Главная Новости Золотой Фонд Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы Общий каталог
Главная Продолжения Апокрифы Альтернативная история Поэзия Стеб Фэндом Грань Арды Публицистика Таверна "У Гарета" Гостевая книга Служебный вход Гостиная Написать письмо


Моргул

Гербы в стиле модерн?

(Опубликовано в "Палантире" N10)

Должно быть многим из наших читателей доводилось созерцать в распечатках, ксерокопиях, на экранах мониторов, а самым везучим - на глянцевых страницах различных “средиземских путеводителей” толкиновские рисунки эльфийских гербов. Не берусь что-либо утверждать от лица абсолютно всех видевших эти иллюстрации, но смею предположить, что многие были удивлены, сколь несхожи эти разноцветные узоры с привычными фигурками-значками традиционной геральдики. Необычная форма щитов и великолепие орнамента скорее напоминают нам цветные стекла витражей или расписную керамику. Когда же я впервые увидела цветную копию листа с гербами, моим первым восклицанием было: “Какой чудесный модерн!”, что немало удивило моих друзей. Но ведь действительно, внимательный наблюдатель и сам заметит родство рисунков профессора с произведениями эпохи модерна. Утонченная цветовая гамма, плавно изогнутые линии, мотивы цветов, деревьев и звезд - все это несомненные признаки модерна, но в то же время сомнительно, чтобы Толкин следовал в своих художественных работах этому прихотливому стилю, хоть тогда модерн и цвел по всей Европе и находился в зените своей заслуженной славы. Толкин во всех своих творениях не следовал никаким канонам и догмам, сообразовываясь только со своими глубокими знаниями и советуясь со своей душой. Так где же искать корни родства орнаментов модерна и необычности толкиновской геральдики?

Откуда же есть-пошел сам модерн? В 60х-70х годах девятнадцатого века в Англии, старой доброй Англии, художники, страшась превращения своей земли в кирпичные трущобы городов с удушливой атмосферой фабричных застроек, все свое внимание обращают к родной природе. Заросшая маргаритками и терновником, овеянная романтикой былых времен Британия была главным источником мотивов зарождающегося модерна. В орнаментах стали изображать полевые, болотные травы, весенние растения, кустарники ветки деревьев, которыми раньше пренебрегали. Стали популярны зеленовато-серые, перламутровые, сиреневые, розовые цветовые сочетания. Часто стали изображаться в орнаментах звезды на глубоком синем бархатистом фоне. Из любви к родной земле, из внимания к ней создавался художественный стиль, ныне известный нам как модерн. Нет нужды, конечно, напоминать что и Толкин начинал свою великую работу с целью обратить внимание к истории своей страны, воспеть ее древнюю красоту, ее людей и природу. Но сходство целей - это только начало. Посмотрим на гербы: цветы, деревья, звезды, сплетающиеся крылья вовсе не слепо перенесены из природы, линии предельно простые и в то же время необыкновенно живые. Они образуют единый орнамент, единый узор, они стилизованы.

Со всем вниманием и любовью изучая природу, художники модерна пытались постичь самую суть форм растений, животных и предметов, выделить все основное и отбросить все лишнее. Простые и ясные силуэты, моментально узнаваемые и в то же время подчиненные общему ритму и построению орнамента - это и называется стилизацией. Можно было бы досконально рассмотреть все элементы стилизации на толкиновских гербах, но думаю, цветная вставка в конце этого текста гораздо красноречивей расскажет о себе. Остается только поражаться той глубокой продуманности и проникновению с самую суть объектов, которые изображает Толкин на гербах. Чтобы достичь такого простого и изящного решения композиций требуется и длительная работа , и высокое вдохновение, и великая любовь. Гербы - не наброски и не иллюстрация, а настоящее произведение искусства, искусства орнаментального и в то же время изобразительного. И опять же модерну мы обязаны исчезновением той грани, которая раньше разделяла живопись и прикладное искусство. Они объединились в одно прекрасное целое - живопись стала орнаментальна, а орнамент приобрел эстетическую самоценность.

Можно было бы еще провести длинную цепь параллелей между классическими образцами модерна и гербами эльфийских и людских родов юной Арды, но отвлечемся от частного и обратимся к целому. Конечно же Толкин в своих рисунках не пытался подражать или придерживаться какого-либо стиля, но в своей любви и внимании к родной земле, в глубоком аналитическом и в то же время творческом подходе, он прошел тем же путем, что и художники эпохи модерна. Изучение родной природы и творение на ее основе своих собственных форм и узоров, составляющее основу для произведений модерна, является и основой для идеи “малого творения” Толкина. И в рисунках гербов лишь как в зеркале отразилось глубокое духовное родство творчества профессора и творчества художников - модернистов, объединенных главным - любовью к земле своих предков, к зеленой и древней Англии.

Cкопировано со страницы Толкиеновского общества Санкт-Петербурга