Главная Новости Золотой Фонд Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы Общий каталог
Главная Продолжения Апокрифы Альтернативная история Поэзия Стеб Фэндом Грань Арды Публицистика Таверна "У Гарета" Гостевая книга Служебный вход Гостиная Написать письмо


А.Семенов

География Среднеземья : принцип системы

Доклад Эрандила на 1-м Большом Толкиновском Семинаре

1. Оправдание темы доклада.

По географии Среднеземья сказано и написано немало, и добавить, кажется, уже больше нечего, за двумя значительными исключениями.

Во-первых, необходимо учесть, что к изучению географии мира Толкина следует подходить не только с позиций географии физической, исторической, политической и пр., но и постоянно памятуя, что пространство Среднеземья - а география не может существовать как наука без более или менее четкого определения категории пространства (иначе непонятно, что именно изучать и как) - является пространством мифопоэтическим, то есть отличным от привычного для географии пространства физического.

С точки зрения современной физики пространство - это нечто абстрактное, отделенное от своего наполнения. Все направления и части его равнозначны, да и сами понятия о каком-либо направлении и членении в таком пространстве относительны.

В воспрниятии же мифопоэтическом пространство является гармоническим равновесием соподчиненных частей и имеет эстетическую ценность, а потому доступно отражению в Слове. Пространство противоположно не-пространству, космос противостоит хаосу, мир - пустоте (вспомним, что Арду и Эа окружает Бездна, Пустота, Ничто).

В то же время в центре пространства (а мифопоэтическое пространство имеет центр) всегда существует неосвоенный, непереработанный космосом очаг хаоса - источник конфликтов. Возьму на себя смелость утверждать, что в Среднеземье таковой локализуется как Ородруин. Вторым центром (и он обязательно присутствует в мифопоэтике), через который проходит ось мира, осуществляется связь мира горнего с миром дольним, является вершина Манвэ, Ойолоссэ.

Мифопоэтическое пространство неотделимо от предметов, его наполняющих, и от времени, в котором они пребывают, ибо и ценно оно их содержанием и взаимосвязями, меняющимися непрерывно. В связи с этим различны и разноценностны направления в пространстве и его части : Север - колдовской, демонический, Запад - обожествленный, духовный, но там же и вход в царство мертвых (Чертоги Мандоса), Восток - необъятный и таинственный.

Пространству надлежит быть познанным, пройденным и освященным, для чего эпический, сказочный, литературный герой проделывает путь - притом весьма окольный (и Фродо тоже подходит к цели далеко не прямым путем) - не путешествие, но миссию, и каждый шаг его символичен (мост, пещера, ворота, перекресток, гора, лес, болото - всюду преодолевается некая граница между "своим" и "чужим", делается выбор между истинным и ложным) и неслучаен. Некий сакральный символ должен быть доставлен в центр пространства дабы утвердить приятие мира перед Творцом, провозглашая объединение частей пространства одним телеологическим замыслом, восстановление на более высокой духовной ступени былого единства горнего и дольнего, признание жертвы Творца, ограничившего себя этим актом творения, путем Спасения Творения, переход (эвкатастрофа) от мира старого к миру Новому.

Вторая и не менее важная особенность состоит в том, что в мире Толкина география логична и неслучайна. Во многих книгах жанра fantasy мы сталкиваемся со следующей картиной : если гора - то вдвое выше Эвереста, если обрыв - 10 километров высотой и 10000 длиной, если пустыня - то в полпланеты, если болото - стократ ужаснее амазонской сельвы, если плоскогорье - непременно "затерянный мир", если архипелаг - то по площади превышающий Евразию и с такой изрезанной береговой линией, что в пору применять математику фракталов и т.д. У Толкина такого нет, зато карта Среднеземья всем очень-очень что-то напоминает: Северо-Запад Среднеземья невелик - не больше Западной Европы, есть горы - вполне обычные, не выше 4000 м, река - большая, но не больше Дуная, лес - великий и таинственный, но вполне нейтральный, есть сады, степи, пустоши, города, пастбища и поля, луга и холмы - все как на Земле. Только вот почему "как"? И где же такое на Земле?

