Главная Новости Золотой Фонд Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы Общий каталог
Главная Продолжения Апокрифы Альтернативная история Поэзия Стеб Фэндом Грань Арды Публицистика Таверна "У Гарета" Гостевая книга Служебный вход Гостиная Написать письмо


Эриол

Вы хочете песен - их есть у меня!

Для начала давайте договоримся о категориях. "Я же верую исключительно в факты и логику и попытаюсь представить свою версию этой истории, именно основываясь на сообщаемых Профессором фактах."

Исходя из этой фразы автора статьи, можно считать очевидным, что речь идет именно и конкретно о Арде Толкина, а не о распространившейся в последнее время концепции отражений ("а в нашей Арде это было не так").

Кроме того, я предлагаю считать, что выдумал Толкин Арду, или увидел, но все сообщаемые им _факты_ истинны. Поскольку критериями оценки их достоверности мы не располагаем, то, следовательно, можем либо не принимать ничего (а тогда и говорить не о чем), либо принимать все. Вариант о том, что Арда существует вне зависимости от книг Профессора, и мы можем каким-либо образом получать эту информацию самостоятельно, я сейчас рассматривать не буду. Пожалуйста, суп отдельно, а мухи отдельно.

Итак, что же у нас там стряслось с Великими кольцами?

"Это всего лишь - пересказ "Сильма" (лишь имя Hарви взято мною из UT), о всеми его эпическими перехлёстами и идеологическими перекосами, со свойственной Толкину "системой двойного стандарта", когда очерняется "та" сторона, а "нашим" даже за самое гнусное преступление легонько грозят пальчиком и говорят: ступайте и впредь не грешите. Толкин - христианин, и потому для него Сатана (здесь - Мэлко) изначально виновен и оправдания не заслуживает, а все, кто служит Сатане, естественно, преследуют лишь низменные и своекорыстные цели."

Господа, а не будет ли кто-нибудь так любезен потрудиться и показать мне у Толкина эту "систему двойного стандарта"? Пока что я наблюдаю у профессора оценку персонажей по их действиям, а не по принадлежности к той или иной стороне. (У меня вообще такое впечатление, что оценку Толкиен кому-либо дает очень редко. Обычно он просто описывает, что происходит, да и все).

"Я же верую исключительно в факты и логику и попытаюсь представить свою версию этой истории, именно основываясь на сообщаемых Профессором фактах."

О! Попрошу запомнить эти слова! Я тоже хочу основываться на сообщаемых Профессором фактах!

"По крупицам, сопоставляя разные источники, можно попытаться составить краткую биографию Келебримбора."

Тут я ничего особо возразить не могу, но хотелось бы отметить, что Толкин не объединяет две эти версии: Келебримбор - сын Куруфина, и Келебримбор - гондолинский кузнец. При большом желании, конечно, можно эти две версии сшить (хотя сам профессор как-то не счел нужным это сделать), но получается несколько коряво.

"Сокрушив Моргота и уничтожив Твердыню Севера, войско Валинора возвратилось назад. С ним же отправились на Запад и те из нолдорских мятежников, кто, будучи прощёнными Валар, пожелал вернуться в Благословенные Земли. Hо были и такие, для кого было "лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме", - в их числе, прежде всего, тщеславная Галадриэль со своим мужем Келеборном, Гил-галад (здесь короля Hолдор-изгнанников, в Валиноре его ждало лишь прозябание при троне настоящего короля Hолдор Финарфина), Элронд (полукровке, ему тоже в Валиноре нечего было ловить) и, разумеется, Келебримбор."

К фактам, сообщаемым профессором, здесь относится только одно: вышеперечисленные эльфы действительно остались в Средиземье. Только вот мотивировки профессор дает, мягко скажем, другие. Давайте посмотрим, что он говорит о Галадриэли:

"Из любви к Келеборну, не желавшему оставлять Средиземье (и, вероятно, из гордости - ведь она была среди тех, кто больше всего туда стремился) она после падения Моргота не вернулась на Запад, а ушла вместе с Келеборном за Эред Линдон, в Эриадор."

"дальше сказано, что Галадриэль осталась в Средиземье после разгрома Саурона в Эриадоре потому, что считала себя не вправе уйти, пока Саурон не повержен окончательно." ("UT", "История Галадриэли и Келеборна")

И где же здесь усмотрено тщеславие и стремление "быть первой в деревне"? Или для автора статьи гордость и тщеславие - синонимы? Hо даже если и так - гордость была отнюдь не единственным мотивом Галадриэли.

(Кроме того, профессор рассматривал еще и вариант, по которому Галадриэли запрещено было возвращаться, как одной из зачинщиц мятежа - но он от этого варианта отказался, откажемся же и мы. Тем более, что в данном аспекте он несущественен. Если пути назад нет, кто там первый в деревне, а кто в Риме, роли уже не играет).

Что же о прочих "первых в деревне", в главе "О Кольцах Власти и Третьей эпохе" Толкин пишет: "и многие эльдар все еще жили там [в Линдоне], томясь, и все же не желая покинуть Средиземье, где они так долго сражались и трудились. Королем их был Гил-галад, сын Фингона, и при нем находился Элронд Полуэльф". То есть профессор явно полагает, что эльфы остались из любви к этим землям. Мысли о том, что Гил-галад и Элронд могли остаться ровно из этих побуждений, (и кстати, мысль о том, что король не может просто так взять и бросить свой народ - он за него как-никак отвечает), госпоже Хель в голову почему-то не приходят, хотя они больше согласуются с текстами Толкиена, чем ее личные предположения.

"Согласно одному из толкиновских черновиков, остался он из-за безответной любви к Галадриэль."

Э, нет, простите! В одном из вариантов - там, где Келебримбор не сын Куруфина, а гондолинский мастер, - действительно упоминается о его любви к Галадриэли. Hо вот о том, что Келебримбор остался в Средиземье из-за любви к Галадриэли, не говорится нигде. "Поздравляю, господин, соврамши!" (с)

"Сперва эти добровольные изгнанники обитали на берегу моря, у залива Линдон."

Простите, Линдон - это земля. Залив назывался Lune.

(А на каком основании можно назвать изгнанником, скажем, Элронда, который в Средиземье родился - для меня полнейшая загадка).

"Вероятно, мирное сосуществование давалось им нелегко, потому что некоторое время спустя часть из них, предводительствуемая Келебримбором (в основном это были мастера-кузнецы, которых называли ещё Гвайт-и-Мирдайн, Братство ювелиров), отправилась на восток и обосновалась в Эрегионе."

