Главная Новости Золотой Фонд Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы Общий каталог
Главная Продолжения Апокрифы Альтернативная история Поэзия Стеб Фэндом Грань Арды Публицистика Таверна "У Гарета" Гостевая книга Служебный вход Гостиная Написать письмо


Маруся, Тоша Каковиди

Открытое письмо к авторам "Черной книги Арды"

Статья предназначалась для ТАЛИСМАНа

Ну, что ж. Задумались, что могло быть и по-другому, что в Сильмариллионе не вся правда? Молодцы. Однако те, кто, полюбив мир Толкиена, не пытался его досмысливать и переосмысливать, редки: даже те, для кого Сильмариллион - Библия, по-своему это делают. Ведь будь Библия однозначна в прочтении - не было бы стольких комментариев, ересей, трактовок и новых учений.

И дописывают люди в стихах, песнях, игровых и пожизненных легендах, байках, анекдотах... И не боятся рассказать. Просто уточняют: "Это моя квэнта". Не навязывая, не декларируя на весь мир: "Так было! Мы видели!" (Перумов, кстати, тоже утверждал, что "видел") - рядом со смиренным: "Мы не претендуем на истину".

Предисловие - врата в книгу. Вопросы, которые... никто не задавал себе..." Какие вопросы? Так ли страшен Враг, как его малюют? Извините, девоньки, в 1987 году, создавая СПСВ [Скандальную Партию Саурона Великого - К.Кинн], мы ответили на этот вопрос - отрицательно. И почти наверняка был в тогда еще Союзе кто-то, сделавший это раньше нас. А сколько таких было за границей - и говорить нечего. Или все-таки вопрос был иным? К примеру: "Не схожи ли Духи Тьмы с истеричными барышнями?". Судя по вашей книге, ответ положительный. Лавры первопроходцев - ваши по праву. Но гордиться здесь - есть ли чем?

А ведь начинали читать с надеждой на лучшее. Ведь все-таки авторы называют себя Черными, а значит - должны же они рассказать о философии Тьмы, об эстетике Тьмы, поведать легенды творящих иначе, историю ушедших другим путем.

Книга открыта. И... будто смотришь любительскую порнуху, где снимаются актеры, загримированные под очень близких тебе людей. А ведь те, кто знает этих людей меньше, может поверить, что это и вправду были они. Даже злости нет - брезгливость.

Откровенная женоподобность героев.

Вместо истории идущих путем Тьмы - история болезни Мелькора и иже с ним.

Вместо легенд творящих иначе - легенды, украденные из Сильма.

Вместо базовой философии - туманные упоминания о мудрости Тьмы и Истине, голословность которых компенсируется частотой повторения. Однако от того, что десять раз скажешь "халва", сладко не станет.

Вместо эстетики Тьмы - красивости.

Ну вот. Ведь пытались отнестись к "Книге..." как к миру увиденному - не получается. Слишком карикатурны образы, психологически недостоверны диалоги. Подтекст вынесен в строку и вбивается молотом в читательские головы - одними и теми же словами, из главы в главу, без изменений. Черные обсюсюканы и обслюнявлены, Светлые тщательно вымазаны грязью. Личности - ни одной. О малореальности боевых эпизодов пусть скажут другие - те, кто сможет это сделать более грамотно, нежели мы - однако заметна она невооруженным глазом.

Разворачивать в подробностях все вышесказанное не позволяет объем статьи. Приведем лишь один пример, благо о данном термине будет отдельный разговор дальше. Этот термин - "рабство" - появляется едва ли не с первых страниц, из-за пределов мира. Смысл - ругательный. Применение обширное. Откуда? Такого явления нет еще и в помине. И даже если допустить, что Айнур были изначально созданы как рабы (что сомнительно), значение данного слова было бы положительным, ибо большинство - таково, а большинство заставляет слова принимать ту окраску, какую оно видит за ними (так ведь и получилось в нашем мире с отождествлением Тьмы и Зла). Ан нет, "раб" - это оскорбление. И это действительно так - с позиции современного человека.

