Главная Новости Золотой Фонд Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы Общий каталог
Главная Продолжения Апокрифы Альтернативная история Поэзия Стеб Фэндом Грань Арды Публицистика Таверна "У Гарета" Гостевая книга Служебный вход Гостиная Написать письмо


Кеменкири

"Не было - не было - не было..."
или
"Как живут толкинисты"

Я открываю глаза и смотрю. Безотносительно к тому, что просыпаться не хочется - здорово. Деревянные стены, самые настоящие, потолки высоченные, все прочее - тоже совершенно артефактно. Кресла, свисающая с потолка сложносоставная лампа; если вспомнить прочие комнаты, вчера смотренные - эпическая комбинация из печей и плиты, латунный сосудище для воды, архитектурный умывальник, буфеты под потолок...

Я наконец увидела этот дом. Дом, которому в этом году сто лет, никогда не менявший хозяев на другую семью. Дом, обладающий собственным сознанием - мне уже рассказано многое: как он внушает мысли о продолжении рода, неотступно глядит, трогает... Или светом в неслучайный момент подмигивает, как прошлым вечером - а я нахально возлегла на диван и созерцаю потолок.

Да, стены-то деревянные, а потолок - обшит фанерой. Правда, тоже уже вполне адекватно темной, и все же... Для тепла вроде бы. Ну и хорошо - приходит тогда же мысль. Не то, что тепло (хотя да, тепло...), а то, что не видно досок (или балок? - как это может называться, тупа я в архитектуре!) потолка. И, соответственно, всяческих мельчайших подробностей - фигурных трещинок, следов сучка... Такие могут запоминаться на всю жизнь, да еще увязываться с какими-нибудь неимоверно важными подробностями жизни. Только для этого нужно время для рассматривания. То есть - просыпаться здесь каждое утро, никуда не торопясь - ни на раскоп, ни на маршрутку. Или - ну да, куда уж подробней - провести несколько месяцев, не вставая с постели, - чем еще тогда человеку заниматься (внутренние смешки - "хм!" на "человеку", "месяцев", "чем заниматься")... И ощущения тогда могут быть... весьма запоминающиеся... Впрочем, не знаю. Не было. Не со мной. Не было - не было - не было...

И вообще, я о другом. Я - про дом. Недоперестроенный, но все равно эпический. Особенно по сравнению с теми опусами новых малаховских, что мы прошли по дороге. Ну да что с того! Все равно с улицы-то его никто не увидит за буйным садом (со вкраплениями тропической растительности) и мрачнючим железным забором (я бы за такой по своей воле не пошла). Ну да это тоже дело рассказанное - была здесь в прошлом году мода на заборы, объявления висели - "ЗАБОР" и телефоны. Да. Забор. Забор. Теперь можно было бы привесить туда мой телефон, да мода кончилась. Теперь - газон, но это не ко мне. Понадобится "КОВЕР" - позовите. Раскатаем.

Ковер. Забор. Деревянный шар для штопки. Украшения, много разных украшений, впрочем, не горой - там где "оружие и сокровище кучами" меня уж совсем никак не было... Нет, у каждого из них своя история. Даже если это просто Зеленый Камень.

Вещи. Много вещей. Артефакты. Правильно, подруга моя говорит, что я могу на любую тему написать об археологии. И оказалось, для этого вовсе даже необязательно упоминать в каждой строке курган и лопату. Впрочем, можно. А рейку, теодолит и Открытый Лист - тем более можно. Правда, немного обидно, что, узрев оный теодолит, никто и не задумается, что именно за Зеленый Камень летает по стихотворению в его окрестностях - мало ли сколько камней по Полю валяется?