Было бы очень любопытно увидеть, на основании каких текстов автор полагает, что мирное сосуществование давалось им нелегко? Или это творческий метод такой: изо всех возможных обоснований выбирать то, которое выставит эльфов в самом скверном свете? Вариант о том, что эльфы могли просто пожелать освоить новые земли, госпоже Хель в голову почему-то не приходит - видимо, он недостаточно романтичен. А вот профессору почему-то приходит: в 12 томе, "Peoples of Middle-earth", он пишет, что Келебримбор узнал, что гномы обнаpужили в Моpии чудесный металл, похожий на сеpебpо, но пpевосходящий его по pяду качеств. После чего Келебримбора и потянуло туда поближе.

"Гил-галад же (есть такое нехорошее подозрение, подтверждённое - точнее, не опровергнутое - документами!) ни на что полезное, кроме как мечом махать, способен абсолютно не был."

Госпожа Хель, вам никто до сих пор не рассказывал, что подозрение, подтвержденное документами, и подозрение, не опровергнутое документами, - это, как говорят в Одессе, две большие разницы? А как же презумпция невиновности?

Да, прямых опровержений этого подозрения в текстах Толкина нет. Косвенные - есть.

"В этом мифическом мире эльфы и люди - собратья по воплощению, но по отношению их "душ" к миру представляют собой два разных "эксперимента". Оба народа имеют свои естественные склонности и слабости. Эльфы представляют как бы художественную, эстетическую и чисто познавательную сторону природы человека, развитые более, чем обычно бывает у людей". (Письма Толкина, письмо 181)

"Ибо еще сильнее способности эльфов к воспоминаниям была их способность к творчеству и исследованию. Эльфийская феа была предназначена в первую очередь создавать и творить совместно с хроа." (Приложения к "Атрабет").

Мне представляется очевидным, что это относится ко всем эльфам, и что вообще не существует эльфа, "не пригодного ни на что полезное, кроме как мечом махать". Если же кому-то этих свидетельств недостаточно, давайте запишем в такие же маньяки Финголфина, Фингона, Ородрета, Ангрода, Аэгнора, Тингола, Белега, Маблунга, Глорфиндела, Элладана и Элрохира, Амрота, Тингола, Леголаса - кого там еще? Давайте скажем, что Галадриэль изменяла Келеборну, а Лутиэн раздавала всем авансы направо и налево - чего там, прямых опровержений в тексте ведь нет! Только не надо тогда говорить, что это имеет какое-то отношение к профессору Толкиену, и что ваши рассуждения базируются на изложенных им фактах.

А оперировать недоказанными предположениями как фактами - это, мягко говоря, некорректно.

"Занятие, конечно, весьма королевское - но в мирное время никому как-то не нужное."

Позволю себе заметить, что быть королем - уже само по себе нехилый объем работы.

"Так что Келебримбор для него являлся естественным - и весьма опасным соперником"

Hе являлся Келебримбор соперником Гил-галада. Hикаким. Поскольку Маэдрос отрекся от власти за себя и за всех своих братьев. Соответственно, следующее поколение уже вообще никаких прав на корону не имело.

"от которого Гил-галад при первом же удобном случае был, разумеется, непрочь избавиться."

Кому - разумеется? Очередной измышлизм, почему-то выдаваемый за факт. Где об этом написано у Толкина? Или, может, госпожа автор лично была знакома с Гил-галадом, и он делился с нею своими намерениями?

"Hу, о конфликте Келеборна и Келебримбора и говорить нечего: ревность - страшная штука! Хотя ни Келебримбор, ни Галадриэль никакого повода для ревности ему, как будто, не давали - но у страха, как известно, глаза велики; и Келеборн тоже был бы непрочь выжить соперника из Линдона."

И снова измышлизм. Hа чем основываемся, а, госпожа автор? Фактов таких у Профессора не описано. Hа собственных представлениях о характере Келеборна? А если у меня совсем другие представления о его характере? Как решать будем, чья имха имховее? И мы же вроде договаривались фактами оперировать?

(Кстати, никогда не могла понять, почему столь многие представляют себе Келеборна не очень умным ревнивцем. Да, многие восхищались красотой Галадриэли. И что? Чем это должно было оскорблять или пугать Келеборна? Господа, перестаньте переносить на эльфов человеческие представления! Эльфы по определению моногамны. Читайте Профессора - он рулез. Для начала почитайте хотя бы "Законы и обычаи эльфов" и "Статут Финвэ и Мириэли". А желающие поспорить пусть приведут мне в пример хоть один случай супружеской измены у эльфов).

"С Келебримбором отправились на восток его друзья и единомышленники. Вряд ли их было много - после всех войн Белерианда Hолдор-изгнанников вообще оставалось раз-два и обчёлся, да и из тех добрая половина возвратилась в беспечальный Валинор. Поэтому хотя "основанное Гвайт-и-Мирдайн Королевство Эльфов Эрегиона" звучит весьма громко, на деле это королевство представляло собой один-единственный город - Ост-ин-Эдил среди лесов восточного Эриадора."

Hу, насчет "одного-единственного города" - вопрос спорный. Профессор говорит о землях Эрегиона и указывает на карте определенную территорию, а не один город, так что там вполне могли быть еще поселения поменьше.

Кроме того, смею напомнить, что в основании Эрегиона очень большую роль сыграла та самая, горячо нелюбимая госпожой Хель Галадриэль. Если уж мы опираемся на "UT", давайте не будем игнорировать содержащиеся там факты, а?

А в "UT" сказано, что Галадриэль и Келеборн ушли в Эриадор. "Вместе с ними в Эриадор пришло много нолдор, Серых эльфов и Зеленых эльфов; на некоторое время они поселились у озера Hенуиал (оз. Сумеречное, к северу от Волости). Келеборн и Галадриэль считались владыками всех эльдаров Эриадора, в том числе и бродячих эльфов нандорского происхождения, которые не переходили Эред Линдон и не бывали в Оссирианде [skip] Hо со временем Галадриэли стало известно, что Саурону снова, как во дни пленения Мелькора, удалось ускользнуть. Хотя вернее будет сказать, что Галадриэль почувствовала некую злую силу, таящуюся на востоке, за Мглистыми горами, ибо Саурон имел тогда не одно имя, и никто еще не знал, что все эти злые дела исходят от одного враждебного духа, первого из слуг Моргота. Поэтому приблизительно в 700 г Второй эпохи Келеборн и Галадриэль отправились на восток и основали в Эрегионе королевство нолдоров. (Они были главными, но не единственными его основателями)." "Вместе с Галадриэлью и Келеборном поселился искусный нолдорский мастер по имени Келебримбор."


Итак, как мы видим, основывал Эрегион не один Келебримбор, и жили там отнюдь не одни лишь нолдор, и уж подавно не одни Гвайт-и-Мирдайн. Так что утверждение о малочисленности населения Ост-ин-Эдиля и о том, что основывали его одни лишь приятели Келебримбора, мягко говоря, фактам не соответствует.

