Главная Новости Золотой Фонд Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы Общий каталог
Главная Продолжения Апокрифы Альтернативная история Поэзия Стеб Фэндом Грань Арды Публицистика Таверна "У Гарета" Гостевая книга Служебный вход Гостиная Написать письмо


Эйлиан

Основы эльфийского права

(Комментарий к "Истории Финвэ и Мириэли")
              ...Но сквозь годы и румяна
              Незаметно и упрямо,
              Как-то так не до конца,
              Безнадежно и печально
              Проступает изначальный
              Чистый замысел Творца...

              Чистый замысел Творца...

              Ю.Ким. "Дом, который построил Свифт"

Итак, Толкиен не включил "Историю Финвэ и Мириэли" в "Сильмариллион". На самом деле я его понимаю. Текст тяжелый, и Толкиен явно понял, что "Спор Валар" не хочет принимать литературную форму и в "Сильмариллион" просто не лезет. Все мои усилия придать переводу удобочитаемый вид не привели его к таковому виду. Но в конце концов я сочла, что любознательный и нуждающийся прочтет и так, и взяла на себя смелость высказать некоторые мысли об этом произведении.

Сама по себе история расторжения брака Финвэ и Мириэли малоинтересна. Никаких фундаментальных последствий для содержания "Сильмариллиона" подробности этого развода не несут, так что если уж говорить о них, то лишь как о поводе для Спора Валар, затрагивающего важнейшие этические концепции.

Разумеется, каждый читатель имеет свое мнение об этом Споре, я же хочу сказать свое, а именно несколько слов о месте этих концепций в общей этической структуре Мира Толкиена.

Мудрецы эльдар считают запись Спора Валар одним из важнейших документов Закона. Неудивительно, ибо в этой записи видно, как создаются фундаментальные законы, на основе чего они создаются и что принимается во внимание. Конечно, "Статут Финвэ и Мириэли" - закон глобальный и данный эльдар Стихиями, но, без сомнения, процедура его создания являлась образцом для создания законов самими эльдар, в рамках культуры, созданной в Валиноре и принесенной нолдор в Средиземье. Что такое закон? Некое формально утвержденное правило для соблюдения в рамках определенного общества, которое обычно включает в себя какие-то гарантии его соблюдения, например наказание за нарушение (в отличие от обычая, который никто не утверждает формально). Поскольку порядок вещей в Арде (Рок), как я уже писала, имеет этическую природу, то валар - выразители и блюстители этого порядка вещей - строят новые законы Арды на основе уже включенных в этику закономерностей, то есть того, что в привычных нам терминах именуется СИСТЕМОЙ ЦЕННОСТЕЙ. И вот, перед нами система, очевидно, основополагающих ценностей цивилизации Вышних Эльфов.

Самой глубокой и неизменной ценностью в ней, опорой для всех важнейших добродетелей, является АРДА АЛАХАСТА, Арда Неискаженная, как единство обоих смыслов, которые можно подразумевать за этим понятием: одновременно и тот изначальный замысел Творца, который проступает за всеми Искажениями, и мечта об Арде Исцеленной. Это ценность абсолютная, ибо в Неискаженной Арде нет зла. Арда Алахаста является опорой и источником для Надежды, которая вместе со своим конкретным проявлением - Терпением - оказывается важнейшей добродетелью Детей Эру. Что значит "нет зла"? Нам, рожденным в Арде Искаженной, сложно это понять. Уже давно жанр утопии опровергнут жанром антиутопии, ибо зло заложено в природе Детей Эру (каковыми и мы с вами в общем-то являемся, будучи в этом мире людьми) и уж они везде напакостить сумеют... Но заметьте: в Арде Неискаженной нет понятия "добро", потому что оно имеет смысл только в противопоставлении с понятием "зло". В Арде Неискаженной всем оценочным понятиям типа "хорошо", "благо", "верно", соответствует понятие "ЕСТЕСТВЕННО". Все процессы там естественны, т.е. следуют природе явлений, задуманной Творцом. (Такой мир внутренне непротиворечив.) А в Арде Искаженной появляется критерий выбора "меньшего зла из двух": хорошо то, что более соответствует естественному порядку вещей Арды Неискаженной. Это и есть основа этики Мира Толкиена.

