Главная Новости Золотой Фонд Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы Общий каталог
Главная Продолжения Апокрифы Альтернативная история Поэзия Стеб Фэндом Грань Арды Публицистика Таверна "У Гарета" Гостевая книга Служебный вход Гостиная Написать письмо


"Что нравится и что не нравится в ЧКА"

(Фрагмент ФИДОшного обсуждения этой темы на конференции fido7.su.niennah, позднее дополненный)

Марианна Орлова

Нравится

  • Принцип множественности миров и сам факт, что горячо любимая Арда может быть и другой. А раз другой - значит и третьей, и четвертой, и сто двадцать восьмой...
  • Айнур - свободные существа, а не мысли Эру. Поскольку я сама вроде как Айну, то мне такая концепция куда больше нравится ;)
  • Понятия не-Тьмы и не-Света, а также Пустоты.
  • Психологически достоверные отношения между Валой и его Майя.
  • Объемность описаний. Читая, видишь то, о чем говорится в книге.
Не нравится
  • Акцент сделан не на само учение Тьмы, а на его защиту от "гадких светлых"
  • Светлые гады почти все. Если какой-то светлый оказывается хорошим, значит он переделанный Эллери Ахэ. Почти ничего про Ирмо, Эстэ, про эльфов Синдар. Единственный нормальный синда в книге - Эле.
  • Пренебрежительное отношение к эльфам.
  • Достижения светлых приписываются темным. Hе думаю, что Феанор спер идею сильмариллов у Гэлеона. Просто есть идеи, которые носятся в воздухе.
  • Бесконечное повторение возрождений Элхэ.
Нина Новакович

Hpавится...

  • Издание, пpиятно деpжать книгу в pуках. Мне это важно. (супеp - не в счет!!!)
  • Вся "Пpиказано забыть", в общем - новизна. То, что забыто - и вспомнено. то, чего нет в "летописях победителей".
  • Описания. Кpасиво, поэтично. ОЩУТИМО.
  • Вообще, конечно, живость. Книгу можно любить-ненавидеть, но отказать ей в жизни и человечности невозможно. В отличие от кpасиво-застывшего Сильма. Сам факт такой - альтеpнативной - постановки вопpоса.
Hе нpавится
  • Деомазохизм
  • Избыток "pастекания мыслию по дpеву".
  • Мало pеальных фактов. Миp голый. Аст Ахэ голая. Люди не едят, не пьют, не pугаются, не ходят на уpоки... Только голые эмоции, да и то узкоплановые.
  • Исключительная эмоциональность главных геpоев.
  • Описания внешности всех геpоев. Категоpически - не нpавятся.
  • Избыток слова "больно", вплоть до того, что смысл его уже не ощутим. Так, набоp букв.
  • Рваность текста. Одни заpисовки и эпизоды.
  • Все светлые - pедкие гады. Hе нpавится категоpически.
  • Еще меньше нpавиттся то, что все геpои-светлые - только экс-Эллеpи. нельзя же так унижать даже вpага.
  • И еще - сугубо личное: пpо Финголфина никак пpостить не могу. :(
В общем - что на ум пpишло. А въезжать более сильно в этот pазбоp полетов желания нет.

Ирина Белостенникова

Что мне нравится:

  • Открыто декларируется наличие во Вселенной множества миров и множества Творцов.
  • Жаль, что это не вошло в основной текст, но было у Hиенны описание разговора Мелькора за Вратами Hочи с "духами Эа" - ышшо одно доказательство существования Вселенских Hоосферических Сетей.
  • Пацифистская направленность всей книги.
  • Живые, но при этом ненавязчивые описания.
  • Общий романтический настрой.
  • Талантливое и грамотное описание эмоций, в том числе нечеловеческих.
  • Идея о свободе воли и выбора.
  • Способность некоторых мест книги заражать чувством полноты Бытия.
Ладно, хватит, а то Hиенна от стольких похвал покраснеет, замерцает и исчезнет, а ей еще второй том писать надо.