И даже люди (хм, "люди"...) ...персонажи - как будто редкие и своеобразные изделия неведомого мастера, каждому из которых стоит посвятить отдельную статью в "Российской археологии". Черточки. Поступки. Слова - фразы, а иногда одно короткое слово - очень короткое - "Нет" ... "Так!" ... "Что?!"... Но если потянуть за эту ниточку - целая картина, со временем года, местом, не менее трех действующих лиц, и море эмоций. Ну да эмоций, и чувств и ощущений, и я все до сих пор думаю - как называть те, которые не положительные уж точно (с ходу - боль), но и отрицательные - не совсем правильно; не много ли их; не похоже ли это на... (ЧКА, дамский роман, и этот... как его... по определению все той же моей подруги... - "о нежной мужской дружбе"). Отчаянно не хочется оказаться трафаретной романтической барышней. Кажется, - ну есть же, есть в этом что-то настоящее (хм, "настоящее"...), зря что ли тебя тянет не к самым прочувствованным текстам пресловутого двенадцатитомника и окрестностей, - зачем, там уже все прописано, - нет, ты будешь выуживать какие-то случайно зародившиеся подробности в хронологиях, созвучия в словарях (не зная языка толком - впрочем, как и всех прочих условно знаемых языков), приписки на полях ранних набросков... То есть опять - артефакты. Тот самый Зеленый Камень. Яма, приписано позже "огненная" (нет, она все же скорее "прОпасть", но предыдущий смысл прижился и зловеще поблескивает придонной водичкой). Медный обруч (с нерешенным вопросом - зеленеет ли от него голова... моя садовая.... то есть тьфу, моя-то и садовая, и зеленая да только тут она совершенно ни при чем, не было - не было - не было...).

А вы говорите - "уход от мира". А я говорю - вот, опять археология, это не уход отсюда, это затаскивание этого мира в тот (и неизвестно, хорошо ли, а то ведь кто что тащит)...в тот, которого, может быть и нет. Собственно, меня ни разу не посещало такое отчетливое ощущение - "ЕСТЬ" - касаемо мира в целом. Впрочем, как и "НЕТ". Это, наверное, лень. А может быть, страх, нерешительность лукавство - и прочие грехи, далее по списку, включая словоблудие, гробокопательство и "почитание ложных мумий"... простите, это меня опять вдоль по маразму занесло... так вот, чем бы ни было, все к одному - не решаться окончательно. Ибо не хочется - не "литературное произведение, вокруг которого я хохмочки сочиняю", (ну, или не хохмочки, а очень даже серьезную философскую концепцию иллюстрирую - свою, здешнюю) - не "самый настоящий мир, где я именно что жил, а сюда меня кривой козой забросило, то-то мне в нем так плохо..." Хочется, какое-то, как всегда, свое, дурацкое, третье, ну... и если не про археологию, то про историю точно: "мир, про который есть масса интересной информации - и в литературных произведениях, и в не очень, с которой можно сделать много интересного". Но когда решаешь для себя так, не неизбежно ли отправишься к позиции второй. Не знаю. Не знаю и боюсь.

(Официальное "хм!" - над "именно что жил", громкое и полноценное.

- Кири, о чем этот рассказ? - это меня автор спрашивает!

- Ну, про жизнь... - не умею высказываться о литературных произведениях, весь школьный курс не научил. И ладно бы - мимо прошло и не тронуло. Впечатляют - и камнем куда-то в душу шлепаются - грузить ее. Иногда - на несколько лет. Как пресловутый трехтомник, тогда в одном томе, впрочем, существовавший).

- Да разве это жизнь?! - (вообще-то - самая что ни на есть. Все упомянутые - реальны, их отношения (не-отношения;-) - к сожалению, тоже...)

- Ну, про не-жизнь...)


Нда, не-жизнь. Спасибо еще одной пресловутой книге (которая меня во всю упоминаемую историю и втянула, кстати). С чем-то спорила, что-то трогало, что-то - доводило до бешенства. А это словечко - образованное по подобию некоего тамошнего - прижилось. Ибо знакомо донельзя. Ну да, я даже не про то - неделя после экспедиции, работа не волк, но с нее особо не убежишь, а все хотят видеть, а нужно думать и действовать, а время куда-то подевалось, "а где твои новые стихи?"... Тоже не-жизнь. Но еще - скалы-не-скалы, облака-не-облака, вершины и пропасти заплелись в одну спиралищу, и невозможно - стерпеть, но и умереть - невозможно, и изменить хоть что-то - совершенно невозможно, а изменить самому - как ни странно, тоже. Про тебя просто давно забыли, ну да, забыли - не на виду вроде бы...