Но Искаженная Арда - данность, и зло в ней всегда возможно. И поскольку оно действительно совершается, необходим иной критерий: мера реального зла и сведение к минимуму его последствий. И это СПРАВЕДЛИВОСТЬ - следующее понятие в разбираемой системе ценностей, высшая закономерность порядка вещей в Арде Искаженной, то есть Рока. Ясно, что Справедливость как явление принадлежит Арде Искаженной, так как в Арде Неискаженной она просто не имеет смысла. Из этого, разумеется, не следует, что Справедливость есть зло. Но она - горькое благо: она принимает зло как существующее явление и может остановить его конкретные проявления, но не "исцелить" его. Итак, Справедливость Арды Искаженной определенным образом соответствует Естественности Арды Неискаженной. Но Справедливость по природе своей есть мера, и потому она всегда подходит к делу формально, извне, а не изнутри. Она принимает во внимание только реальные факты и явления.

Но зачастую зло проявляется в искажении намерений тех, кто сотворил нечто, повлекшее за собой злые последствия. Такие подлежат суду Справедливости за реальные дела, но она не в силах учитывать изначальное добро их намерений. Таким образом, возникает необходимость в МИЛОСЕРДИИ.

Там, где Милосердия нет, говорят о Жестокости. Часто говорят, что Рок жесток.

Но в таком суждении нет смысла: Справедливость не может быть жестокой или милосердной. Справедливость и Милосердие - явления одного порядка, дополняющие друг друга.

Итак, основа системы ценностей эльфийской культуры:

- Арда Алахаста (Арда Неискаженная)

- Справедливость

- Милосердие

В Арде Искаженной понятия Справедливости и Милосердия воплощают Мандос и Ниэнна, брат и сестра.

Итак, исходя из идеала Арды Неискаженной, в соответствии со Справедливостью и принимая во внимание возможность Милосердия, создавались законы эльфийской цивилизации.

Разумеется, были ценности и иного уровня, меньшего порядка. Такие ценности опирались на вышеописанные основополагающие и в своем прогрессе обязаны были оставаться в согласии с ними. Ниже я привожу некоторые из них, хотя не могу сослаться на конкретную работу, в которой они описаны, а описываю по намекам, репликам и т.д., встречающимся в различных произведениях Толкиена.

И первым из таких было, очевидно, РОДОВОЕ ПРАВО. Это неудивительно. И не потому, что "это традиционно для подобных культур" - не путайте причину со следствием. Просто основой родственных отношений является любовь, наиболее сильное и святое чувство, одно из самых ярких проявлений Арды Алахаста в Арда Хастайна. Понятие родства неизменно почиталось, и настолько, что являлось основой иерархической структуры эльфийской цивилизации. Заметьте, что ваньяр, духовно наиболее близкие к Арда Алахаста, называются "дети Ингвэ". Но и в наиболее популярном проявлении цивилизации эльдар, у нолдор, иерархия основана на понятиях типа: "Король - отец народа".

На родовом праве основаны "правила вежества" (этикет). Важнейшим является понятие очередности поколений, т.е. принадлежащий к предыдущему поколению считается "старшим в роду", хоть он и мог родиться по счету лет позже кого-либо из "младших". Следующим было, видимо, ЦЕХОВОЕ (профессиональное) ПРАВО. Здесь проявился следующий факт: эльфы созданы для творчества. Цивилизация эльфов молодая, к тому же их мышление, в основе своей синтетическое, куда менее склонно к структурированию и анализу, чем мышление людей, и потому творчество ума и творчество рук у них идут рядом, а цех, т.е. творческое единство, являлся важным общественным образованием. Родственные отношения, тем не менее, были более тесными и более "сакральными" (почитаемыми), и поэтому, по-видимому, родовое право имело преимущество перед цеховым.

Духовного сословия как такового в рассматриваемой культуре не было, т.к. в нем не было нужды: эльдар общались с Высшими Силами (валар) напрямую, им не нужны были посредники. Поэтому не было и религиозного права, намеки на которое можно встретить, например, в культуре синдар или нандор.

А вообще эльдар не слишком-то нуждались в законах на все случаи жизни. Эльфы - существа естественные и гармоничные, и потому в большинстве случаев поступают в соответствии с общей системой ценностей, исходящей из естественности Арда Алахаста. Я не думаю, что у них были подробно расписанные кодексы типа имущественного, трудового и т.д. Они глубоко постигали связь вещей и действовали в соответствии с основными закономерностями типа описанных выше.

Но зато в их жизни большую роль играли обычаи - закономерности традиций, основанные на "вежестве", т.е. культуре социального общения. Обычай не возникает в один момент, для его установления нужно время, и гарантия его соблюдения - не угроза наказания, но уважение к окружающим, их умению и опыту.

1996