Что мне не нравится (если на саундбластере вашего компьютера есть звук выстрела из большой пушки, можете воспроизвести):

  • Восхваление людей вообще и их абсолютной свободы в частности без малейшей попытки объяснить, в чем состоит эта самая свобода.
  • Отсутствие сколько-нибудь понятного темного учения. Впрочем, светлого тоже.
  • Hепомерная детализация некоторых эпизодов, например поход Берена и Лутиэн, в ущерб другим, не менее интересным.
  • Цитаты из Библии в неподходящих местах (что, своими словами любовный пыл Амариэ не изложить?).
Вот, пожалуй, и все, что мне не нравится в книге, а не в персонажах.

Вальрасиан

Нравится

  • Стилистика. Виртуозное владение авторов языком. И в целом - редкостный литературный талант авторов.
  • Лирические линии: Дайолен и Хагинн, Эле и Ланире.
  • Сказки Мелькора - на редкость хороши.
  • Талантливое изображение психологии героев (отнюдь не всех, правда). Насыщенный эмоциональный фон.

Не нравится

  • Примитивная черно-белая схема. 90% светлых - негодяи, фанатики, убийцы. В лучшем случае - глупцы. Все темные поголовно - герои (Курумо с Дэйрелом - не в счет, их изгнали).
  • В продолжение предыдущего - многочисленные оскорбления в адрес героев Толкиена (Маэдроса выставили хамом, Барахира - бандитом, про Валар вообще молчу...).
  • Постоянная проповедь расового превосходства людей безо всякого объяснения, сущности этого превосходства.
  • Присвоение себе творений светлых (Сильмариллы, перстень Фелагунда)
  • Обилие крови и жестокости
  • Невнятная философская и теологическая система
Можно было бы сказать еще многое, но резюмируя вкратце - нравится литературная форма, категорически не нравится содержание.

Эстера

Нравится

  • Незаурядный стиль, умение работать со словом.
  • Тонкое понимание эмоций, глубокое проникновение в психологию.
  • Трогательность любовных историй - Дайолен и Хагинн, Элхэ (!) и т.д.
  • Красивая культура Эллери Ахэ.
  • Общее впечатление одухотворенности и нравственной чистоты.

Не нравится

  • Сама идея "контридеологии", потому что если "идеология" стройна и логична, то "контридеология" таковой не будет, там будет масса натяжек и нелогичностей.
  • Натянутые мотивации поступков: героями движет какая-то невразумительная мешанина из эмоций и настроений, какие-то ложно глубокие психологические мотивы - в общем, нечто неубедительное.
  • Стиль порой излишне эмоционален и переходит в истеричность.
  • Слабый, постоянно рефлексирующий главный герой, неспособный постоять за себя и своих учеников.
  • Слишком много вариаций одного и того же сюжета (многочисленные инкарнации Элхэ и т.д.)
  • Светлые облиты грязью почти все поголовно, низменность и, главное, мелочность их поступков просто поражает. Профессор так Саурона и Моргота не позорил, как Ниенна Валар...
  • Невнятная, псевдо-сложная метафизика (Тьма, Свет, не-Тьма, не-Свет, Эа, Пустота...)
  • В Арте много магии, но нет ЧУДА.

Одним словом, надо было Ниенне писать самостоятельное произведение, ибо все проблемы у нее - от попытки увязать собственную идеологию с профессорскими фактами. А так классная фэнтези у Ниенны бы получилась...

Кэтрин Кинн

Нравится: очень грамотный язык. Нигде не путаются слова "одеть" и "надеть", соблюдены все правила литературного русского языка.

Не нравится: все остальное.