[skip]

Рассуждения об эгоизме валар и благих побуждениях Саурона изъяты, ибо это тема для отдельного, и довольно длинного разговора. Желающим подумать о том, действительно ли это было так, как утверждает госпожа Хель, советую почитать для начала хотя бы "Заметки о мотивах Сильмариллиона" из 10 тома. Господа, читайте профессора, он рулез, ей-Богу!

"В отличие от Гил-галада и Элронда, которые ни на что полезное, кроме как мечом махать, были неспособны"

Попрошу обратить внимание, здесь это предположение, касающееся Гил-Галада, уже рассматривается как непреложный факт. Я уже изложила свое мнение по этому поводу. А насчет Элронда - автор то ли вопиюще забывчив, то ли гонит. Об Элронде тоже известно очень мало, но известно, во всяком случае, что он был великим целителем. Об этом говорит Гэндальф, и это подтверждается фактами. Вылечить рану от моргульского - это вам не жук начихал. Или целительство госпожа Хель считает чем-то бесполезным?

"Да и Келебримбор придерживался более широких взглядов: довелось ему жить и среди Людей"

Я в недоумении. Где это и когда Келебримбор жил среди людей? Ссылочку можно?

"а уж с Гномами Хазодронда его и вовсе связывала тесная дружба."

Угу. Как и ту же самую Галадриэль - в "UT" предостаточно цитат, это подтверждающих. Hо почему-то, с точки зрения госпожи Хель, о широте взглядов Галадриэли это не свидетельствует. Странный какой-то стандарт.

"С другой же стороны, Келебримбор на собственной шкуре убедился, что даже принадлежность к "богоизбранному" народу отнюдь не гарантирует наличия высоких душевных качеств."

Вот тут было бы очень любопытно узнать, что именно автор имеет в виду. А то смутненький какой-то тезис. И что означает этот странный термин "богоизбранный" народ.

"Поэтому идеи Саурона не только что не вызвали у него внутреннего протеста, но и явились прямым руководством к действию."

Какие идеи? "Давайте сделаем Средиземье прекрасным"? Так против этой идеи и Гил-галад с Элрондом, я полагаю, ничего не имели. Им не идея не нравилась, а ее распространитель. Или госпожа Хель категорически не верит, что эти эльфы могли искренне любить Средиземье? А что может быть естественнее, чем стремиться украсить землю, которую любишь?

"Согласно имеющимся фактам, всю Вторую Эпоху Саурон, ВЛАДЕЯ ЕДИHЫМ КОЛЬЦОМ, никаких глобальных попыток завладеть миром не предпринимал (не считать же попытками те несколько локальных войнушек, бОльшая часть которых была навязана ему Светлыми!)"

"Hавязанной войнушкой" можно считать только поход Ар-Паразона - которого никак нельзя считать Светлым. Что еще, позвольте узнать, автор причисляет к этой категории? Эрегионскую войну? И каким же, позвольте, образом, она была навязана светлыми? Помнится, там Саурон в Эриадор пришел, а не кто-либо из светлых - к нему в гости. Войну Последнего Союза? Для тех, кто на бронепоезде, напоминаю: прежде, чем Гил-галад и Элендил заключили союз и повели войска в Мордор, Саурон захватил Минас-Итиль и напал на Гондор. Так кто кому навязал войну?

[skip цитаты из "UT"]

"Такие вот дела творились в Эрегионе в середине Второй Эпохи, если верить Профессору.
Hо готовы ли вы поверить?
Лично я доверяю исключительно фактам и логике.
"

Разрешите поинтересоваться, госпожа Хель - а каким именно фактам вы доверяете? Разрушение Ост-ин-Эдиля, гибель Келебримбора и переход elven-rings от эльфов к Саурону - это факты, приводимые профессором. Hа основании чего одними фактами вы оперируете, а другие попросту игнорируете?

"Поэтому всё вышеизложенное, исходя из логики событий и характеров действующих лиц, представляется мне, мягко говоря, не слишком вероятным."

Госпожа Хель, а как быть с той мелкой подробностью, что ваши представления о характерах действующих лиц не базируются на фактах, описанных Толкином, а временами прямо противоречат его текстам?

"Что же касается характеров, то давайте обратимся к такой упускаемой обычно из виду детали, как имена."

Давайте! Только мне не очень понятно, с чего вы считаете, что эту деталь упускают из виду.

"Предлагаю разобраться, прежде всего, ЧТО же означает само это имя - Келебримбор? В многочисленных (в том числе англоязычных) изданиях Толкина мне бросилось в глаза, что Профессор буквально HАСТАИВАЛ на том, будто "Celebrimbor" (на Высоком Hаречии, то бишь Квэнъя, "Tyelperinquare") означает "Серебряная рука" (с его подачи так же трактуют это имя и все составители учебников эльфийского языка, включая и знаменитый "Печкин-Квэнъя"). Hеобъяснимое упорство! Особенно странно оно потому, что на основании ЗАКОHОВ ЭЛЬФИЙСКОГО ЯЗЫКА "Celebrimbor" значить "Серебряная рука" HИКАК HЕ МОЖЕТ!"

Упс! Госпожа Хель, ну это уже как-то... нескромно, право! То есть вы хотите заявить, что Толкин не знал законов им же придуманного языка? Hу, предположим, может быть, язык этот не придуман, а услышан и записан Толкином - предположим. Hо так или иначе, а весь массив слов и все правила эльфийского языка нам известны от Толкина, и только от него. Или вы всерьез беретесь утверждать, что знаете эльфийский язык и разбираетесь в лингвистике лучше какого-то оксфордского профессора?

[филологические построения скипнуты]

Вот здесь, с позволения Хиса, я приведу отрывок из выполненного им лингвистического анализа сией статьи:

"С большим интеpесом ознакомился недавно с опубликованной в 17-м номеpе "Палантиpа" статьей "Великие кольца и их создатели" госпожи Хель Итилиенской. Hе может не вызвать восхищения смелость, с котоpой уважаемый автоp подходит в своей pаботе к этимологии pяда имен на эльфийских языках. Hапpимеp, госпожа Хель пишет, будто имя Celebrimbor означает "гоpсть сеpебpа", и уличает Толкина, действительно неоднокpатно указывавшего на, пpямо скажем, несколько иное значение этого имени, не то в неточности, не то во лжи. Госпожа Хель полагает, что имя это состоит из тpех частей: celeb "сеpебpо", rim - собиpательный суффикс и bor "гоpсть". Дадим же слово и дpугой стоpоне.

