Главная Новости Золотой Фонд Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы Общий каталог
Главная Продолжения Апокрифы Альтернативная история Поэзия Стеб Фэндом Грань Арды Публицистика Таверна "У Гарета" Гостевая книга Служебный вход Гостиная Написать письмо


Вальрасиан

Практичный романтик

История, как известно, сослагательного наклонения не знает... Но все таки - попробуем поставить еще один маленький эксперимент из серии "что было бы если...".

Представим себе мир, в котором Ниэннах не написала "Черных хроник". Может быть вдохновения не было, может быть - настроения, может быть просто в свое время толкиенизмом не увлеклась...

Каким бы был тогда фэндом? Стал бы он по утверждению одного из участников дискуссии на листе Арда "серым и скучным", состоящим лишь из "немногочисленных текстогрызов, зубрящих канон"? Или не стал бы?

Пожалуй, второе. И дело даже не в существовании вполне жизнеспособных сообществ толкиенистов, представления не имеющих об апокрифах (скажем, в той же Испании) - просто место Ниэннах было бы занято кем-то другим. Апокрифов в России было написано немало...

И мне кажется, я знаю кто стал бы этим "кем-то иным"... Автор, как мне кажется, не менее талантливый чем Ниэнна - Тайэре (Н. Новакович), автор "Серебряных Искр", "Реквиема", "Истории Тиндоме"...

Наверное, фэндом не слишком бы изменился по сравнению с тем, что есть сейчас. По Нескучнику толпами ходили бы не Элхе и Хэлкары, а Ахеле и Тиндоме, в оборот не вошло бы выражение "крапивинские мальчики" (равно как и "ниэнинские девочки"), чуть меньше надрыва звучало бы в песнях темных менестрелей. И все... Толкиенист из нашего родного мира, попавший в этот гипотетический мир очень быстро адаптировался бы, разве что некоторое время путался бы в малознакомых именах....

Но - к счастью или наоборот, такого не случилось... Мы живем в том фэндоме, который есть, а творчество Тайэре не пользуется той известностью, которую заслуживает. Эта статья - попытка привлечь внимание к неординарным и весьма интересным произведениям этого автора.


Я честно пытался писать эту статью, не скатываясь в сравнение творчества Тайэре и Ниэнны. Не получалось. О чем бы ни шла речь - о психологии персонажей, метафизике, культуре Цитадели - уйти от этого параллелизма было нельзя. Я понимаю, что творчество Тайэре самостоятельно и мало связано "ЧКА" - но параллелизм сюжетов, почти неизбежный для темных апокрифов, возвращал меня к суровой действительности... Поэтому - не будем издеваться на собой -и просто пройдемся по основным сюжетным линиям апокрифа.

Вначале, как известно, был Эру Илуватар. А потом была Музыка Айнур, борьба мелодий и диссонанс. Любой серьезный апокриф (да и несерьезный тоже) отталкивается от этих двух тезисов.

Тайэре играючи ломает эту схему. Единый вообще остается за кадром, упоминаний о нем даже меньше, чем у Толкиена. И эта благородная простота является основой на которой вырастает сам апокриф - не признающий жестких оценок, не соотносящий Свет/Тьму с Добром/Злом - и в то же время не прячущий разницы между этими понятиями за расплывчатыми фразами.

Но самое интересное - это авторская трактовка Айнулиндале. В узких кругах поклонников метафизической экзотики широко распространена концепция, согласно которой борьбы тем не было, и Мэлькор был таким же инструментом в руке Единого, как и остальные айнур... Вот только исполнял несколько специфическую функцию.

Но Тайэре - единственный автор фэндома, вынесший эту концепцию в художественный текст. Причем, судя по некоторым деталям, концепция эта разработана ею самостоятельно и независимо от других приверженцев этой идеи.

На этих двух исходных пунктах основывается вся метафизика апокрифа, получающаяся простой и логичной, что выгодно отличает ее от хитроумной системы пяти начал, четырех стихий, многочисленных миров и контрастных оценок "ЧКА".