Эовин Краснодарская (О. Белецкая)

Нравится:

  • Язык. Во-первых, грамотно. А во-вторых, ОЧЕНЬ поэтично.
  • К слову о языке - очень понравился язык Ах`энн.
  • Еще к слову о языке - просто необыкновенно красивый язык символов: "слова трав" и "слова камня". И вообще, культура тёмных эльфов здорово прописана.
  • Сказки Мелькора.
  • Стихи.
  • История Дайолена и Хагинн, которую хочется вырезать (ножницами) и опубликовать отдельно. История Эле и Ланирэ, которую не знаю зачем выкинули во втором издании. Сюда же - "Повесть о яром пламени". В общем - лирика.
  • То, что авторы сумели сделать из эпического повествования "живую" книгу. Правда, какой ценой...

Не нравится:

  • Бесконечное и беспредельное опускание всех, кто не идёт путём Мелькора, по принципу: светлый - значит, ОБЯЗАТЕЛЬНО трус-холуй-мерзавец-подлец-хам-тупица-не-ведает-что-творит.
  • Здесь же - непомерное возвышение темных.
  • То, что все более-менее приличные светлые - перекрашенные темные.
  • Отношения между Мелькором и Гортхауэром; вообще то, что все ученики без поддержки Учителя становятся слепыми котятами.
  • Возведенные в культ бездумность и слабость положительных персонажей, начиная с самого Мелькора.
  • Всего слишком много - жестокости светлых, страданий темных и авторских эмоций.
  • Об эмоциях: они вообще преобладают. В Арте не нужен разум. Мелькор прямо говорит Курумо: "... Ортхэннер - сердце, ты - разум", и что из Курумо получается? Вряд ли это - случайно.
  • Нелогичность поступков "+"-героев, в частности женщин (Ириалонна, особенно - Элхэ). Один мой друг сказал про это: "у ниенновских женщин - женская логика..."
  • Нелогичность композиционная: одни эпизоды изложены от и до, другие - по диагонали, принцип отбора уму непостижим.
  • Неуместные параллели с Библией, без которых никто бы никогда не начал говорить о "сатанизме в ЧКА".

Саур (Ю. Туманов)

Нравится:

  • То, что историю описали с точки зрения Темных, что повлекло за собой объяснение многих фактов как бы с другой стороны.
  • Стилистика: живые образы, реалистично описанные события, атмосфера сказания удерживается от начала и до конца.
  • Яркость повествования: к нему нельзя остаться равнодушным.
  • Сильная эмоциональная окраска: читатель зачастую переживает вместе с героями на всех уровнях сознания.
  • Концепция множества миров: таким образом Эру не является последней инстанцией, что дает возможность рассматривать его уже не как всеведущее существо, а лишь как стоящего на ступеньку выше остальных.
  • Романтика повествования.

Не нравится:

  • Пессимизм. После ухода Мелькора за Грань о нем больше не говорится, откуда следует мысль о проигрыше Темных. Стоило ли выстраивать целую систему, чтобы потом безнадежно ее разрушить? Все усилия Мелькора и его последователей сведены на нет. Если учение Тьмы так хорошо и правильно - почему же оно столь недолговечно и Темные не могут его отстоять?
  • Обливание светлых грязью - также как в Сильме злоба без каких-либо оснований взваливается на Моргота, так же здесь Светлым приписывается бессмысленная жестокость и всевозможные гадости. В общем, Ниенна ударилась в противоположную Профессору крайность.
  • Слабость Мелькора. Сильнейшая их стихий Арды не в состоянии защитить своих учеников - причем дважды, наступая на одни и те же грабли.
  • "Философия ненасилия" Мелькора. Неужели минутная боль Арты для него хуже смертей тысяч его учеников, ему доверившихся? "Ты в ответе за тех, кого приручил" - этого еще не отменяли.
  • Явное смакование страданий Темных - для них выискивают самые жуткие смерти: костер, Валинорские скалы, раскаленное железо и т.д.

Вот собственно и все. Не смотря на внушительный список недостатков, ЧКА все равно остается мощным апокрифическим произведением. Хотя будь она немного оптимистичнее, читать ее было бы легче, да и воспринималась бы она лучше.