Главная Новости Золотой Фонд Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы Общий каталог
Главная Продолжения Апокрифы Альтернативная история Поэзия Стеб Фэндом Грань Арды Публицистика Таверна "У Гарета" Гостевая книга Служебный вход Гостиная Написать письмо


Дрын Дубовый

Реконструкция догматики и культуры толкиенизма.

(Диссертация на соискание степени доктора исторических наук, кафедра истории университета Великого герцогства Алтайского. Выдержки из автореферата).

...Уничтожение большинства бумажных и электронных источников информации в первые годы после Катастрофы, а также стремительная мифологизация истории привели к потере большей части знаний о мире до Катастрофы. Многие его реалии поныне остаются загадкой.

До недавних времен тайной оставалась и истории движения толкиенистов, о котором мы знали лишь по немногочисленным противоречивым упоминаниям в источниках. Однако обнаружение в Даальском захоронении оптического диска, содержащего огромный объем материалов о толкиенистах и толкиенизме позволило перейти на качественно иной уровень в исследовании данной проблемы. Увы, диск в значительной степени испорчен, несмотря на все старания криптографов Таррской лабаратории удалось восстановить лишь 3479 фрагментов длинной от 45 до 1171 символа, общим объемом более 1,5 млн. символов. На их основе была произведена реконструкция догматической и культурной основы толкиенизма.


Прежде всего, можно считать доказанным тот факт, что толкиенизм являлся религиозным движением. В фрагментах текста с Даальского диска 7 раз встречается словосочетание "правоверный толкиенист", трижды - "мы верим Толкиену" (в различных грамматических формах). Наконец, единожды встречаются также не оставляющие почвы для двойного толкования слова "фанатик религии толкиенизма".

Судя по всему, толкиенизм являлся политеистическим культом при признании существования Единого творца (элементы монотеизма). Однако эти элементы были слабы, даже имя Творца в различных текстах приводится в различных вариантах: Толкин, Толкиен, Эру, Эрэ, Эре, Илуватар и др. (ср. "Арда, созданная Толкиеном" [фр. 350], "Эру, создавший Средиземье и все, что в нем" [фр. 2091], "ничто не происходит без воли Илуватара" [фр. 1736] и др.). Вероятнее всего, толкиенизм представлял собой результат трансформации монотеистического культа Толкиена/Эру в политеистический культ. Подобные религиозные культы характерны для многих отсталых племен, в которых Единый Творец играет второстепенную роль по сравнению со стихийными духами и младшими божествами (Ману у полинезийцев, Стакка у племен нижнего Тонго, Великий Безымянный малайских культов и т.д.).

Характерно также, что имя Творца постепенно начинает табуироваться. В фрагментах, которые были оценены, как более поздние, неоднократно встречаются аббревиатуры JRRT, JRR, кенинг "Профессор" для обозначения Творца. Здесь нетрудно увидеть аналогию с практикой иудаизма (см. "Об обозначениях Творца в иудейской традиции" Д. Парфентьев).

Одновременно, надо полагать, осуществляется принижение образа Толкиена/Эру, в отдельных текстах начинают встречаться упоминания о земной жизни Толкиена, ему приписывают жену (Эдит, Эддит, Лучиэнь - в разных текстах), детей (Кристофер, Крис, Присцилла, Белладонна и др.), описывает процесс творения, как написание книги (уподобляя мир - Арду/Арту/Средиземье книге или пергаменту). Однако процесс антропоморфизации Толкиена/Эру не достигает логического завершения. Даже в текстах, антропоморфизирующих его, мы находим упоминания о его особенной природе ("Толкиен был немного "не от мира сего" [фр. 904]).


Однако больше информации мы находим все же о многочисленных младших божествах толкиенистского пантеона. О некоторых из них: Вана, Нэсса, Остогер, Галадин, Ирмо, Айренар неизвестно практически ничего кроме имен. Однако все же информацию о некоторых из божеств возможно реконструировать.