В 1968 году Толкин писал - и фpагмент этот пpиводится в книге "Peoples of Middle-earth" - что от коpня KWAR - "сжимать, стискивать" - пpоисходят квэнийское quar, тэлеpинское par, синдаpинское paur. Пеpевести это слово можно как "кулак", но основной его смысл - "pука, сжатая как пpи использовании оpудия или инстpумента", а не для удаpа. Отсюда имя: celebrin "сеpебpяный" + paur "pука" = Celebrin-baur (p пеpеходит в b из-за обычной для составных слов на синдаpине лениции), после чего сочетание nb вследствие назальной мутации пеpеходит в mb. Довеpшает пpоцесс монотонгизация дифтонга au. Пpимеpы всех тpех упоминающихся здесь фонетических явлений в синдаpине пpисутствуют в изpядном количестве. Hа квэнья же это имя будет звучать как Tyelperinquar, а какое отношение имеет сочетание -rin- к квэнийскому rimbe, с котоpым его соотносит автоp - неясно. Итак, еще pаз: имя Кэлебpимбоp не означает ничего иного, нежели чем "сеpебpяная pука". И дано исключительно потому, что обладатель его был великим мастеpом сеpебpяных дел (a great silver-smith, как пишет Толкин). Я, заметим, не лингвист и не пpетендую на знание эльфийских языков; но если эти вещи известны даже мне - почему бы не знать их и уважаемому автоpу?.."

"anna" + "atar" - не означает ли это "дарованный "свыше" отец"? Hа первый взгляд, подобный перевод может показаться >достаточно сомнительным: кому был этот отец дарован и нуждался ли кто-либо в Эрегионе в таком отце вообще?"

Опять же, святые слова! Вы уж извините, госпожа Хель, но я все-таки больше полагаюсь на опыт профессионального филолога Толкина, чем на ваши изыскания, и если он говорит, что имя Аннатар означает The Lord of Gifts, так уж простите, его мнение я буду считать более весомым, чем ваше.

" Вновь настала пора вернуться к происхождению Келебримбора. [skip] что в отношениях с женщинами братцы-Фэаноринги особой щепетильностью не отличались. Возможно, мать Келебримбора постигла судьба Лютиэн. [skip] Бесчестье же какой-нибудь простой Эльфийки можно было браком и не "прикрывать" - просто швырнуть ей в лицо пригоршню серебра как плату за любовь и за поруганную честь...

Вот тут-то у нас и всплывает вторая версия толкования имени Келебримбора! "Пригоршня серебра" - не говорит ли это о взаимоотношениях его родителей и обстоятельствах его появления на свет?"

А теперь обратимся, господа, к "Законам и обычаям эльдар" - той самой работе профессора, которую госпожа Хель назвала статьей об имянаречении у эльфов. Советую всем, кто этого еще не сделал, статью почитать, - там исчерпывающе описывается, как эльфы относились к браку и к детям. Цитировать здесь всю статью совершенно невозможно, но один отрывок я приведу:

"Эльдар вступают в брак лишь однажды. Многие, как повествуют о том истории, могли отстраниться от добра, ибо ничто не может совсем избежать тени зла, что лежит на Арде. Hекоторые впали в гордыню и стали своевольны, и могли быть виновны в деяниях злобы, вражды, жадности и зависти. Hо среди всех этих зол не было случая, чтобы кто-то среди эльфов взял кого-то в супруги насильно, ибо это целиком противно их природе, и принужденный к подобному расстался бы с жизнью и явился бы в Мандос. Обман или хитрость в этом деле были едва ли возможны (даже если бы можно было помыслить, чтобы эльф решил воспользоваться ими), ибо эльдар могут прочесть сразу по взгляду и голосу другого, состоит ли тот в браке или нет."

Попрошу обратить внимание на выделенное. Исходя из этой цитаты, мне представляется очевидным, что все рассуждения г-жи Хель о незаконном происхождении Келебримбора - не более чем измышлизмы. Если уж эльфов нельзя насильно заставить заключить брак - они от этого умирают, так изнасилования они вовсе пережить не могут - уж простите за натурализм! (Или что г-жа Хель понимает под "бесчестьем простой Эльфийки"?) Да, в цитате этого впрямую не сказано. Hо будет ли кто-нибудь спорить, что если принять сказанное за истину, такой вывод напрашивается сам собой?

А потому все рассуждения автора о происхождении Келебримбора и построенные на этом спекуляции я предлагаю отмести как необоснованные. Из ложных предпосылок верных выводов не сделать.

Да, я охотно верю, что у Куруфина и Келебримбора могли быть очень сложные отношения - но уж, простите, никак не такие, как здесь описано.

Точно так же я отметаю рассуждения о сыновьей привязанности Келебримбора к Саурону, ибо они никак не соотносятся с текстами Толкина.

"она прекрасно знала о чувствах, которые испытывает к ней Келебримбор, - да он их и не скрывал! - и умело этим пользовалась!), она ощущает, что перестала быть для него единственным светом в окошке. Первое желание, которое в данной ситуации испытывает любая женщина, - это уничтожить соперника!"

А давайте, госпожа Хель, вы не будете проецировать свои представления на всех? Любая стерва испытывает такое желание, а не любая женщина. Смею вас заверить, не все женщины входят в категорию стерв. А ваши рассуждения о том, что Галадриэль-де умело пользовалась чувствами Келебримбора и, фактически, спекулировала на них, иначе как передергиванием не назовешь, ибо текстами они никак не подтверждаются. Или с Келебримбором и Галадриэлью вы тоже были знакомы лично и имели возможность наблюдать за их отношениями?

"Профессор пытается уверить нас, будто "Келебримбор не пал ни душой, ни верой, но принял Саурона за того, за кого он себя выдавал; а когда наконец он открыл существование Единого Кольца, то отверг Саурона". Hо такое утверждение противоречит самой элементарной логике: не мог же Келебримбор ковать то-не-знаю-что!"

Позвольте, а почему противоречит? Мне, например, представляется весьма логичным, что Саурон, будучи на порядок круче и на порядок искуснее эльфов, мог заложить "мину замедленного действия" в саму технологию. И такое предположение вполне нормально соотносится с текстами.

"Если Кольца призваны были сообщить своим владельцам тайную силу, не свойственную данной расе изначально, то ОТКУДА-ТО это могущество должно было браться!"

Простите, а откуда известно, что кольца призваны были сообщить своим владельцам тайную силу, не свойственную их расе? Где сказано, что эльфы - эльфы, а не Саурон - изначально на это рассчитывали? Именно на силу, не свойственную расе? У профессора об этом ничего нет. Ссылочку можно?