Впрочем, в нарисованном вами мире рабы действительно все. Поголовно. И исключений нет. Кто чего - предопределенности, идеи, неумения идти без поводыря. И фактически выбор предлагается между рабством явным (ваш Свет) и скрытым рабством духа (ваша Тьма). Низкопоклонство со всеми его атрибутами и преклонение ("благоговейное") - суть одно. Куда ни пойди - все простираться в пыли, и неважно, под одобрительные взгляды Валар или в сопровождении не слишком настойчивого: "Встань, как ты можешь!..". А общий лейтмотив книги звучит приблизительно так: на колени, конечно, вставать позорно, но если очень хочется, то можно - надо только знать, перед кем, и делать это из лучших побуждений, а не по привычке, как Курумо.


"Страшно, когда для рабов строят мир.
Страшно - мир будет слепым и немым..."

"Ария"


И я умоляю: судите злодея
И бросьте Фемиде на чаши весов
Погибших сердца, оскверненье идеи
И вса имена лизоблюдов и псов.
А.Дольский

Интересно, вы понимаете, ЧТО вы сделали?! Ваша "Книга..." - козырь в руки тем, кто обвиняет Тьму в неспособности творить, в попытках присвоить чужие творенья; тем, кто ждет от Черных бессильной клеветы на противника; тем, кто слышит в нашей музыке лишь бесконечно повторяющиеся два-три аккорда. И возникает мысль: а казачок-то, часом, не засланный? Вам удалось то, что не удавалось и самым ярым ортодоксам Света.


Наш тихий враг хитрее нас.
Он многочислен и силен,
Хватаясь для отвода глаз
За древки наших же знамен.
А. Дольский

История, оставшаяся в памяти народа, превратившаяся в легенду - это всегда история чего-либо выдающегося. Либо это отголоски мифов, объясняющих устройство мира, либо мудрая притча, либо значимые исторические события, либо очень яркая личность со странной судьбой и необычными поступками. В "Книге..." сюжетов-легенд три: черные маки, Единорог в белых ирисах и Элхэ-Ахтэнэ. А остальные... Что сказать о народе, хранящем как легенды случаи неубиения им раненых, женщин младенцев?..

В Сильмариллионе описано много творений, ставших легендами; творений столь прекрасных, что красота подарила им собственную силу, собственную судьбу. Сильмариллы, Палантиры, кольцо Фелагунда, Наугламир... Ни одна из описанных в "Книге..." работ черных мастеров не дотягивает до их уровня. А обидно. По замыслу-то черные должны быть свободными творцами. И тогда берутся чужие легенды и присваиваются. Не эльфы, рабы трусливые, это создали, а мы хорошие. И пока не обвинили в краже, надо самим успеть крикнуть: "Держи вора!".

Аналогичная ситуация и с персонажами-легендами. Из самостоятельных персонажей к таким можно отнести только Элхэ. А остальные - снова вырванные из эльфийских легенд: Мириэль, Амариэ, Глорфиндель.

И уж простите, история о потерянных (похищенных) и вновь узнанных детях настолько в традициях мексиканских сериалов, что очень хочется, сглотнув ерническую слезу, сказать: "Черные тоже плачут".

Главный герой. Учитель. Владыка. Мелькор. Носитель неустановленной Истины. Точнее, единственный претендент на обладание ею (разумеется, кроме Эру). Любой, осмелившийся возразить ему - в лучшем случае - замороченный валинорской пропагандой дурак, в худшем - откровенный подлец.

Учитель. Валар учат: "Делай, как я". Он: "Думай, как я". Второе называется свободой. Их отзывы друг о друге - зеркальная копия.

Владыка. Настолько следящий за чистотой рук и помыслов, что неспособен принимать решения. Ведь решение может оказаться неверным. Подчиненных чаще просит. Владыке отказать трудно. Ответственность - на них. Приказа не было.

Главный герой. Будто сошедший со страниц того, что именуется "женским романом". Некогда прекрасный, но исковерканный жизнью и злобными недругами. Описания мучений - сладострастно-подробные. Есть более короткое определение: со смаком. Вопль души: за что ж вы его так?! Поверьте, ему досталось и без вас. Неужто для пущей убедительности? Убедили. Ассоциация: медуза на оголенном кабеле. Брезгливая жалость.