Наиболее значимым божеством толкиенистского пантеона является Ниэнна (альтернативные именования Ниенна, Ниеннах, Ниэннах). Упоминания о ней мы находим в 73 фрагментах, причем в 17 случаях эти упоминания связаны со слезами и плачем ("слезы Ниэнны" [фр. 109, 670, 1696, 3008], "плач Ниэнны" [фр. 450, 913, 2748], "плакала Ниэнна" [фр. 93, 871, 2406], "скорбная Ниэнна" [фр. 781, 920, 2681, 3279]). Это позволяет сопоставить Ниэнну со скорбящими богинями других политеистических культов: Деметрой, Изидой и др. Предметом скорби Ниэнны служит, как можно полагать, ее дочь - Элхе и, возможно, Мелькор, одно из младших божеств пантеона. В отдельных текстах описывается противостояние Ниэнны и Толкиена. Вероятно, это является результатом эволюции образа Толкиена/Эру, все более принимающего черты грозного судьи.

Судя по ряду косвенных упоминаний, с Ниэнной был связан сложный полумистический культ, в котором юные девушки, облачившись в черные с серебром обрядовые одеяния, пытались воплотить в себе дух Элхе и тем самым привлечь благосклонность Ниэнны.

Следующим по значимости божеством толкиенистов следует назвать гневную богиню Кэтрин Кинн, упоминания которой мы находим в 68 фрагментах. Ее образ обладает явными инфернальными чертами, но в то же время обладает и очевидными позитивными характеристиками. Кэтрин Кинн - судья и палач, преследующая нарушителей воли Толкиена, эриния и валькирия в одном лице. Характерно, что в 14 фрагментах с именем Кэтрин Кинн связывается термин "кадавр", на одном из древних языков обозначающий "труп". Это позволяет выдвинуть гипотезу о близости Кэтрин Кинн к темным божествам, таким как Кибела или Кали (характерно, что и их имена начинаются со звука [k']. Подтверждают эту гипотезу отдельные упоминания о "кровожадных кадаврах" [фр. 1201, 2971], "злобных кадаврах" [фр. 1173, 3405] и др. Вероятно, культ Кэтрин Кинн сопровождался шабашами и оргиями, подобными тем, что сопровождают культ Кали.

Сближает Кэтрин Кинн с Кали характерная особенность - наличие и у той и у другой множественных отображений (Дурги, Лайа и др. у Кали, Эленхильд, Эгнор и др. у Кэтрин Кинн), что позволяет выдвинуть гипотезу о влиянии индуизма на толкиенизм.

Лишь немногим уступает Кэтрин Кинн Хатуль (альтернативные имена Эли (возможно также Элинор, Элиягу и Эйлиан), Маглор), согласно косвенным данным отождествляемый также с безымянным божеством, знаком которого являлось число 49. Он - покровитель поэтов и менестрелей, объединяющий черты Пана и Апполона. Но прежде всего Хатуль - покровитель магов и шаманов, именно ему приписывают дошедшее до нас в фрагментах стихотворное описание различных школ магии ("Ведьмы танцуют голыми//Шаманы камлают одетыми..." [фр. 1970], "Я в лицо теперь знаю врага -// Запах серы, копыта, рога" [фр. 2399], "Серафим шестикрылый, сказав "вот те на"// Показал как колдуют и мы до утра колдовали" [фр. 3145]).

Важную роль в пантеоне толкиенистов играют также зверобоги. О них известно немного, упоминания носят эпизодический характер, однако со всей определенностью можно говорить о культах Великого Шакала, Великого Крыса, Большой Желтой Мыши, Белого Ворона, Черного Кота, Совенка, Великой Лисицы и др.

Загадочна личность полубожественной сущности, именуемой Айриэль, способной путешествовать меж телами. В отличии от т.н. "вселенцев" (полудемонические сущности, захватывающие чужие тела), Айриэль не замещает собой чужую личность, но модифицирует ее. Ближайшим эквивалентом Айриэль можно считать муз эллинского пантеона. Как и они, Айриэль представляет собой персонализацию вдохновения..."