Отвечу : не "как", а на Земле, поскольку Среднеземье в начальном и конечном счете - наш мир, вымышлена (а, скорее, реконструирована) историческая эпоха. А значит и истоки построения географии Эндора именно такой следует искать на Земле. Но "системный подход" - не просто красивое словосочетание : у Толкина нет (и сам Профессор неоднократно отмечал это в письмах) прямого переноса, кальки с поверхности Земли на Среднеземье. Источников географии Среднеземья несколько, связаны они между собой оригинально, то есть в основе построения географической среды мира Толкина лежит не принцип суммы, а принцип системы.

2. Измерение расстояний.

Одной из главнейших задач географии всегда было точное измерение расстояний и составление карт, точно эти расстояния и их соотношения отображающих. Следует отметить, что в средневековой традиции присутствуют, как минимум, три вида карт: карты-иллюстрации, служащие скорее для описания, нежели для масштабирования; морские карты-портуланы; дорожные карты по образцу древнеримских.

У Толкина есть карты двух видов: иллюстрации и дорожные. Дорожные карты остаются за пределами моего обозрения, ибо атлас карт маршрута Хранителей - раритетное для России издание. Карты-иллюстрации можно найти на форзаце издания "Властелина Колец", вышедшего в издательстве "Радуга" в 1991 году. Но карты эти снабжены масштабной линейкой и изолиниями высот над уровнем моря, поэтому вполне можно использовать их для измерения расстояний, делая при этом поправку на "традиционные" для Средних веков картографические ошибки.

Прежде чем начать измерения, необходимо установить начало отсчета, и здесь на помощь приходят письма Толкина, где на стр.283 читаем, что единственным объектом в Среднеземье, могущим быть точно локализованным на карте современной Европы, является the Shire - графство Стаффордшир в Центральной Англии.

Процитирую еще одно письмо (стр.376): "Действие происходит на Северо-Западе Среднеземья, расположенном на широтах побережья Европы и северного Средиземноморья... Если Хоббитон и Ривенделл помещены (намеренно) на широте Оксфорда, то Минас-Тирит - 600 милями южнее - приблизительно на широте Флоренции. Устья Андуина и древняя столица Пеларгир - примерно на широте древней Трои."

Сопоставляя азимуты и расстояния на карте Северо-Запада Среднеземья с картой Европы, а также ландшафты встречающихся нам по ходу сего путешествия земель, что усилит (или ослабит) аргументацию, получим: а) к Западу от Хоббитона Серебристые Гавани совпадают с Бристолем, к Югу - равнины Минириата и Центрального Эриадора совпадают с равнинами Франции (примечательная деталь - гряды холмов, имеющиеся как в Эриадоре, так и в галльской земле), вокруг Хоббитона - многочисленные downs - типично аглийский пейзаж. К Востоку от Хоббитона первый примечательный ландшафт - Старый Лес, а в Англии некогда имелись значительные лесные массивы как раз к Востоку от Оксфорда и к Северу от него (леса Северной Чети), далее к Востоку - холмы-могильники да пустоши, а в общем-то - степи. Здесь следует напомнить, что в западноевропейском понимании слово "степь" означает нечто иное , нежели для россиянина: мы тут же вспоминаем Чингиз-хана, Тараса Бульбу, "степь да степь кругом", "замерзал ямщик" и т.п. Для жителя Западной Европы образ степи предстает таким: "... В бурную ночь, когда облака, точно привидения, носятся вокруг луны, когда собаки издали заливаются лаем, помчитесь на бешеном коне в безграничную степь, скачите во весь опор по выветрившимся гранитным глыбам и по могильным курганам; вдали,отражая лунный свет, сверкает вода болот, над которыми порхают блуждающие огоньки, жутко раздается рев бури над далекой, плоской степью... и жуткие бесформенные творения народной фантазии проносятся над местностью, пустынность которой пугает даже в яркий полдень. Они - воплощение чувств, которые охватывают одинокого жителя степи, когда он в подобную ночь шагает по земле своей родины или же с высокой башни созерцает пустынную гладь ее", - так поэтично описывал Северо-Германскую низменность, родину саксов, великий немецкий сказочник Фридрих Энгельс.