"...Есть что-то хитрое в крике с надрывом, изломом..."

А.Дольский

Многие скажут: зачем же хаять чужое - напишите свое. Зачем? Полит грязью целый мир, обе стороны в склизских оттенках серого. И это сделали те, кто так же, как и мы, называют себя - Черными. За мир - обидно. И горько, что кто-то может причесать всех Черных под одну гребенку. И грязь станет символом Тьмы. Только не это.

А свое... глупо вдалбливать свое в головы тех, кто все решил. И подло - тем, кто не нашел еще пути. Мы готовы говорить - на равных. А проповедей не будет. Публичных дискуссий - тоже.

Продолжение следует. "Крылья черного ветра" - лишь первая книга. Но мы сказали все. Пусть скажут другие, те, кого это заденет не меньше нас.

Маруся. Тошка.

И еще одно. Те, чьими именами вы назвали главных героев вашей книги, не могут вам ответить. Так пусть ответит человек нашего мира. Они бы подписались под его словами. Ей-богу!

В.Высоцкий

ПАМЯТНИК



Я при жизни был рослым и стройным,
Не боялся ни слова, ни пули
И в привычные рамки не лез, -
Но с тех пор, как считаюсь покойным,
Охромили меня и согнули,
К пьедесталу прибив ахиллес.

Не стряхнуть мне гранитного мяса
И не вытащить из постамента
Ахиллесову эту пяту,
И железные ребра каркаса
Мертво схвачены слоем цемента -
Только судороги по хребту.

Я хвалился косою саженью -
	нате, смерьте! -
Я не знал, что подвергнусь суженью
	после смерти.
Но в привычные рамки я всажен -
	на спор вбили,
А косую неровную сажень -
	распрямили.

И с меня, когда взял я да умер,
Живо маску посмертную сняли
Расторопные члены семьи, -
И не знаю, кто их надоумил, -
Только с гипса вчистую стесали
Азиатские скулы мои.

Мне такое не мнилось, не снилось,
И считал я, что мне не грозило
Оказаться всех мертвых мертвей, -
Но поверхность на слепке лоснилась,
И могильною скукой сквозило
Из беззубой улыбки моей.

Я при жизни не клал тем, кто хищный,
	в пасти палец,
Подходившие с меркой обычной -
	отступались.
Но по снятии маски посмертной -
	тут же, в ванной -
Гробовщик подошел ко мне с меркой
	деревянной...

А потом, по прошествии года,
Как венец моего исправленья,
Крепко сбитый литой монумент
При огромном скопленьи народа
Открывали под бодрое пенье -
Под мое - с намагниченных лент.

Тишина надо мной раскололась -
Из динамиков хлынули звуки,
С крыш ударил направленный свет, -
Мой отчаяньем сорванный голос
Современные средства науки
Превратили в приятный фальцет.



Я немел, в покрывало упрятан, -
	все там будем! -
Я орал в то же время кастратом
	в уши людям.
Саван сдернули - как я обужен -
	нате, смерьте! -
Неужели такой я вам нужен
	после смерти?!

Командора шаги злы и гулки.
Я решил: как во времени оном
Не пройтись ли, по плитам звеня?
И шарахнулись толпы в проулки,
Когда вырвал я ногу со стоном,
И осыпались камни с меня.

Накренился я - гол, безобразен -
Но и падая - вылез из кожи,
Дотянулся железной клюкой.
И когда уже грохнулся наземь,
Из разорванных рупоров все же
Прохрипел я похоже: "Живой!"
Откуда-то из глубины памяти всплывают лица... Оромэ, Маэдрос, Финголфин... Да разве назовешь поименно всех? Просто эльфы, духи, люди. Вы, опороченные - кто наособицу, кто вкупе с остальными - простите меня, бывшие противники. Когда наступает грязь, вражда отступает. И нет вроде на мне прямой вины, и сделать ничего было нельзя - на чужой роток платок не накинешь, но все равно - колет что-то в сердце.

Вы не придете сюда, не спросите, не защититесь от клеветы, не призовете к ответу. Я - почти не вправе. И все равно - простите...

Маруся.