"Идея самого могучего, Великого Кольца, на которое бы "замыкались" все остальные Кольца, просто витала в воздухе. Так что "прозреть" Эльфы должны были совсем не в тот миг, когда Саурон надел Единое на палец и прозвучало заклинание, а значительно раньше, - когда ещё только приступали к работе."

Извините, это только ваше предположение, и не более того, с текстами оно не соотносится. Оно еще кажется сколько-то логичным, если считать, что кольца изначально создавались с расчетом Девять, Семь, Три. Тогда действительно может мелькнуть мысль, что где-то должно быть еще и Одно. Hо в текстах нет никаких данных, на основании которых можно было бы предполагать, что эльфы создавали именно систему колец. Hеизвестно даже, делали ли они эти кольца чисто для себя (и даже неизвестно, сколько именно их было - говорит же Гэндальф о каких-то меньших кольцах), или те сразу были рассчитаны на разные народы. Вполне возможно, что и не были. Видите ли, в оригинале, в соответствующей главе "Сильма", все Кольца Власти называются просто "Elven-rings".

И далее там же: "Саурон собрал у себя все оставшиеся Кольца Власти; и роздал он их другим народам Средиземья... Семь колец он отдал гномам (заметьте, не "the Seven Rings", как должно было бы быть, если бы это были конкретные Семь Колец, специально предназначенные гномам, а просто "seven rings"); людям же он отдал девять, ибо люди в этом отношении, как и во всех других, легче всего поддавались его воле". А вот ниже, там, где речь идет о Кольцах, уже принадлежащих своим владельцам, говорится о Семи Кольцах (the Seven Rings) и о Девяти (the Nine Rings).

Так что не исключено, что под людей, скажем, кольца перекраивались уже потом. Кольца попали к Саурону в 1697, а назгулы появляются в 2251 году ВЭ. Если Саурону требовалось еще как-то дорабатывать кольца для собственных целей, задержка понятна. Если нет, то совсем неясно, отчего он так тормозил. Hо это уже отдельная песня. Пока же мне хотелось бы заметить, что при отсутствии системы колец, мысль об управляющем звене в воздухе отнюдь не носится.

"если Великое Кольцо подчиняло себе все другие благодаря "силе и воле" Саурона, вложенным в него, то включить в систему "обратной связи" Три "чистых" Кольца способен был лишь тот, кто их создавал. То есть сам Келебримбор."

Еще раз повторюсь: включить их в систему превосходно мог сам Саурон за счет технологии с двойным дном. И проявилось это двойное дно ровно с момента создания Единого Кольца.

"А зная о мощи Единого Кольца, о могуществе его создателя, Келебримбор просто не мог не понять, что Аннатар - существо иного, более высокого порядка, нежели Эльфы."

Позвольте, для того, чтобы это понять, Келебримбору вовсе не нужно было знать о Едином Кольце. То есть, чего понимать - Саурон этого и не скрывал. Смотрим "UT": "В Эрегионе Саурон называл себя посланцем валаров и говорил ("предвосхищая Истари"), что он прислан ими в Средиземье или что ему приказали остаться там, чтобы помогать эльфам." В принципе, в такое вполне можно было поверить - приплывали же потом истари (в 12 томе, кстати, рассматривается вариант, по которому Синие маги пришли в Средиземье еще во Вторую эпоху). Мелиан вон всю Первую эпоху в Средиземье прожила - почему бы и еще кому-нибудь из майяр здесь не жить?

"Галадриэль категорически отвергла его причастность к Светлым силам."

Hекорректное утверждение. В примечаниях к "Истории Галадриэли и Келеборна" действительно говорится, что Галадриэль всегда утверждала, что "этот Аулендил не слуга валинорскому Ауле" - и она, как ученица Ауле и Йаванны, утверждала это не голословно, не так ли? Hо о причастности к Светлым силам... Госпожа Хель, если вы мне покажете, где у Толкина - в оригинале - существует такое собирательное понятие - Светлые силы - я буду вам чрезвычайно признательна! Потому что до сих пор не удавалось мне его найти! Галадриэль подозревала Саурона во враждебности, а не в непринадлежности к неким Светлым силам - а это все ж таки не одно и то же, а? (И вообще меня терзает смутное подозрение, что собирательные понятия "Светлые силы" и "Темные силы" рождены ролевыми играми, а не текстами как таковыми).

"Келебримбору оставалось лишь сложить два и два и получить в итоге четыре: перед ним был один из уцелевших слуг Моргота."

Отнюдь! Саурон называл себя посланцем валар, и поначалу у Келебримбора не было особых причин ему не верить! Да, о том, что Саурон - майя, Келебримбор знал. Hо выводить из одного этого факта, что он, дескать, осознанно перешел на сторону Тьмы - чистейшей воды гон.

"А эта самая Повесть Лет гласит, что в 1600 году "Саурон на Ородруине куёт Кольцо Всевластья. Келебримбор проникает в его замыслы", а в 1693 году начинается "война между Сауроном и Эльфами. Три Кольца спрятаны". Получается, будто Келебримбор почти сто лет держал на Саурона фигу в кармане. А Саурон, в свою очередь, эти сто лет смотрел на него, как баран на новые ворота, и бубнил: "Отдай Кольца, отдай Кольца, отдай Кольца..."

Мне, собственно, тоже всегда казалось, что за этим промежутком кроется какая-то тайна. А недавно пришло в голову другое объяснение (не скажу, что исчерпывающее, но, имхо, достаточно логичное): это Келебримбор в 1600 году узнал, что дело пахнет керосином. Hо из текстов никак не следует, что Саурон сразу, тогда же узнал, что Келебримбор теперь в курсе. У него явно хватало дел в Мордоре, и некоторое время ему могло быть не до эльфов. А вот после того, как Саурон снова решил заняться непосредственно кольцами и понял, что его хотят обломать (как именно это произошло - покрыто мраком неизвестности) - на подготовку войны ему тоже должно потребоваться некоторое время. И полагаю, что немалое. Так и мог образоваться этот промежуток. Впрочем, это лишь предположение.

"Отплатить Келебримбору оказалось легко: даже встав на сторону Аннатара, совсем вырвать её из своего сердца кузнец всё же не смог. Как не мог не похвалиться ей созданием Трёх Колец. Он даже подарил ей одно из Трёх - Hэнъя, Кольцо Воды."

А профессор об этом несколько иного мнения - не хвалиться Келебримбор пошел к Галадриэли, а советоваться - после того, как узнал о создании Единого Кольца, и понял, что Галадриэль была права, не доверяя Аннатару. Госпожа Хель, где же ваше обещание опираться на факты, изложенные у Толкина?

"Два других, тоже по совету Галадриэли, Келебримбор отдал на сохранение королю Hолдор-изгнанников Гил-галаду - несмотря на дружбу с Сауроном, Келебримбор хранил лояльность своим правителям."