Далее на Восток видим "холмов унылыя гряды" - Наветерь (Weathertop от англ. weather - наветренный), поросшие лесом нагорья - древний Рудаур и Эттенблат и, наконец, Туманные горы. В Европе-то горы? А как же: Туманные горы в северной своей части отнюдь не высоки, хотя пустынны и зловещи. В Западной Европе на этой широте мы тоже найдем горы (они, правда, будут еще ниже Туманных, но, как известно, сейчас происходит медленное опускание суши в Западной Европе): Арденны, Вогезы, Севенны, Гарц, горы Баварии и Швабии, Рудные горы, Татры, Судеты и пр.

Следуя далее на Восток (не рассматривая покамест Андуин - о нем разговор особый), обнаружим дом Беорна ("дом медведя" буквально, то есть Berlin), а далее - Mirkwood, совпадающий с лесами Повисленья.

Торговые города Дейл и Эсгарот - хотя они и лежат в глубине материка - вполне возможно сопоставить с торговыми столицами Восточной Балтики - Упсалой и Стокгольмом. Большие озера - Долгое и внутреннее море Рун, а также речные торговые пути могут соответствовать большим озерам русских равнин - Ильменю, Ладоге, Онеге, Селигеру и пути "из варяг в греки".

б) Если же вновь обратить взор на Запад, то горы Льюн соответствуют горам Уэльса, Корнуолла и Ольстера. К Северу от Хоббитона находятся вересковые болота, переходящие в нагорье, где расположены древние замки Аннуминаса на озере Эвендим и Форноста. Еще севернее лежит Форохельский залив, а местность имеет явно тундровый ландшафт. Если вернуться к карте Западной Европы, то к Северу от Англии лежат шотландские гайленды и верещатники Каледонии, а также большие озера - Лох-Несс и Лох-Ней. Есть в Европе и тундра - Лапландия, соответствующая ландшафтами северным побережьям Среднеземья.

в) Особенно же интересен юго-восточный азимут: о равнинах Эриадора уже говорилось, стоит лишь добавить, что в холмах предгорий Туманных гор обитали дунландцы, а примерно по тому же азимуту и на том же расстоянии, что и Дунланд от Хоббитона, в Европе по отношению к Центральной Англии расположены альпийские предгорья, где долгое время скрывались и успешно сопротивлялись любым завоевателям - начиная с римлян и кончая австрийцами - "дикие горцы" - древние жители Альп, кельтские племена, швейцарцы.

Роханская степь зажата между Великим Андуином, Туманными и Белыми горами. Если придерживаться выбранной системы отсчета, то попадаем из Рохана прямиком в венгерскую пушту, находящуюся между Альпийско-Балканской и Карпатско-Центральноевропейской горными системами и Дунаем.

О Белых горах, Гондоре и побережье Белфаласа вообще также нужен особый комментарий, но "подстелем соломку", отметив, что Белые горы похожи одновременно на Аппенины, Альпы, Балканы и Пиренеи, а в Гондоре и на побережьях встречаются ландшафты иберийские, италийские, иллирийские, балканские и малоазийские.

Ородруину же как по азимуту, так и по расстоянию в выбранной системе отсчета практически стопроцентно соответствует Везувий.

На крайнем Юго-Востоке известных по толкиновским картам земель лежат Умбар и родина всадников-варягов - Кханд. Географически пиратское гнездо (а прежде форпост Нуменора) совпадает с пиратской столицей Средневековья (а прежде - столицей могучей морской державы), с Карфагеном.