Ох, опять я! Не было - не бы... Да нет. Это меня там не было. Так что - какое право я имею утверждать? Однако ж утверждаю - не "БЫЛО" а (разница, разница!) "КАК было", при том, что, даже принимая все "если" и "условности", мой собственный персонаж - да, она родимая, с камуфляжного браслетика, - совершенно непереместимо поставлен на пять веков позже и снабжен основательной родословной - чтоб уж не засомневались... Да и квента (ох, хотелось мне без "непонятных словей", да уж так привыкла чем заменишь... хм, биография? Нет, тут уж "история рода" скорей подойдет) сочинялась, не вспоминалась вроде бы сознательно - увязать наибольшее количество фактов об этом лесе - этом племени - обо всем синхронном... Вроде бы.

Что тогда? "В тебе не просыпается ... ?" (Имя, соответственно). Спасибо, нет. Во мне никто не просыпается, даже лично я порой крепко сплю! И ненавижу эти технические термины, совершенно не желая примерять их под себя - "вселенец", "носитель"... Вот к слову "глюк" привыкла, а зря: для широкой публики (а тебя так и тянет с ней хронически беседовать, камикадзе недорезанное) "глюк" - это после наркотиков, а вот "вселенец"... ну, наверное, парень с раскладушкой в коридоре, а "носитель" - может, конечно, "..вируса СПИД", а может - просто интеллигентный грузчик. Впрочем, и "глюк", даже не глядя на эту неузкую публику - слишком серьезно. Ответственно. Вот и плутаю в дебрях иносказаний, добавляя смысл к обычным словам - "посмотрим", "подумаем"... Потому как - именно что думается все же, думается и видится, но никак не вспоминается. Ибо вспоминаться - и не должно (ну, не было...меня - не было).

Впрочем, и думаться, и видеться - наверное, тоже. Потому как - зачем? Чтобы опять скрывать от своей ехидной подруги, что зависла на ночь у другой, не менее ехидной? Чтобы попадать в резонанс с маленькой... скромненькой такой... песней из трех куплетов, - но твоей состояние на выходе описывается формулой "улет всей личности не туда"? Писать ворох стихов, понимая, что показать их можно ну очень узкому кругу лиц - да нет, можно и широкому - а толку-то? ("Где твои новые стихи?"...) Или, может быть, - видеть в витринах подмосковных музеев и на полях воронежской лесостепи то, чему там быть ну никак не положено?...

Видимо, именно за тем. А еще - чтобы вылезать из метро поутру с головой весьма квадратной (да, эпический дом уже позади, как и сумбурная дорога, и мысли по дороге оной приходящие - может ли гном сказать "у тебя, мол, богатства мало", а эльф понять - "барахла мало" и хорошо, что мало - а впереди целый весьма бурный день) - чтобы дошивать в ателье на пожарной скорости первый в своей жизни плащ, - и в случайно купленной газете обнаруживать статью: "Как живут толкинисты". Хорошая статья, не про "придурков с мечами", а даже философская почти, и автора ты, может быть знаешь - только не по ф.и.о... Только... Нет, я не умею полемизировать, просто.... Нет, ну действительно - КАК ОНИ ЖИВУТ? Как они ухитряются, как у них только получается, и неужели это все действительно - жизнь????...


...Хочешь сказать - Не-Жизнь? А ведь не скажешь. Не получится. Скорее уж - Не-Свет и Не-Тьма, то есть - или вечерние сумерки, или утренние, - да нет, наверное, утренние, рассвет - наверняка рассвет (Рассвет...) и День Придет Снова, а следовательно...

...Следовательно, все-таки жизнь. Это, именно это. И если сосредоточиться, увидишь ее - точнее, ее суть - совсем четко - круглую бляху какого-то неуловимого оттенка между золотом и серебром, где в борьбе - или беге - или круговороте сплелись этаким инь-янем два безумно красивых - и безумно хищных в своей пластике - зверя, а в середине завернулось в три изгиба пытающееся что-то понять копытное. И не так уж причем тут скифский звериный стиль, и про рыжих и феерических скифов - тоже как-нибудь потом, а сейчас просто - Жизнь. Или хотя бы - Рассвет. (...Нахальный луч-одиночка неведомо как пробрался через занавеси и теперь высвечивает маленькое пятно на потолке, взгляд как-то сам собой притягивается к нему, - вглядеться, запомнить неизвестно зачем именно этот фрагмент, его переплетение пятен и линий и выискивать их потом, когда луч уйдет. Да еще спросить - рассвет все-таки или закат?... Но все равно - жизнь).


(первые числа августа 2001 г.,
в основном - дирекция Института археологии РАН)


Текст размещен с разрешения автора.