Дальнейшее развитие сюжета - первые конфликты Валар, пробуждение эльфов, появление гномов, троллей и орков можно пропустить. И там немало весьма любопытных находок - но все таки эти сюжеты представляют собой лишь развернутый эпиграф к будущим событиям. И для Тайэре и для Ниэнны эти годы - лишь время, когда завязываются узлы и сплетаются нити, перезвон которых и составит мелодию повествования.

А потом - новый сюжет. Темные Эльфы. Эллери Ахе и Элдар Морион. Один из наиболее интересных эпизодов в творчестве обоих авторов - и наиболее яркое проявление их различий.

Темные Эльфы - ученики Мэлькора, во многом - его отражение. И если Эллери Ахе чрезмерно идеализированы, и потому зачастую выглядят "полупрозрачными изобретателями", то Элдар Морион похожи на Мэлькора Тайэре. Странные, во многом - чуждые нам, порою недобрые - но прекрасные экзотичной красотой пагод и минаретов Востока...

И здесь - еще одно немаловажное различие между двумя авторами. Если "ЧКА" построено на идеалах, ярких и резких эмоциях, и детали в нем еле намечены, предоставляя дорисовывать остальное фантазии читателя. Тайэре, напротив, - предельно конкретна, многочисленные детали делают ее повествование живым, объемным, ярким...

И еще одна немаловажная черта - героям Тайэре начисто не свойственны мотивы обреченности и героической гибели. Во всем ее творчестве мы не найдем ни одного эпизода о том, как темный менестрель приходит к светлому владыке, чтобы бросить ему в лицо горькие слова и лишиться головы, или о том, как ученики Мэлькора направляются в заведомо безнадежное посольство к светлым... Темные и большинство светлых персонажей Тайэре верят лишь в силу, и когда она не на их стороне - уходят от битвы. Единственное, что может заставить их поступить иначе - любовь, но не слишком часто они испытывают это чувство...

Так и Элдар Морион принимают бой не ради горькой гордости и не по принципу "умрем, но не оставим Учителя". Просто они верят в свою победу - и небезосновательно. Окажись их противниками любые смертные - битва не была бы проиграна, но майар оказались не по зубам ученикам Мэлькора...

А потом - камень преткновения для подавляющего числа апокрифописцев. Вернее - камни. Сильмариллы. И противоестественный союз с Унголиант.

И здесь Тайэре вновь нашла более чем оригинальное решение. Если Ниэннах и Иллет пошли на поводу у логики толкиеновского мира, признав и кражу Сильмариллов, и убийство Финве, и уничтожение Дерев и союз Унголиант, и чтобы обосновать всю подлость деяний Мэлькора вновь были вынуждены громоздить друг на друга хитроумные и нелогичные положения, Тайэре играючи разрубила гордиев узел. Попросту отвергнув все не слишком лестные для Мэлькора факты.

Не было их - вот и все. Финве добровольно отдал Сильмариллы Мэлькору - опасаясь резни меж своими сыновьями, каждый из которых вложил толику своей силы в камни. А Унголиант вообще не появлялась в Валиноре - эта тварь напала на Мэлькора уже в Арде. (Резонный вопрос, что произошло с Финве и Деревьями оставлен без ответа, но судя по многозначительной фразе, завершающей "Камни судеб Арды" - "Финве молчал. Ему еще предстоял разговор с сыном...", и то и другое на совести Феанора). Решение - гениальное в своей простоте и логичности...

А потом были пять столетий войны... И Темная Цитадель...

История самой цитадели не представляет для нас особенного интереса. Если рыцари Аст Ахе были отражением Эллери Ахе, то люди Ангбандо во многом повторяют Элдар Морион. И уже рассмотренные выше различия вновь встают перед нами.

Любопытнее другое - взаимодействие Светлых и Темных. Доблестных темных менестрелей, как уже говорилось выше, у Тайэре нет. Зато любимый сюжет "Ангбандский пленник" - о светлых, так или иначе попавших в Цитадель Мэлькора, встречается целых три раза.