Кханд, да и другие лежащие на Восток от Андуина пустые земли и степи сопоставимы с Великой Степью, откуда являлись в Западную Европу и Византию откуда ни возьмись готы, гунны, славяне, монголы.

Харад, если судить по вооружению и внешнему виду воинов отряда, разбитого Фарамиром, напоминает, скорее, не Черную Африку, но арабский Восток и Персию (кстати, чернокожие воины в арабском Египте составляли весьма влиятельную партию, наряду с мамлюками, и гвардию войска).

Вот небезынтересная таблица расстояний от Хоббитона до объектов в Среднеземье в сравнении с расстояниями от Оксфорда до объектов в современной Европе.

Азимут Европа Средиземье
Запад - Восток Бристоль - 150 км
побережье Уэльса - 300 км
западное побережье
Ирландии - 500 км
горы Германии - 600-900 км
Берлин - 1100 км
Висла - 1300 км
Упсала - 1500 км
Днепр - 2300 км
Серебристая Гавань - 150 км
Старый Лес - 150 км
Наветерь - 400 км
Последний мост - 550 км
побережье Линдона - 650 км
Ривенделл - 700 км
Туманные горы - 800-900 км
Андуин - 1000 км
Черный Лес - 1200-1600 км
море Рун - 2000 км
Север - Юг Бретань - 300 км
устье Луары - 450 км
Эдинбург - 500 км
северное побережье Пиренейского
п-ова - 900 км
Оркнейские о-ва - 900 км
Шотландские о-ва - 1200 км
Аннуминас - 200 км
Форохель - 500 км
устье Брендивина - 500 км
устье Сероструя - 650 км
устье Изена - 800 км
Андраст - 1200 км
Юг - Восток северо-западные предгорья
Альп - 700 км
Флоренция - 1300 км
Везувий - 1700 км
Этна - 2000 км
Карфаген - 2000 км
Тарбад - 500 км
Дунланд - 700 км
Фангорн - 800-1000 км
Аргонат - 1300 км
Мораннон - 1500 км
Минас-Тирит - 1600 км
Пеларгир - 1600 км
Ородруин - 1650 км
Умбар - 2000 км
Нурнен - 2100 км

Напоследок надо сказать, что для древних и во многом скопированных с них средневековых карт характерны искажения азимутов и расстояний. Мир в представлении античных и средневековых географов был значительно меньше, чем на самом деле, поэтому Англия, Франция, Испания, Италия, Западная Германия изображались более-менее верно, далее же на восток и Юго-Восток мир "съеживался". В то же время Восточная Европа - Россия, Прикаспийские земли - "задвигались" слишком далеко на Север (это и привело к расхождению во мнениях относительно "кальки" карты Среднеземья на карту Европы между мной и авторами журнала польских толкинистов - они не учли данной особенности древних карт).

И еще: не надо после прочтения этой части доклада немедля бросаться к картам Европы и Среднеземья, вооружившись линейкой, циркулем, штопором и ватерпасом, пытаясь уличить докладчика и ломясь в открытую дверь. В моем докладе рассматривается прежде всего не совпадение расстояний, а совпадение этно-ландшафтных регионов. И, повторяю, принцип "кальки" не есть главный принцип построения системы среднеземской географии. Но, будучи жителем Западной Европы и реконструируя ее мифологию, Профессор не мог игнорировать - хотя бы на уровне стереотипа менталитета - географию Европы современной.

3. География Европы I тыс. н.э.

Итак, не секрет, что Толкин, начиная свою работу, пытался создать не просто литературное произведение, но реконструировать утраченную английскую мифологию, и, следовательно, географическая среда, в которой бы эта мифология должна была сформироваться, соответствовала бы географии Европы I тыс. н.э.