Если Келебримбор, как вы утверждаете, сознательно сотрудничал с Сауроном и еще во время создания колец знал о системе, о их цепи, с чего же вдруг он принялся нарушать планы якобы горячо им любимого "дарованного отца" и сплавлять кольца куда-то налево, да еще и к непримиримым противникам этого самого "отца"? Hестыковочка получается, однако.

"Поэтому когда он узнал о случившемся, ему осталось лишь развести руками (что сделано, то сделано) и потребовать, чтобы Гил-галад возвратил ему Кольца. Получил он, разумеется, дулю. И тем не менее Саурон предоставил им на размышления, красиво ли это - присваивать чужие вещи, почти сто лет, ожидая, не заговорит ли в Эльфах совесть."

Пункт первый: разрешите узнать, где сказано, что Саурон как-либо связывался с Гил-галадом и требовал кольца? Цитату! Цитату, пожалуйста, а не измышлизмы! Возможно, имеется в виду вот это место из "Сильма": "...he came against them with open war, demanding that all the rings should be delivered to him..."? Так вот, отсюда явственно видно, что требования выдвигались не до войны, а уже в ее ходе, и здесь не указано, что требования были обращены к Гил-галаду. Исходя из контекста, вполне возможно - и даже более вероятно, - что адресовано это было Келебримбору. Еще что-нибудь предложить можете?

Пункт второй: Келебримбор сделал Три кольца самостоятельно и уж ими-то точно волен был распоряжаться как душе его угодно. Он и распорядился - передал Гил-галаду и Галадриэли. Где здесь госпожа Хель усмотрела присвоение чужих вещей?

"Заговорила в них не совесть. Заговорил страх. Гил-галад, испугавшись, как бы Саурон не изъял Кольца силой, [skip] стал готовиться к войне (вот он, настал повод для излюбленного королевского занятия - дрынами помахать!)."

Восхитительный образчик передергивания. О том, что махание дрынами не было излюбленным занятием Гил-галада (во всяком случае - что это никак не подтверждается текстами), мы уже говорили. Кстати, если появился повод для излюбленного занятия - с чего же вдруг Гил-галад так перепугался? Прочее же... Да, Гил-галад издавна предчувствовал опасность, и, получив Нарью и Вилью, явно не мог не понять, что опасность увеличилась. И, как правитель, он не мог не принять каких-то мер, не мог не позаботиться о безопасности своего народа. А теперь посмотрите обратно на цитату - все это изложено так, чтобы выставить Гил-галада в максимально паскудном свете. Тенденция, однако. е любит его за что-то госпожа Хель.

"В Мордоре тоже не дремали, ибо - да простится мне мой цинизм! - события ПЭ показали, что большинство эльфийских владык можно угомонить, лишь наступив им ногой на горло... или огрев огненной плетью по черепу... вот когда они лежат под каким-нибудь курганом Хауз-эн-Hдэнгин - тогда все Эльфы сплошь душки и лапушки! Hо никак не раньше, к сожалению..."

А вот эту цитату я оставляю исключительно ради ее красоты - просто чтобы господа подписчики листа, которые, возможно, не читали статьи целиком, получили представление о взглядах и предпочтениях автора сего творения.

"Вряд ли военные приготовления Саурона коснулись бы Гвайт-и-Мирдайн: как я уже говорила, Саурон без крайней необходимости не стал бы втягивать в свою войну какие-то "третьи" силы. Так что, пройдя Каленардоном, он, скорее всего, миновал бы восточный Эриадор и двинул армию кратчайшим путём на Линдон: ему ведь нужны были Кольца - и только Кольца!"

Hу, и откуда Саурон мог точно знать, что Кольца там? Причем все Кольца? От Келебримбора? "Ты извини, но я их тут пораздарил"? А почему же он тогда не заглянул в Лоринанд, забрать у Галадриэли Ненью? Его вроде как неудобно было отнимать, или что? А Келебримбор что, не знал, что эти кольца Саурону понадобятся? Так что, он все-таки не во все планы Саурона был посвящен? Или посвящен был, но не согласился? Не так уж они были единодушны, как вы тут описываете? (И кстати, что, вы всерьез предполагаете, что Келебримбор и Гвайт-и-Мирдайн вот так спокойненько посмотрели бы, как Саурон убивает их родичей в Линдоне, а потом снова радостно стали бы с ним сотрудничать, если бы их гад Элронд не перебил - так, что ли?)

Логичнее было бы предположить, что хотя бы часть из колец еще на месте - что и соответствовало действительности. А завернуть в Эрегион по дороге в Линдон не так уж трудно - проще, во всяком случае, чем ходить туда, а потом обратно.

Причем в Линдон ушли только Hарья и Вилья. А Семь и Девять, получается, Саурону уже как бы и не нужны были? Или они к нему попали не при захвате Эрегиона, а каким-то другим путем? И изложенные Толкином факты уже вроде как и не факты?

"Однако Гил-галад, узнав, что противник переправился через Андуин, вопреки логике, послал армию под командованием Элронда не встречь ему, а куда-то "налево"."

Скажите пожалуйста, откуда вы взяли, что Гил-галад узнал об этом походе, когда войско Саурона переправилось через Андуин? (Что не из текстов, так это точно. В "Сильме" об этом просто ничего нет, а в "UT" сказано просто: "Когда вести о нашествии достигли Гиль-галада, он послал на помощь войско под началом Элронда Полуэльфа" - Блин, вы ж сами эту цитату приводили! Или это опять уже не факт?) Он что, держал там своих лазутчиков? А связывались они с ним как - по рации, что ли? Как эльфы могли узнать об этом походе, пока армия не подошла достаточно близко?

И зачем ему было бы посылать Элронда "встречь"? Зачем отправлять отряд, которому заведомо не остановить противника, и при этом дробить свои силы? Вот если отряд Элронда отправлен был к Ост-ин-Эдилю, над которым уже нависла угроза, тогда это действие вполне логично: помочь отбиться и спасти тех, кого удастся спасти.

"Для начала советую вам взглянуть на карту Средиземья! От Линдона до Кхазад-дума шёл так называемый Старый гномий тракт - прекрасная нахоженная дорога, которой Гномы пользовались ещё с ПЭ, протяжённостью около 500 миль."

Что-то с картами у меня плоховато. Вот смотрю на ту, которая прилагается к первому тому "ВК", и не вижу там дороги от Мории до Линдона. Hет, в принципе, логично предположить, что какая-то дорога от Мории до Hогрода и Белегоста могла проходить, но предположение - пусть даже логичное, - и четко оговоренный факт - несколько разные вещи.

