Главная Новости Золотой Фонд Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы Общий каталог
Главная Продолжения Апокрифы Альтернативная история Поэзия Стеб Фэндом Грань Арды Публицистика Таверна "У Гарета" Гостевая книга Служебный вход Гостиная Написать письмо


Нариэ (Евгения Сыроватко)

* * *

Город-праздник, хлеб без соли -
А по вОрот до ворОт
Небо света, поле воли,
Грязный снег и Новый год.
Обними, присядь, послушай,
Слышишь, вечер звонче стал -
Это ветер у дороги
Колокольчик потерял.
Посидим еще немного -
Снег растает под дождем,
Новый день беззвучно плачет,
Утром пасмурным рожден.
Город-праздник, соль без хлеба,
Город-голод-гололед,
Небо воли, поле света,
Грязный снег и Новый год.

* * *

Отложу. Возвращаюсь. Еще раз. Сначала.
Не выходит. Еще раз. Не вышло. Достало.
Достало быть первой. Трудно и мало.
Третьей. Пятой. Десятой. Последней. Достало.
К чему эти жертвы, зачем эта жалость?
Я вас не ценила. Вас мало осталось.
Я вижу насмешку критических взглядов.
Спасибо всем тем, что со мной были рядом.
Спасибо тому, кого рядом не стало. 
Оставьте.
Оставьте в покое.
Достало.

* * *

Моей усталости одиннадцатый час,
И тихо лень бросает тень на плечи…
Остывший чай - сегодня и сейчас,
Тяжелым сном на руки вечный вечер...
И вечный сумрак застекленных стен
Я освещу лишь лампой над тетрадью,
И спящий город, бормоча во сне,
Шумит колесами на мокрой автостраде,
Кошмарный сон - визг тормозов на повороте -
Рассеян мерным стуком поездов,
И он растет в своем ночном полете,
В лиловом небе чистых детских снов...
Алиса в Заоконной Расчудесии -
Я падаю в колодец темноты,
Укрывши ночь тяжелой занавескою...

Остывший чай. Предутренние сны.

* * *

Свастики окон, дворов лабиринты
Под закатным огнем исчезают в ночи.
Шум городской и домов монолиты
Воском бегут с догоревшей свечи.
Окна мои сожжены красным цветом -
Только шаг, только вздох, только вниз не смотреть -
Руки раскинуть - крылья расправить,
К предночному огню долететь и сгореть.
Мотыльком, Маргаритою, Мышью летучей,
пеплом - кружить, превращаясь в ничто,
только шаг, только вздох - и стеною могучей
между мной и закатом вдруг встанет стекло.

Я вернусь к черно-белой в решетку тетради -
Дай Бог твердость руке, чтоб мой штрих не соврал,
Как рвалась вверх душа из стеклянной ограды,
За которой свечою закат догорал.

* * *

Я - декабрьский день за зеркальной стеною,
Я - звенящий простор городских мелколесий,
Серебристая лень под холодной луною
Стелет белую зыбь на стихи моих песен,
На следы на снегу, на застывшие слезы,
На полуночный сон предрождественской сказки
Мои вьюги рассыплют хрустальные розы, -
На холодных шипах - первобытные пляски.
Я - декабрьский день, я - ушедшая осень,
Нерожденной весны неуслышанный вздох,
На холодных ветрах мои снежные косы
Нежным золотом вьет предрассветный восток.

* * *

Уход гостей непрошеных - отчет ночного времени,
Шаги неторопливые по выстиранной простыни,
По краю зыбкой пропасти - зовущей, обнимающей,
Идут слова чуть слышные, становятся прозрачными,
Становятся рассказами про то, как день закончился,
И снами. Пусть приснится нам, что над Кубанью медленно
Утихнет ветер северный, и океаны лунные
Приливом, звездной бездною затопят гладь бескрайнюю;
И сумерки бездонные в ладони - чаши полные,
На руки, плечи, волосы, звонками телефонными
Взорвут глухие полночи, и книгу снов открытую
Сожгут огнем и горечью. До сна ли? Чай заваренный
На искрах электрических, да всё - тетрадки школьные
Стихами - вдоль и поперек, с картинками и сказками
Про сумерки бездонные, про руки, плечи, волосы,
Ладони - чаши полные огнем, тоской и горечью,
Про то, как всё забудется, дождем холодным смоется,
Наутро встанет ласковым рассветом на окраине...

Про то, как всё забудется, про сумерки бескрайние...

Комментарий Эовин

Банально звучит, но Нариэ (по иронии судьбы опять моей землячкой оказалась)- интересный поэт (вслед за Цветаевой ненавижу слово "поэтесса"). Не скажу - профессионал, мне тоже далеко до этого, но интересно - это да.

Содержание. Кроме коротенького неплохого "монолога в пространство" "Достало...", все стихи необыкновенно пейзажны, полны природой до краев. Нариэ находит природу даже там, где по распространенному мнению-штампу ее быть не может: в современном городе. " Я - декабрьский день за зеркальной стеною, я - звенящий простор городских мелколесий..." - ну, прелесть это, прелесть и всё. Знаю я по долгу патриота малой родины, что за диво краснодарская зима: слякоть, грязь, непредсказюемые перепады температуры, в 80% случаев дождь со снегом, причем под Новый год оного снега по закону подлости никогда не бывает - тает, гад. И тем более поражаюсь, знакомясь с этими стихами, как способен их автор, каждый год видя ТАКУЮ зиму, увидеть в ней, поймать и запечатлеть редкие моменты красоты. К слову, и собственно "наша" южно-зимняя поэтика - тоже есть: "Город-праздник, соль без хлеба, город-голод-гололед, небо воли, поле света, грязный снег и Новый год..." Похожий рисуночек!* Но и это - красиво. Как красиво и стихотворение про закат, видимо, наблюдаемый из окна квартиры; здесь восприятие города уже более традиционно, он всё же мешает героине слиться с природой - но природа и здесь есть, одно упоминание об окнах, "сожженных красным цветом", создает четкую картину заката-над-городом, и главное - не город, главное - закат. А в другом стихотворении и город - живой, он бормочет во сне, и обычные поезда, которые "носителю обыденного сознания" (с) учебник философии спать помешают, здесь едва не взлетают в лиловое небо (вряд ли Нариэ о Мистиэре когда-либо слышала, тем более вряд ли читала...)

А "Уход гостей непрошеных" - вообще сплошной пейзаж, по-моему, наиболее отражающий взгляд автора на собственное творчество, зарисовка о блуждающих в ночи словах, становящихся рассказами про дожди и ветры, океаны и сумерки, закаты и рассветы...

Форма. Ляпы, как ни прискорбно, всё-таки есть. Не столь оригинальные, сколь содержание, а самые что ни на есть любимые и традиционные среди гостинщиков: в "Свастиках окон" - во второй строке последнего четверостишия слишком много согласных, язык сломаешь; "ничто-стекло", как и в другом тексте "темноты-сны", имхо, не рифмы, одна гласная опять же совпадает (см. аналогичные замечания в комментариях на Мори, Совушку и т.д.). Дорабатывать это всё надо. Шлифовать. Полировать до зеркального блеска. А с таким содержанием это сделать просто необходимо. Надеюсь, что и это у Нариэ еще будет, как будет и у Мори, и у Совушки. Дар-то, сдается, во всех этих случаях присутствует...

* Кстати, Нариэ, насколько я знаю, еще и рисует, вот попрошу ее что-нибудь отсканить, да здесь же и повешу, что это за гостиная без картин на стенах?! Ау, гостинщики, кто там еще художник?..