И мы видим Гондор - "своего рода гордую, блестящую, но все более и более бессильную Византию" (Письма, стр. 157). По своему культурному влиянию и исторической роли - носитель древних традиций и древней веры, отбивающийся от наседающих с Востока врагов, Гондор действительно "модель" Византийской империи. А Вечный Город Минас-Тирит вполне может претендовать на роль Первого и Второго Рима. Тут-то и пригодится подстеленная соломка: ландшафты гондорских земель повторяют ландшафты северного Средиземноморья - местоположения Римских империй.

К Северу от Гондора - Рохан. Короли - конунги, светловолосые всадники, пришельцы с Севера, гордые и свободолюбивые, храбрые, но не имеющие понятия о тактике ведения сражения, обитающие в степях и укрывающиеся в природных горных крепостях, поначалу враждующие с Гондором, а затем его незаменимые военные союзники - это и еще многое другое, что заслуживает отдельной работы - говорит за то, что Рохан является отражением могучих готских королевств I тыс. н.э.: готы повергли Рим и причинили немало хлопот Византии, но они же отстояли Европу от полчищ Аттилы, да и на европейских границах Византии долгое время было спокойно благодаря готским отрядам. Главную военную силу готов составляла конница, держава их располагалась первоначально в причерноморских степях, да и затем они предпочитали селиться на равнинах. Толкин дал рохирримам язык древней Мерсии - англосаксонского королевства, гербом коего была Белая Лошадь, но там не умели воевать на лошадях и побаивались их; быт же, государственное устройство, история и культура у рохирримов готские.

О Хоббитании уже говорилось, но не лишним будет упомянуть, что о жизненном укладе Шира можно легко узнать, читая хроники и своды законов англосаксонских королевств эпохи Великого переселения народов. Хотя текст "Властелина колец" на английском и является лишь переводом с Вестрона, все же, если понятия хоббитской жизни полностью тождественны понятиям жизни англосаксонской деревни, то перед нами нечто большее, чем просто перевод. Вот далеко не полный список: shire, shirriff, thain, folcland ... А вот цитата из учебника "Истории Средних веков", ч.I, глава IV, $5, "Англия в раннее Средневековье": "... Наряду с этим король жаловал и судебный иммунитет. В пользу короля кэрлы (население shire'ов - прим. докладчика) должны были по-прежнему нести военную службу, возводить укрепления и мосты, чинить дороги" (А.Я. Гуревич), - почти дословно как у Толкина: "Земли были дарованы им взамен на обязательства присматривать за мостами и дорогами и всячески способствовать княжьим гонцам".

А вот пример из более глубокой древности - и средьземельской и европейской: судьба Арнора и того, что от него осталось, сильно напоминает судьбу догерманских хозяев Северной и Центральной Европы - кельтов. Сначала расселение чуть не по всей Европе, затем распад на мелкие племена, кланы и королевства, враждующие между собой, и, наконец, исчезновение среди новых народов - остались лишь стойкие реликты в "затаенных уголках" континента - в Ирландии, Уэльсе, Корнуолле, острове Мэн, Бретани. В пользу кельтских аллюзий говорят и курганные погребения Кардолана (Могильники), священный лес (Старый Лес), кельтские топонимы (Бри), кельтские мечи из кургана в форме удлинненного тростникового листа, да и склонность древних и знатных хоббитских родов селиться в холмах: в той же книге по истории Средних веков у А.Я. Гуревича читаем: "... бриттских деревень, располагавшихся, как правило, на холмах, на склонах которых находились их небольшие поля прямоугольной формы, вспахивавшиеся с помощью легкого плуга" (стр. 126). О кельтском происхождении Арнора говорят также явно "артурианские" корни образа Арагорна.

