Саурона я пишу в духе толкиенистов, а про Фридриха Барбароссу в духе Джойса и Пруста"...

В общем, толкиенисты создали специфическую субкультуру, со своими особенностями, предпочтениями, ограничениями, табу... Именно этой субкультуре на девять десятых и посвящен сайт, на котором вы находитесь. И если вы до того с этой субкультурой были не слишком знакомы, встреча с ней может быть достаточно сложной. Культура-то своеобразная, вовсю использующая специфические образы (и не только из известных книг Толкина, но и из его черновиков, из произведений самих толкиенистов...), насыщенная аллюзиями, скрытыми цитатами, отсылками. Поэтому многие произведения, которые сами толкиенисты читают, млеют и потом рассказывают, какие они (произведения) хорошие, человек недостаточно знакомый с материалом просто не оценит.

Вспомните академические издания средневековой классики, вроде "Песни о Нибелунгах" или Михаила Пселла - там же объем примечаний едва ли не превышает объем текста. В тексте огромное число неявных отсылок к событиями и явлениям, которые современники авторов ловили на лету, а в наше время с ходу понять может только профессиональный филолог. В литературе толкинистов все отнюдь не настолько сложно, однако же ситуация во многом сходная...

Есть еще одна сложность, связанная с начальным восприятием литературы толкиенистов. Это для обычного человека, более-менее далекого от Толкиена, эльфы - дивный народ со звездным светом в прекрасных глазах, назгулы - черное порождение мрака, а меч - почти сакральное оружие, которое и просто подержать в руках уже прекрасно... Толкиенисты же играют в игры про эльфов и назгулов, пишут про них романы, повести, рассказы и статьи уже не первое десятилетие, а меч для многих из них - едва ли не привычный предмет интерьера... И отношение к ним может быть весьма специфичным - от мягкой иронии до злой насмешки...

Только не подумайте, что я вас отговариваю от чтения, ни в коем разе! Я обожаю литературу толкиенистов, мне хочется поделиться этим отношением с окружаюшими, мне очень хотелось бы видеть больше новых читателей и новых авторов в библиотеке... И именно поэтому мне совершенно не хотелось бы, чтобы вы, разочаровались, начав знакомство с литературой толкиенистов со слишком специфичных текстов. И мне обидно - я теряю читателя и потенциального автора, да и вам обидно, вы же в итоге не ознакомитесь с действительно интересной и богатой субкультурой.

Есть много произведений, с которых можно начать знакомство с литературой толкиенистов. Все зависит от того, что именно вас интересует...

Пожалуй, стоит начинать с двух произведений, развивающих один и тот же мотив - с "Прекрасной девы орков" Леди Назгул и "Эльфийской крови" Эланор. Произведений, очень добрых, светлых, чистых... Произведений, посвященных победе надежды, доверия и любви над древним проклятием.

Если вы уже прочитали "Сильмариллион" обязательно возьмите в руки Цикл "Хроники дома Финарфина" Эйлиан. "Хроники" стали одним из столпов литературы толкиенистов, повлияв на творчество множества других авторов (ироничное "столп и основание российского финродизма" в отношении Эйлиан не на пустом месте появилось)...

Можно вспомнить и рассказ Боромира "Денетор", посвященный истории жизни последнего гондорского наместника и неотрывно связанный с сюжетами Толкиена, и добрую сказку Дары Ливень "Эльфийский Берилл", связанную с сюжетами Толкиена лишь отдельными аллюзиями, и "Историю Золотой Чаши" Ивианы - короткий изящный рассказ о жизни Гондора начала Четвертой Эпохи.

Классикой толкинистской литературы стала повесть "Экскурсия" Б. и Н. Жуковых, балансирующая на грани злой сатиры и удивительно лиричной, эльфийской романтики. Далекое будущее Арды, имена героев былых битв не более чем фольклор, повод устроить шикарный туристский атракцион, но... прошлое не уходит. Оно, пусть искрытое, незаметное рядом. Схожие сюжеты развивают "Легенда легенд" А. Гридина и "Пески Универа" Кеменкири и Любелии, разве что будущее Средиземья в них куда как более отдаленное...