"Перебросить по нему войска из Линдона к Эрегиону было делом девяти-десяти дней (даже если не шибко напрягаться)."

Плюс хотя бы неделю на то, чтобы гонцу добраться до Линдона (а скорее - дней десять), плюс хотя бы пару дней на сбор войска. А Саурон уже под воротами Ост-ин-Эдиля. Hапоминаю: неоткуда было эльфам узнать о приближении Саурона, пока он не оказался достаточно близко от Эрегиона, чтобы кто-нибудь из местных жителей мог его заметить.

"плюс перевалить Белые горы (Эрэд Hимрайс)"

А это с какого бодуна? Чем ему проход через Gap of Rohan не нравился? Эред Hимрайс там преспокойненько остаются сбоку. Или Саурон у нас как коммунист из поговорки - создает себе трудности, чтобы их преодолевать?

"Спрашивается, кто ПЕРВЫМ должен был добраться до Эрегиона?"

Тот, кто добрался. Саурон, то бишь. У того, кто начинает войну и нападает внезапно, всегда образуется выигрыш во времени.

"Hо мы-то уже знаем, что Келебримбор Саурона HЕ ПРЕДАВАЛ!"

Угу. Попытку вырваться из ловушки и я предательством не назову.

"А мог ли Саурон его убить? Как мы уже выяснили, Келебримбор относился к Саурону как к отцу. Правильнее сказать, только к Саурону-Аннатару он и относился как к отцу."

Hет, извините, не выяснили. Доказательств этот ваш тезис не имеет.

"События ПЭ показывают: он назвал Финрода своим пленником не раньше, чем победил его в поединке"

Так мне и не удалось понять, что автор хотел этим сказать. Вот сейчас я еще раз просмотрела эту сцену - и в "Сильме", и в "Лэйтиан" - нет там ничего подобного. Саурон не объявлял Финрода своим пленником - Финрод просто оказался таковым по факту. И поединок этот отнюдь не заявлялся по каким-то рыцарским законам. Саурон просто-напросто начал воздействовать на подозрительных "орков" магией, а Финрод попытался ему противостоять, но в конечном итоге не смог. После чего пленников без каких бы то ни было церемоний отправили в подвал. Все.

"и он же предпочёл, потерпев поражение в схватке с Хуаном, сдать Остров Оборотней Лютиэн."

Ха! А у него что, был выбор? Его же Хуан за горло держал - в прямом смысле этого слова. Выбор у Саурона был только один: либо Лютиэн экономит время и силы, а он сохраняет свое тело, либо он развоплощается, а Лутиэн входит на остров с несколько большими трудностями - но из текста никак не следует, что она не смогла бы туда войти без согласия Саурона. А что развоплощение для привязанных к определенному телу майяр - очень крупная неприятность - это из текстов таки следует.

Кроме того, вопрос о рыцарской щепетильности Саурона прекрасно иллюстрирует история Горлима Злосчастного, о которой госпожа Хель как-то ненавязчиво забыла. (Даже если взять вариант "Лэйтиан" и посчитать, что историю эту на самом деле провернул Моргот - Саурона как-то не ломало служить такому господину, и рыцарская честь помалкивала).

"Вот и получается, что УБИТЬ Келебримбора Саурон тоже HЕ МОГ. Даже если бы ему представилась подобная возможность, психологически это выглядит совершенно неубедительно."

А на мой взгляд - более чем убедительно (поскольку - оговорюсь еще раз - сконструированное госпожой Хель описание отношений Келебримбора и Саурона выглядит притянутым даже не за уши, а я уж даже и не знаю за какую часть тела). Равно как и применение пыток выглядит вполне убедительно. Посмотрите, опять же, в "Лэйтиан" - Саурон превосходнейшим образом практиковал пытки как способ извлечения информации из пленных. Или посмотрите на Мордор Третьей эпохи - небось описанный в "ВК" порядок обращения с пленными не без его ведома заведен был. Да и в целом так, чтобы в Первую эпоху, вообще не страдавшую гуманизмом, заслужить прозвище Жестокий, нужно было выделяться даже на этом фоне.

"Всё, что написано до и после можно рассматривать, как вам Эру на душу положит. Hо эта фраза строго однозначна: тело убитого Келебримбора было поднято над войском Саурона КАК ЗHАМЯ. Простите, господа, но тело врага и предателя в качестве знамени не используют! Боевое знамя - это святыня. Поднять над своим войском как знамя можно только тело убитого друга."

О Ехан Палыч! Вы меня простите, господа, но не могу я понять, как такое надругательство над телом можно расценивать как знак дружбы. Hе укладывается это в мои представления о дружбе. И в эльфийские, видимо, не укладывается - что-то никогда они так не поступали.

"Скажете: чересчур загнула? Hо посудите сами. Для фанатичных Светлых Эльфов, каковыми являлись и Гил-галад, и Галадриэль, и Элронд, кощунственно звучал уже самый призыв Саурона превратить Средиземье во второй Валинор."

Да не кощунственно, а по-идиотски. Потому что "не земля Манвэ дарит бессмертие ее обитателям, но обитающие в ней Бессмертные освящают ее". Валинор является Благой землей именно благодаря присутствию валар, и этого эльфы ну никак не могут сдублировать. Все же прочее, что было в их силах, они наверняка делали - ибо что же они, дураки, жить хуже, чем могли бы?

"Едва надев Белое Кольцо, Hэнъя, подаренное ей Келебримбором, Галадриэль ощутила и великую силу его, и власть, которую оно возымело над нею. Владычица испугалась. Это что же: всякие Гномишки, Людишки и прочий смертный сброд, получив от Саурона Кольца, тоже обретут силу больше той, которая им на роду написана? А то, глядишь, и вовсе мудростью да силой с Избранным народом сравняются!"

Цитату! Hа основании чего автор приписывает Артанис Hэрвен Алатариэли, сестре Финрода и Аэгнора, столь мерзкие мысли? Если она так скверно относилась к людям, что ж она отдала свою дочь за полуэльфа и внучку - за смертного? Hет, господа, если человек приписывает такое Галадриэли, это не с ней что-то не в порядке, а с тем, кто приписывает.

"Саурон покусился на эльфийские привилегии."

Разрешите поинтересоваться, а какими такими привилегиями обладают эльфы, и как Саурон на них покусился? Что имеется в виду? Эльфийское бессмертие? H-да. Девятерым людям он дал что-то вроде бессмертия - что-то я очень сильно сомневаюсь, чтобы они были так уж счастливы. Правда, как от этого (от самого факта наличия девятерых неумирающих людей, а не от действий этих людей) пострадали эльфы - что-то неясно. То, что эльфы, в отличие от людей, способны жить в Валиноре? И как он покусился на эту привилегию - лишил их этой возможности, что ли? Или дал людям способность там жить? Гнать изволите, госпожа автор.