Сделанное допущение о сопоставлении торговых областей Дейла и Эсгарота с балтийскими городами подкрепляется тем, что населявшие те места, а также север долины Андуина народы были ближайшими родственниками рохирримам (то есть, как выяснилось, готам). Готы же были выходцами из южной Скандинавии - из Сконе, а оставшиеся там после их ухода соплеменники и стали впоследствии купцами из Упсалы и грозными викингами. Кроме того, готы и викинги - не самые древние славные страницы истории Северной Европы. Еще в III - II тыс. до н.э. в Скандинавии процветала самобытная культура, строились корабли и городища, ковались мечи ... Увы, нам от тех времен достались лишь археологические находки и никаких письменных памятников. И еще: в "Песни о Хледе" в "Старшей Эдде" говорится о неком Архейме ("речное селение"), что находился неподалеку от Мюрквида (Черного Леса) к Востоку от него. Чем не Эсгарот?

4. Мифологические прототипы географии Средьземелья.

Коснувшись в последнем пассаже северных мифов, мы приближаемся к еще одному столпу, на котором стоит Среднеземье - к географическим сведениям, почерпнутым в раннесредневековых европейских эпосах.

Конечно, и "Старшая Эдда", и "Беовульф", и "Песнь о Нибелунгах", и "Калевала" - источники скорее сюжетные и космогонические, нежели географические, но ведь есть еще и "Младшая Эдда" Снорри Стурлуссона, и сказки Северной и Центральной Европы.

Итак, в "Хеймскрингла" ("Круг земной") в главе 1-й "Саги об Инглингах" читаем: "Круг земной (Kringla heimsins), где обитает род человеческий, сильно изрезан водами; большими морями вдается в сушу окружающий ее океан ... Севернее же Черного моря лежит Свитьод великий, или холодный [Русь]. Говорят некоторые, что Свитьод великий не меньше Серкланда [Земля Сарацинская, Аравия и Северная Африка] великого ... В северной части Свитьода лежат места, необитаемые из-за морозов и холода, подобно тому, как южная часть Блаланда [Черная Африка] изобилует выжженными солнцем пустынями. В Свитьоде много обширных областей. Там живет множество различных народов и говорят там на многих языках. Есть там великаны и карлики, черные люди и разные удивительные народы. В Свитьоде обитают также звери и огромные драконы. С севера, с гор, лежащих за краем всех населенных мест, течет через Свитьод река, которую правильно называть Танаис (раньше ее называли Танаквисль, или Ванаквисль [Дон]). Он впадает в Черное море. Область между рукавами Ванаквисль называлась Ваналанд, или Ванахейм ..."

В главе 2-й "Об Одине" читаем: "Землю в Азии к Востоку от реки Танаквисль называли Асаланд, или Асахейм, а главный город в стране назывался Асгард. В Асгарде жил хевдинг по имени Один". В Прологе к "Младшей Эдде" говорится, что Один был родом из города Трои, что лежит в Стране Турок.

Описания, как говорится, что дышло, но кое-что извлечь можно. Во-первых, тот же могучий древний город на Юго-Востоке - как уже выяснилось, древнейший форпост верных нуменорцев - Пеларгир, место, откуда были дарованы диким допрежь землям Северо-Запада королевская власть, законы и культура. Во-вторых, та же могучая река, делящая ойкумену на две части - "нашу" и "не нашу". В Среднеземье такой рекой был Андуин Великий, в европейских мифах эту роль играли попеременно Дунай, Днепр, Дон, Днестр. Корень, однако, во всех названиях виден единый - "дн" ("дон") - "река, вода". В разных частях своего течения Андуин походит на все вышеперечисленные реки да и течет он с далеких северных гор (а про Днепр и Дон в древности думали именно так).