И здесь вновь мы сталкиваемся с существенными различиями в творчестве двух авторов. Ни Хурин, ни Финнар Луинлот не ушли из Ангбанда потемневшими и проникнувшимися мудростью Тьмы... Для них обоих Темная Цитадель так и оказалась логовом Врага, обиталищем чужой и чуждой силы, и людей служащих ей - таких же чужих и чуждых.

Немалую роль в этом играет тот заурядный факт, что в отличие от Аст Ахе, Ангбандо населена отнюдь не святыми... Все они люди - и ничто человеческое им не чуждо - и потому враги Ангбандо могут видеть в ее обитателях то, что желают видеть - недостатки и изъяны.

Раэндиль остался и даже стал учеником Мэлькора, но и здесь нет восхищенного трепета, столь характерного для "Черной Книги". Взгляд Раэндиля на жизнь Ангбандо отличается изрядной долею скептицизма и здравомыслия.

И когда пришло время пасть Черной Цитадели - уважающие лишь силу ученики Мэлькора не стали погибать во имя Учителя, менестрели не бросали в огонь лютен, чтобы взять в руки меч, и уж тем более, к воинству Ангбандо не стали присоединяться мирные крестьяне. Под стены цитадели вышли лишь две тысячи воинов, прикрывавшие отход последних из обитателей Ангбандо.

И суд над Мэлькором был куда как более спокойным и логичным, чем в "ЧКА". Не было ни хитроумного интригана Манве, ни затыкания ртов неугодным, ни бессмысленного поединка, ни садистских штучек с выкалыванием глаз, ни прочих атрибутов Валинорского гадюшника.

Было спокойное обсуждение. И звучали речи Валар. И восемь голосов было подано за изгнание Мэлькора, а шестеро - против.

А после этого начинается интереснейшая сюжетная линия... Гортхауэр. Потерявший учителя, не сумевший понять его целей в этом мире, возненавидевший Запад...

И при этом сохранивший свой незаурядный разум, чародейские способности, стальную волю.

В отличие от изрядно слукавившей Ниэнны, неоднократно продекларировавшей текучесть добра и зла, света и тьмы - но ни разу не показавшей, sorry за невольный каламбур, темную сторону Тьмы ("темные культы" в Нуменоре - не в счет. То - не истинная тьма), Тайэре ничего не декларирует - но ее Гортхауэр к началу второй эпохи становится Злом. Ограничившим свои цели лишь местью, бросившим на нее все свои силы...

Но и этот Гортхауэр по прежнему остается автору дороже, чем свет, олицетворенный в Нуменоре, Гондоре, Арноре... Есть что-то трагичное в том, как сумев увидеть, изменения в своем герое автор не может бросить его. Так же не может этого сделать Тиндоме, видящий примитивный садизм, бессмысленную жестокость своего владыки - но хранящий верность ему...

Можно говорить еще о многом. О великолепнейшей стилистике текстов, виртуозном владении эмоциональной гаммой, удачных метафизических находках... Но - лучше прочитайте сами, любезные мои...

Лучше один раз прочитать что-то, чем сто раз прочитать о нем.

И еще одно - чтобы не возникло у вас впечатления, что произведения Тайэре - шедевр всех времен и народов... Не так оно, отнюдь не так. Автор, безусловно на редкость талантлив, но и в его произведениях хватает недостатков. И самый главный из них - все творчество Тайэре состоит из множества разнокалиберных рассказов и повестей мало связанных друг с другом. И для того, чтобы собрать из кусочков картинку Айнулиндале нужно очень постараться... В отличие от весьма систематичной "ЧКА".

Иные сюжетные ходы вызывают сомнение, кое-где неудачна психология персонажей, порою режет глаз неудачный оборот, но тем не менее, в целом эти произведения на редкость хороши.


P.S. И еще одна немаловажная черта, обусловившая (ИМХО, конечно) удачность произведений Тайэре. Она обладает способностью смотреть на свои произведения со стороны, и отнестись к ним с изрядной долей скептицизма и самоиронии... Вы можете себе представить Ниэнну, пишущую стеб о Элвире и Хэлкаре? А у Тайэре стебов о ее назгулах целых две штуки...