Главная Новости Золотой Фонд Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы Общий каталог
Главная Продолжения Апокрифы Альтернативная история Поэзия Стеб Фэндом Грань Арды Публицистика Таверна "У Гарета" Гостевая книга Служебный вход Гостиная Написать письмо


Алатиэль и Кантарелль

Гортхауэр как объект авторского права

Предуведомление: строго воспрещается воспринимать данную статью серьёзно!!

Данная тема является сравнительно новой и малоизученной в отечественном ниенноведениии, а оттого - вдвойне интересной. Задача настоящей статьи - заполнить имеющийся пробел по мере скромных сил и возможностей авторов.

В этих целях авторы должны ответить на три вопроса. Во-первых, что такое авторское право? Во-вторых, что такое объект авторского права? В-третьих, может ли Гортхауэр быть признан объектом авторского права, а если может, то каковы особенности его правового статуса?

Для целей настоящей статьи под "авторским правом" понимается совокупность прав и обязанностей субъекта авторского права (т.е. - автора, Творца, если угодно) по отношению к объекту авторского права (т.е. - его творению, так сказать, Сотворённому). Данное словоупотребление (Творец, Сотворённый и т.п.) не случайно. Дело в том, что именно критерий творческой деятельности определяет, является ли данная вещь объектом авторского права или нет. Проще говоря, если данная вещь появилась на свет в результате самостоятельной умственной или физической деятельности личности - она является объектом авторского права. Важно, чтобы объект непременно был создан лицом самостоятельно, без копирования заранее заданных образцов, чтобы в него были вложены творческие силы лица - "душа", если угодно. Само собой разумеется, что при этом объект должен существовать в объективной форме, т.е. быть доступным для непосредственного восприятия всеми, иметь некое "тело". Гортхауэр же идеально соответствует всем этим критериям. "Изначальный [Мелькор - A&K] пел, и сплетались в ладонях его нити звёздного света и языки пламени, шорохи листвы, пение трав под ветром, шёпот ломких льдинок, шелест дождя и звон ручья, и глуховатая песнь камня. ...Из пламени и тёмного льда, из живой плоти земли и вечной изменчивости бегущей воды, из призрачного тумана, из ночи и света звёзд, из глубины видений явились они, его Сотворённые, в ком была часть души и сердца его, разума и силы его - сути его" [I].

Из приведённого отрывка ясно, что в данном случае соблюдены оба критерия: Ортхэннэр и Морхэллен сотворены Мелькором самостоятельно и имеют реально существующую форму; следовательно, они являются объектами авторского права; а что до материала, из которого Мелькор их творил, то это его сугубо личное дело.

Теперь остановимся подробнее на правах, которыми Мелькор обладал по отношению к своему творению. Необходимо упомянуть такие права как:

  • право авторства;
  • право на имя;
  • право на защиту своей репутации;
  • право на обнародование;
  • право на переработку;
  • право на переуступку.

"Право авторства" означает, что только Мелькор и никто иной может быть признан создателем Гортхауэра. "Право на имя" тесно связано с этим правом и означает, что только автор может решать, под каким именем он будет известен в качестве создателя своих Сотворённых (в том числе и самим Сотворённым). Так, Ауле использовал псевдоним "Махал" при создании гномов, а сам Мелькор - псевдоним "Тэннаэлиайно" при создании Духов Льда (ср.: "Тэннаэлиайно (ИР) - "Ветер-несущий-песнь-звёзд-в-зрячих-ладонях"; имя Мелькора у Хэлгеайни" [II]).

Далее необходимо пояснить, что как право авторства, так и право на имя в описываемом случае были грубо нарушены Эру Илуватаром, поскольку в течение длительного промежутка времени создателем обоих Майяр считался Ауле.

"Право на защиту своей репутации" означает, что автор имеет право защищать свoё творение от всяческих искажений и иных посягательств. Соответственно, это значит, что никто, кроме Творца, не имеет права вносить изменения в Сотворённого, в том числе менять его имя и т.д., а создатель вправе защищать его от этих искажений. Как известно, данное право тоже было нарушено, поскольку в Валиноре Ортхэннэра звали Артано, а Морхэллена - Курумо.