Хребет Туманных гор, пересекающий Северо-Запад, создан не только из крепкого камня, но также из волшебных сказок Европы. На севере Туманных гор растут мрачные хвойные леса, скалы вздымаютя отвесной стеной, а живут там каменные великаны (в "Хоббите") и тролли - такие горы есть в скандинавских сказках (а пещера Верховного Гоблина, не правда ли, похожа на пещеру Горного Короля в "Пере Гюнте" ?) В средней своей части горы покрыты редколесьем, а предгорья порой и вовсе пустынны (русло Сиранонны), сплошной скальной стены нет, но выделяются высочайшие пики (Карадрас, Келебдил, Фануиндол), под горами - огромные таинственные гномьи царства, на горах - могучие невидимые горные духи, мешающие или благоволящие по своей прихоти путникам (перевал Красного Рога) - это горы немецких и чешских сказок, горы Баварии, Швабии, Тюрингии, Рудные горы и Судеты. В южной части Туманные горы поросли густыми лиственными лесами, они уже не высоки и не круты, встречаются глубокие горные долины-распадки. Живут в этих горах лесные духи-великаны, обладающие великой силой, но не злобой - это горы польских и украинских сказок, Татры и Карпаты. В тех же сказках именно в горах стоят неприступные горные замки в которых обитают таинственные колдуны и волшебники - вот тебе, бабушка, и Саруман с Изенгардом (или наоборот). А если вернуться к "Старшей Эдде", к "Песни о Хледе", то найдем там, что великая пограничная река называлась Дунхейд (ее соотносили и с верхнй Вислой, и с Доном, то есть вполне оправдано в контексте вышесказанного об Андуине сопоставление его в верхнем течении с Вислой, а в нижнем - с Доном). Горные же замки, где готы (читай рохирримы) оборонялись от нашествия гуннов (истерлингов, орков, дунландцев) стояли в Ессурских горах (Карпатах). Там же говорится о неком "камне чудесном в излучинах Данпа" (Днепра) - возможно, это прообраз Аргоната.

5. География античности.

Как известно, в основе эльфийских языков лежат греческий и латынь, влияние греческой мифологии ясно просматривается в "Сильмариллионе", в школе и в университете Дж.Р.Р.Толкину наверняка доводилось изучать тексты на греческом и латыни, очень вероятно, что среди них были сочинения Страбона, Тацита, Геродота. Кроме того, есть письмо, где Толкин говорит о себе следующее: "... современный "мифотворец", мыслящий "по образу" древних и воспитанный в некоторой степени их мифами ..."

Есть, таким образом, все основания предполагать, что сведения из трудов античных географов пригодились при описании среднеземских ландшафтов и народов.

В качестве примера приведу описания земель Северо-Востока по Геродоту: он узнал об охотниках-тиссагетах и ирках, населявших "каменную и неровную землю", и о растущих там густых лесах, где водятся бобры, выдры и другие пушные звери. Дальше, у подножия высоких и неприступных гор занимали территорию племена аргипеев, у которых были бритые головы и плоские лица с большими подбородками (чем не орки ?) Геродоту сообщили, что еще дальше лежат места обитания одноглазых людей-аримаспов. Там много золота. Но его стрегут грифы - страшные чудовища, похожие на львов с орлиными клювами и крыльями. На крайнем Севере, за Скифией, расположены необитаемые земли, где очень холодно, все время лежит снег, и полгода стоит ночь. Последнее похоже на золотоносные Серые горы и драконьи пустоши на Северо-Востоке Среднеземья, а охраняющие золото грифы - на жадных до злата драконов.

6. Европа в V тыс. до н.э.

Еще в одном письме (письмо к Роне Бир, "Письма", стр.283) читаем, что время действия "Властелина колец" находится в прошлом на расстоянии 6-7 тыс. лет от нас. Если обратиться к карте Европы 5-6 тыс. до н.э., то видно, что Великобритания еще едина с континентом, а береговая линия от Форохельского залива до полуострова Андраст совпадает с очертаниями атлантического побережья Европы того времени, по равнинам спокойно текут к океану полноводные реки - Темза, Луара, Гаронна (Брендивин, по описанию очень схожий с Темзой, Сероструй и Изен).