Веcьма любопытен также сборник микрорассказиков Азрафэль "Легенды Умбара". Это не продолжение или дописывание истории Средиземья, это скорее уж попытка понять - чем жили, к чему стремились, что чувствовали жители Умбара, города отважных мореходов и жестоких воинов.

А ведь можно не только рассказывать о том, что было или могло быть в Средиземьи, можно и представить что могло бы быть... Как повернулись бы события, если бы на одной из развилок история пошла по другому. К примеру, если бы в Войне Кольца победил Саурон. Об этом рассказывает страшный и удивительно достоверный рассказ Алексины "После войны".

Немало в литературе толкиенистов и самого разнообразного юмора. Здесь и ставшие классикой "Дневник одного орка" Ф. Ахмеджанова и ироничный пересказ "Сильмариллиона" А. Свиридовым - "Звирьмариллион", и очаровательный цикл Алатиэль, Кантарелль о... скажем так, донельзя странных назгулах ("Начало", "Учения" и "День Рождения Саурона"), и стихотворные переложения сюжетов Толкиена ("Хоббит" Ингвалла Колдуна, "Несуны" и "Одна башня" Ленского, Леденева и Балаева), и язвительнейшие записки утонченной эльфйиской принцессы ("Записки Зеленой Травки" Мари Жють), и совершенно безумные эссе-зарисовки вроде "Едят ли эльфы макароны?" Никаэль и Сэра Панка или "Орк-н-Тролл" М. Русина,

Естественно, немалую часть творчества толкиенистов составляют истории о самих толкиенистах. Среди них есть и рассказы о ролевых играх ("Сказание о Норицунэ" Ассиди и Мисти, "Амон-Сул" Нион), и социальная проза - от откровенно стебной "Антиутопии" Талиорнэ до мрачной ("Злой притчи" Миримэ, и даже своеобразные образцы толкиенистской мистики ("Серебряная роза" Эстеры).

Впрочем, стоит ли начинать знакомство с литературой толкиенистов с этих произведений - вопрос неоднозначный. Многие реалии, на которые ссылаются авторы этих произведений достаточно специфичны и требуют некоторых знаний... С другой стороны, я с толкиенистами общаюсь уже лет восемь, но многие из этих реалий по-прежнему известны мне только из литературы, так что есть ли смысл ждать?.. В общем, думайте сами, решайте сами...

Наконец, в творчестве толкиенистов, как уже говорилось выше, есть немало произведений вообще не имеющих отношения к Толкиену. Можно вспомнить и "Венок для ретиария" Лайхэ, посвященный истории Спартака (впрочем, в весьма своебразном ключе...), и "Сказки о драконах" Книжного червя, ставящие на уши традиционные сказочные сюжеты, и "Знаки зодиака" Тайэре - пример классической научной фантастики, и "Кардинальный Квадрат" Л. Бочаровой, лихо жонглирующий образами Дюма и его последователей, и странный сюжет "Спора с Блоком" Альвдис, и переработка классических мифов в "Операции 'Омела'" Д. Казакова...

Перечисленные выше произведения лишь малая часть литературы толкиенистов. Вы же пока лишь знакомитесь, поэтому в эту крохотную экскурсию по библиотеке я просто не включил ни самые большие произведения, ни произведения, посвященные не слишком известным сюжетам истории Средиземья (а это - вся Вторая эпоха, большая часть Первой и Третьей), ни произведения, по мотивам других произведений литературы толкиенистов... Впрочем, для первого ознакомления, наверное будет достаточно и этого.

Боюсь, я вас совсем заболтал. Так угробив все время на меня, вы и не найдете времени на чтение произведений, из-за чего вы собственно сюда и пришли... Поэтому давайте, на сегодня мы завершим нашу беседу. Будет время - заходите еще. Я же вроде собирался рассказать вам о Библиотеке, а в итоге весь день проболтал о Толкиене, толкинистах и их литературе. Что же делать, болтлив я, увы... Ну да ладно, надеюсь несмотря на мою болтливость, время для еще пару-другой бесед у вас найдется...



Межевание и кадастр цена geo-topo.ru/mezhevoy-plan.