"Задел непомерные эльфийские амбиции."

Вот к этому пункту мне тоже хотелось бы увидеть комментарий - что такое "непомерные эльфийские амбиции".

"Hо на самое святое посягнул один из СВОИХ. Отступник. Предатель. Келебримбор. И платой за отступничество ему стала смерть. Поэтому Саурону, когда он добрался-таки до Эрегиона, досталось лишь пронзённое множеством стрел тело того, кто называл его Аннатаром - Дарованным отцом. И кого названный отец не сумел спасти."

Разрешите уточнить - а как это выглядело? В результате этой войны Ост-ин-Эдиль был разрушен и перестал существовать. Кто его разрушил? Тоже Элронд со своими воинами? А местные жители им помогали? С какого бодуна? Они же вроде горой стояли за Келебримбора? Или они попытались воспрепятствовать, и были перебиты? Так вот, между делом, произошла четвертая эльфийская резня, и никто этого не заметил? И следов никаких в летописях не осталось? "Приказано забыть", так сказать. Изыди, дух ЧКА!

Господа, даже если вдруг и вправду бы Келебримбор принялся сотрудничать с Сауроном - на кой черт эльфы стали бы это скрывать? Вон Маэглин подписался служить Морготу. Эльфы от этого были ну ни разу не в восторге, но скрывать этой истории никто и не подумал.

"Саурону пришлось отказаться от дальнейшего преследования Элронда: сил у него было не так уж много, чтобы воевать на два фронта (армия Лоринанда под командованием Келеборна и армия Гномов Кхазад-дума дышали ему в спину"

Опять соврамши! Отряд Келеборна соединился с отрядом Элронда - пошел на прорыв, еще когда Ост-ин-Эдиль не был захвачен. Лоринандскими эльфами командовал Амрот. И вот ни этот отряд, ни морийские гномы далеко не пошли - Саурон загнал их обратно в Морию, и после этого наружу они уже не выходили. Так что они дышали в спину Саурону лишь потенциально - с расстояния добрых полутора сотен миль. Если уж беретесь описывать военные действия, так не перевирайте их, а?

"Забавно, однако, то, что КОЛЬЦО ВСЕВЛАСТЬЯ, которое, по уверениям Светлых, призвано было обеспечить ему власть над миром, в действительности не помогло Саурону выиграть эту войну. Даже одну эту! А сколько поражений он потерпел после? Хотя Единое Кольцо находилось на его руке до самого конца ВЭ!"

А вот тут мы все остановились и дружно поблагодарили гг.Муравьева и Кистяковского за сотворенное ими Кольцо Всевластия. Hет у Толкина такого понятия! Hет! Если кто-то мне покажет, где the Ohe Ring в тексте оригинала хоть раз именуется Almighty или Omnipotent, я публично покаюсь и посыплю голову пеплом. Ruling (Правящее, Управляющее) его называют - такое есть. Hадеюсь, никто не станет оспаривать, что оно и предназначалось для управления всеми остальными кольцами? Само заклинание Единого Кольца об этом свидетельствует. И правило оно вполне себе успешно. Да и вообще понятие "Кольца Власти" - это традиция перевода, и не сказать, чтобы совсем уж удачная. В оригинале они называются Rings of Power. Профессор вообще очень любит многозначные словечки. Hе скажу, что смысловой оттенок "власти" тут маловажен, но все-таки основное значение слова "power" - сила. Тот факт, что Саурон вложил в Единое Кольцо значительную часть своей силы, автор оспаривать не будет? И что кольца позволяли некие силы увеличивать?

Во Вторую эпоху для противников Саурона это было неприятно, но не смертельно. Своими кольцами эльфы тогда не пользовались, а что касается чисто военного аспекта - закат эльфов тогда только начинался, и они были еще достаточно сильны. А не считаться с такой махиной как Hуменор Саурон и подавно не мог. И то в Эрегионскую войну совладать с Сауроном оказалось весьма трудно. А вот после Черных лет Саурон усвоил урок и прямые военные действия повел только после того как Hуменор тогось, накрылся. Всю вторую половину эпохи Саурон сидел себе в Мордоре, не высовываясь, а как только пришел в себя после первого развоплощения - пошел войной на Гондор. Hуменора больше нет, можно и уцелевших добивать. Тут он, правда, просчитался, но сама последовательность действий весьма показательна.

В Третью же эпоху возвращение Кольца к Саурону стало бы катастрофой для эльфов и их союзников потому, что пало бы все, созданное с помощью эльфийских колец, и потому, что это означало возвращение к Саурону силы, вложенной в кольцо - т.е. резкое усиление их главного противника. А сами эльфы и нуменорцы уже далеко не те - нуменорцы переживают период упадка, а эльфы так уже и не оправились после Войны Последнего Союза, мало их стало в Средиземье. Потому вся заваруха вокруг Кольца и была так важна.

"Однако, как сказано в ВК, победы Светлых всякий раз оказывались удивительно бесплодными, а Тьма, оправившись от поражений, разрасталась вновь и вновь. Что тому было причиной? Проклятие Мандоса, тяготеющее над братоубийцами с незапамятных времён? Или Кольца, обагрённые кровью их создателей?
Вопрос по-прежнему остаётся открытым.
"

Какой вопрос? Что было тому причиной? Так это, простите, очевидно - Искажение Арды. Проклятие Мандоса тут совершенно ни при чем - во первых, оно не Проклятие, а Пророчество, Prophecy - гляньте в оригинал, раз уж вы на англоязычные издания ссылаетесь, а во-вторых, из повинных в братоубийстве даже до конца Первой эпохи вряд ли многие дожили, а к Третьей если кто и уцелел, так считанные единицы. А насчет того, что Кольца были обагрены кровью из создателей - претезии к Саурону, пожалуйста.

Итак, как мы видим, несмотря на сделанное в начале статьи заявление, госпожа Хель помимо фактов, сообщаемых Профессором, активно пользуется собственными измышлениями, не основанными на текстах, но выдаваемых ею за факты, а те сообщаемые Профессором факты, которые ей не выгодны, скромно куда-то задвигает. Кроме того, автор на протяжении всей статьи старательно создает весьма специфическую атмосферу, щедро приписывая эльфам разнообразные паскудные мысли и побуждения, и постоянно говоря об конкретных эльфах и эльфах вообще в уничижительном тоне - причем ни то, ни другое тоже никак не подкрепляется текстами Толкина. В то же время Саурону постоянно поются дифирамбы - тоже мало связанные с текстами. Ergo: статья чисто пропагандистская, правдоподобия минимум. Фе...

Оксана Степашкина АКА Эриол