Балтийское море было тогда огромным холодным озером и находилось в глубине материка. Кроме того существовало большое болотистое озеро в верховьях Днепра и Волги - вот еще возможные прототипы внутреннего моря Рун.

7. Влияние христианской мифологии.

Теперь обратимся к мифологии христианской и к истории христианства, поскольку книга, как писал сам Профессор Толкин, получилась католическая по духу, да иначе и быть не могло.

Итак, во-первых: на крайнем Западе Среднеземья находится Линдон ("Земля песен"), где живут эльфы - хранители духовности, истой веры и Предания. На крайнем Западе европейского мира I и начала II тыс. н.э. - Paiх Europa - лежал непохожий на него мир - Paix Celtica - населенные кельтами Уэльс, Корнуолл, Ирландия. Именно Ирландия и была в те времена центром христианской незатронутой ересями учености и хранителем чистой веры, полученной из Византии еще в III - IV вв.

Во-вторых, сам поход (Quest) Фродо. Это, разумеется, не аллегория пути Иисуса Христа, но олицетворение пути истинного христианина - пути сораспятия со Христом, пути на Голгофу в Святой Земле.

Если обратиться к географии, то путникам в Святую Землю приходилось преодолеть невысокие, но обрывистые и крутые Ливанские горы (в Среднеземье - Эред Дуат), к Востоку от которых лежала огнедышащая Сирийская пустыня (плато Горгорот), к Западу - благословенное Восточное Средиземноморье (Итилиен). В конце пути - Голгофа (вовсе не гора, а холм) и Гееннская долина (вспомним, что Геенна - не только долина, но и адская Геенна Огненная). Фродо ждали Ородруин (гора, хотя пологая и невысокая) и долина Удуна (не просто долина, ведь вспомним "Темное Пламя Удуна" - среднеземского Ада). А дальше к Югу и Востоку - соленое озеро Мертвое море ("горькие воды озера Нурнен" - в Мордоре). (При этом автор доклада не имеет в виду, что Мордор - "святая" земля для Среднеземья: термин "Святая Земля" используется здесь лишь как топоним).

Мертвые болота Дагорлада похожи на пустынные местности юго-востока Малой Азии и Сирии, где мелкие и зачастую почти пересохшие реки после дождей превращаются в настоящие болота жидкой грязи (о чем повествуется в хрониках похода Александра Македонского).

8. Карта Среднеземья - карта английской истории.

И, наконец, еще одна догадка. География Среднеземья, по сути дела, есть развернутая в пространстве и мифологизированная английская история: присутствуют здесь кельтский мир - заброшенный Север и изолят-Дунланд, "Зеленый остров" - Линдон, малочувствительная к бурным историческим переменам англосаксонская деревня - Заселье, древний героический реликт Великого переселения народов - Рохан, острова древнейшего язычества - может быть даже докельтского и дофиникийского - леса (Старый Лес, Лориэн, Фангорн, Друадан), Стоунхендж - Дунхарг, могучая некогда империя на юге, откуда пришли в Англию христианство и письменность - Гондор, как тень романизации, и много чего еще ...

9. Выводы.

В конце доклада следует делать выоды, иначе непонятно, к чему привели столь пространные выкладки. А привели они, как и следовало ожидать, к прописным истинам: история Среднеземья - это история нашего мира, а к истории следует относиться почтительно и извлекать из нее всяческие уроки. Историю складывают деяния народов-этносов, и деяния эти определяются во многом этническим стереотипом поведения, формирующимся в зависимости от месторазвития - географической среды, где рождается и обитает этнос. Значит, необходимо знать географию. "У историка, не имеющего в руках географии, встречается претыкание", - писал выдающийся отечественый историк и географ И. Болтин. "И наоборот", - добавлял другой выдающийся отечественный историк и географ, автор теории этногенеза и пассионарности, некоторые положения которой были приведены выше, - Лев Николаевич Гумилев. Вот дабы сего претыкания не встречалось, и был написан настоящий доклад.