Стихи ЭстерыСеребрянная тень.Творчество человека - продолжение его личности. Ее отражение, зеркало... Поэтому разговор о стихах Эстеры, представляющихся автору одним из самых интересных явлений культуры фэндома, надо начинать с нее самой. Итак, открываем соответствующую карточку "Кто есть кто", и читаем: "Мои увлечения: философия, богословие (христианское), мифология народов мира, литература (Серебряный Век, особенно А.Блок и Н.Гумилев), Толкин (история Средиземья, эльфийские языки), музыка (скрипка, гитара), ролевые игры (любимая роль на играх - менестрель-бездельник), история неформальных движений (хиппи, панки и т.д)". Любопытная, личность, согласитесь. Многогранная и необычная в нашем скучноватом мире... Таковы и ее стихи. Очень живые, очень разные: от глубоко лирических ("Это было - не яд и не жало...") до легких пейзажных набросков ("Тополя в золотистом уборе...") или сложнейших психологических зарисовок ("Слишком долго смотрела я в бездну..."). В этих стихах без труда можно найти отражение всех увлечений автора: в этих стихах видятся то любопытнейшие богословские очерки ("Да! Предстоят нам испытанья..."), то многочисленные образы толкиеновского мира ("Эовин", "Остранна"), то философские размышления о пути и цели ("Баллада об идущих сквозь пустыню.") И естественно, важнейшей паралелью стихам Эстеры является Серебрянный Век. Его образы, слова, мысли пронизывают все творчество Эстеры - то в форме прямых отсылок ("Посвящение Блоку"), то эпиграфом ("Отчаяние"), то скрытыми цитатами ("Ты плачешь: твой друг не вернется назад..."). В чем-то очень важном, творчество Эстеры является отражением всего того слоя нашей культуры, что принято называть Серебрянным Веком. Нет, она конечно не копирует чужого, она торит свою тропинку, но в мире царят незыблемые законы - и потому ее тропинка оказывается во многом похожей, на те, которыми некогда шли Гумилев или Цветаева ... И потому многое в творчестве Эстеры становится яснее, если глядеть на него через призму истории Серебрянного века. Можно видеть причины и следствия, можно разглядеть то, что пока что лишь намечено тонким пунктиром... Итак, начало... Первые стихотворения (1994 г.) - очень простые, светлые, добрые. В чем-то по детски-наивные... Многочисленные пейзажные зарисовки ("Прощание с летом", "Августовский вечер"), - первые попытки воплотить очарование ощущения в Слово. И картины иных миров - такие однозначные, не допускающие двойного толкования - прекрасный, несущий свет Солнечный Странник, или рабство Тьмы... В этих картинах чудится мощь Сказки, волшебного мира, не знающего полутонов и компромиссов, прекрасной повести о добром мире... И удивительно созвучно этим стихотворениям звучат отделенные от них без малого столетием стихи совсем юной Цветаевой - "В люксембургском саду", "Зимой", или чарующие полусказки, полулегенды Гумилева - "Пророки", "Русалка". А светлые мечты, и скрываемые от самой себя страхи, что из потаенных глубин души изливаются на белую гладь бумаги, едины во все времена - и потому Эстера, автор "Заветного слова" и Ахматова, автор "Сжавши руки под темной вуалью", кажутся почти современницами. Впрочем, во многом наш мир отличается от спокойного и неторопливого мира начала века и Эстера намного раньше своих коллег встречается с первыми переоценками своей жизни, с первыми ошибками и ловушками. И появляется на свет страшноватое, удивительно точное в описании опасностей, таящихся на иных путях, стихотворение "Слишком долго смотрела я в бездну...". Вообще, талант Эстеры развивается гораздо быстрее, чем у ее двойников - и уже через год, в ее творчестве происходит перемена. Наступает время переоценки многого. Время ломки привычек, слов, образов... Почти все стихи этого периода болезненно-чувствительны. Расставание с ушедшим другом, безрадостный покой темницы, любовь, превращающаяся в гибель - вот темы этого периода. Не случайно именно на этот год приходится и начало цикла "Читая Блока", осмысливающего творчество одного из любимых поэтов автора, и глубоко пессемистическое продолжение своего собственного "Солнечного странника"... Но не все так мрачно. В этот же период появляются удивительно светлые, намного более удивительные, чем раньше стихотворения, светлые - не по определению, но вопреки всему, вопреки злобе мира и людской глупости - "Мечты", "Золотой век". И хотя странная раздвоенность в стихах длится весь этот год - уже в его начале Эстера делает свой выбор, запечатлев его в легких, летящих строчках "Мечты":