Что до права на обнародование, то это значит, что только автор может совершить сам или разрешить совершить действия, которые впервые делают творение доступным для всеобщего сведения. При этом может возникнуть вопрос, был ли Гортхауэр обнародован. Ответ на него зависит от того, можно ли считать Валар и их Майяр чем-то вроде одной большой семьи. Если можно, то опубликованием появление Гортхауэра в Валиноре считать нельзя, поскольку опубликование имеет место лишь тогда, когда объект потенциально доступен для восприятия неопределённым кругом лиц. В случае же, если пребывание в Валиноре может быть признано обнародованием, необходимо заметить, что Эру своими действиями нарушил и это правомочие Мелькора, поскольку своего согласия на обнародование Гортхауэра Вала не давал.

Далее следует остановиться на таких правах Мелькора, как право на переработку своего творения и право на его переуступку. Право на переработку даёт автору возможность контролировать любую переделку своего творения. Для того, чтобы суть данного правомочия была более ясной, приведём пример. Сравним следующие отрывки из Чёрной Книги Арды: "...не слуги, не орудия мои - моё продолжение, иные, чем я - фаэрнэй... [Мелькор о предназнаении Ортхэннэра и Морхэллена - A&K]" [III] и "Ты - создан - мыслью моей. Ты - орудие в руке моей. Майя. Аулендил. [Ауле - Ортхэннэру о его предназначениии - A&K]" [IV]. Данные слова можно расценивать как попытку изменить суть Сотворённого, чего, как мы уже сказали, не имел права делать никто, кроме Мелькора.

Право на переуступку означает возможность автора определять юридическую судьбу своего творения, т.е. передавать имущественные права на него третьим лицам, возможность разрешать использовать своего Сотворённого и т.п. Фактом передачи обоих фаэрнэй Ауле было нарушено и это право.

В заключение хотелось бы заметить, что случай Гортхауэра как объекта авторского права чрезвычайно интересен - во многом потому, что с момента смерти Мелькора (о чём достаточно определённо говорится в Чёрной Книге Арды), к Гортхауэру как к единственному наследнику переходит авторское право Мелькора - на Хэлгеайни, Ахэрэ и прочих созданных Мелькором существ. В том числе и права на самого Гортхауэра.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление и подробнее остановиться на вопросах, связанных с наследованием после Мелькора. Должным образом оформленного завещания он не оставил; значит, может иметь место лишь наследование по закону. Ближайшими его родственниками, как не раз было сказано в Чёрной Книге Арды, являются Гортхауэр, Курумо и Валар. Но наследниками первой очереди в данном случае являются только дети - т.е. Гортхауэр и Курумо. Курумо же, очевидно, в права наследования не вступал (драконами и прочими зверушками явно занимался только Гортхауэр) - следовательно, наследником в данном случае является только Гортхауэр.

Таким образом, создаётся уникальная юридическая ситуация: с одной стороны - Гортхауэр объект авторского права, с другой - субъект как правопреемник Мелькора.

Таковы особенности правового статуса Гортхауэра как объекта авторского права.


I. Н. Васильева, при участии Н. Некрасовой. "Чёрная Книга Арды", М., ЭКСМО-ПРЕСС, 2000г., стр. 22

II. Ниэннах, Иллет. "Крылья Чёрного ветра. Чёрная книга Арды. Летопись 1", М., ДИАС лтд, 1995г., стр 643

III. Н. Васильева, при участии Н. Некрасовой, указ. соч., стр. 22

IV. Н. Васильева, при участии Н. Некрасовой, указ. соч., стр. 39

Список использованной литературы:

1) Н. Васильева, при участии Н. Некрасовой. "Чёрная Книга Арды". М., 2000г.

2) Ниэннах, Иллет. "Крылья Чёрного ветра. Чёрная книга Арды. Летопись 1". М., 1995г.

3) Сергеев А. П. "Авторское право России". СПб., 1994г.

4) Матвеев Ю. Г. "Произведения творчества в гражданском праве". М., 1972г.

5) Международная охрана авторских прав. М., 1987г.

6) Барщевский М. Ю. "Наследственное право". М., 1996г.

© A&K, апрель 2000г. AD


Текст размещен с разрешения автора.



Купить складную беговую дорожку недорого вполне.