Главная Новости Золотой Фонд Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы Общий каталог
Главная Продолжения Апокрифы Альтернативная история Поэзия Стеб Фэндом Грань Арды Публицистика Таверна "У Гарета" Гостевая книга Служебный вход Гостиная Написать письмо


Стихи Ниэннах

Не секрет, что стихи Ниэннах популярны среди толкиенистов. Под влиянием ее творчества сформировалось не одно поколение талантливых поэтов-толкиенистов: Тэм, Рандир, Мистардэн, Ассиди (хотя в их творчестве ниеннистическая традиция была благополучно преодолена), Диэр, Мориэль, Эльвен...

В чем же секрет такого влияния?

Два фактора делают творчество Ниэннах столь привлекательным. Первое – это романтический антураж "Черной Книги Арты" (по сюжетам которой в большинстве своем и написаны стихи Ниэннах): черные менестрели, воины погибающей твердыни, девы, безнадежно влюбленные во Властелина Тьмы и Скорби, пафос безнадежного противостояния жестокому миру, который на первый взгляд кажется прекрасным, справедливым и соразмерным:

Так говорят – блажен, кто судит праведно.
А кто – заступником за неприятеля?
Средь Светлых есть неправые и правые,
А Тьму избравший – обречен проклятию.

Второй фактор, на мой взгляд, гораздо более важен. Это собственно литературные достоинства стихов Ниэннах: смелая, но очень изящная форма, полностью соответствующая содержанию, вкус и чувство стиля, насыщенный эмоциональный фон, яркие, удивительно объемные образы,. Автор намеренно предпочитает неточные рифмы точным, а дольник – классическим размерам. В стихах часто присутствуют аллитерации:

На крови траве высоко расти,
Высока трава, не найти пути,
На крови растут травы сорные,
Тучей вьются над ними вороны.

Мы не станем звездами полночи,
Не воскреснем словом в легендах мы,
Только имя полынной горечью –
Лаан Гэлломэ!

С этой точки зрения настоящими шедеврами являются цикл "Полынь" и некоторые стихотворения циклов "Аст-Ахэ", "Песни дороги", "Осколки".

Циклы "Игра", "Чуть по-иному", "Апокриф" и "Эклессиаст" написаны в более традиционной и менее изящной форме, но содержание придает им огромную ценность.

Многое роднит стихи Ниэннах с Серебряным веком: "декадентская" эстетика, образы, заимствованные у поэтов того времени – Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой. Это не плагиат и не эпигонство, это свидетельство глубокой укорененности автора в культурной почве, без которой и не бывает настоящей поэзии. ("Без культурных корней можно написать только: "Ты скажи, ты скажи, че те надо, че те надо" (с) Ивиана).

Впрочем, данная бочка меда не обошлась и без ложки дегтя. Не все стихи Ниэннах одинаково сильны. Я заметила любопытную закономерность: чем сильнее "идеологический" пафос (и, соответственно, больше "романтического" антуража), тем слабее стихи. Сразу начинают резать глаз нелогичности, образы, столь восхищавшие в других стихах, начинают казаться неестественными и выспренними, неточные рифмы и неклассические размеры производят впечатление неряшливости, проявляется пагубная манера сочетать элементы классической и неклассической форм. Таковы, например, цикл "Последний бой", песня об Илмаре, некоторые стихи из цикла "Нуменорэ" и некоторые другие.

Несмотря на эти недостатки, стихи Ниэннах стоит читать, и не нужно видеть в них только "мордорскую агитку".