Две дороги лежат.На какую ступлю: И вновь - многочисленные парралели этому этапу творчества Эстеры мы находим у поэтов Серебрянного века. Противоречивые картины гумилевских "Жемчугов", горькая раздвоенность "Белой стаи" Ахматовой - все эти явления родственны периоду выбора пути, которым 1995 г. стал для нашей героини. Следующий год был иным. На первый взгляд мы наблюдаем возвращение к образам и сюжетам 1994 года. Тот же оптимизм, те же спокойные образы... Но это лишь на первый взгляд. Если приглядеться внимательней, мы увидим, что в творчестве Эстеры произошел качественный перелом. Теперь ее стихи рождаются на том пути, который она избрала, преодолев раздвоенность своего настроения... И потому ее оптимизм теперь становится качественно иным. Это не просто уверенность в том, что "все будет хорошо", это глубокая убежденность, основывающаяся на почти мистическом ощущении Промысла, пронизывающего историю. Прожалуй лишь теперь стихи Эстеры можно назвать "зрелыми". В них появляется нечто неуловимое, приходящее в творчество Цветаевой лишь в 1918-1919 году, в "Крылатой душе" или "Комедьянте". Обратим внимание, как меняются пейзажные зарисовки Эстеры, по сравнению с предыдущими годами. Там, где в 1994 было простое описание, а в 1995 - робкая надежда на исцеление уставшей души, теперь появляется глубокое философское размышление о тщете человеческих страстей... Наверное, сложно найти более яркое свидетельство внутренней перемены, коснувшейся творчества Эстеры. Пожалуй, лишь в этом периоде в творчестве Эстеры появляются четко различимые христианские мотивы. "Это было - не яд и не жало" или "Да! Предстоят нам испытанья..." представляют собой удивительные примеры христианского осмысления обыденных событий и ситуаций. Еще одна новая грань в творчетве Эстеры - появление многочисленных психологических зарисовок, таких, как "Смятение" или "Дочь небес". Великолепное мастерство психолога, умение найти нужные слова, чтобы отразить свои мысли и чувства делает эти стихи настоящим шедевром. Ну и наконец, последняя черта этого периода - впервые Эстера начинает творить произведения по Толкиену. Причем, ее "потолкиеновские" стихотворения не менее живы и полнокровны, чем остальные стихи. Это еще один признак наступившей творческой зрелости. Следующий период - 1997 год. Почти все стихотворения этого периода обращаются вокруг двух тем. Первая - любовная лирика, которая в этом периоде наполняется особой эмоциональной полнотой, особым изяществом и цельностью. Думается причины этого расцвета, были связаны с переменами в личной жизни героини. И другая тема - иные миры. А есть ли они?.. Рискну предположить, что эти стихотворения опять таки обусловлены событиями в личной жизни - расставанием с "дивностью", которое никогда не бывает легким... Не стоит искать параллелм этому периоду творчества Эстеры в Серебрянном Веке. Если они и есть - паралели будут во многом надуманными - потому что, слишком индивидуальны те причины, что привели к появлению этих стихотворений... Ну и последний период - 1998 год. Это - период нового перелома в творчестве, период болезненных перемен. Эстере становится тесно в привычных рамках, она ищет новые пути, формы, идеи... Прежде всего это отражается в форме стихотворений - появляются многочисленные эксперименты в этой сфере: причудливые ритмы "Авалона", акростихи, рванная ткань "Странно...". И одновременно - Эстера тасует, как карты разные стили и манеры стихотворчества, азартно примеряя то одну, то другую маску. Очень схожее явление мы наблюдаем и в истории Серебрянного века. Это - гумилевское "Чужое небо", мост между глубокой завершенностью "Жемчугов" и мягкой описательностью "Фарфорового павильона". Обратим внимание - там то же чередование масок, стилей, ритмов, что и в последних стихах Эстеры. Делать прогнозы бессмаслено - Серебрянный Век на этом этапе близился к завершению, по причинам с поэзией никак не связанным. Искренне надеюсь, что Эстеру минует судьба Гумилева или Ахматовой... А что будет дальше - посмотрим. P.S. Хочется обратить внимание читателей, что я понимаю всю условность разбиения творчества Эстеры по годам. Естественно, рассмотренные периоды смешивались друг с другом и не всегда совпадали с календарными датами. Иные из стихов 1994 звучат провозвестьем 1995 и наоборот - но общая схема сохраняется...
Гарет. Март 1999 г. |
return_links();
//echo 15;
?>
build_links();
?>