Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Кали, Линнет

Магия и глюколовство: попытка уточнения понятий

1. Сверхестественное и сверчувственное.

С полным правом пользоваться понятием "сверхъестественное" могут лишь материалисты ("сверхъестественное" = "несуществующее") и позитивисты ("сверхъестественное" = "не познаваемое с помощью естественных наук, само существование чего проблематично", потому что для позитивиста только естественные науки могут претендовать на истинное знание). Для остальных это понятие пустое. Если допустить познание мира всеми способами (включая художественное воображение, глюколовство, принятие на веру и т.п. иррациональные способы познания), то слово "сверхъестественный" просто лишено смысла, потому что для глюколова еще не понятно, что реальней, понятней и лучше изученно - эльфийский принц или американский президент. Вместо дуальной пары "естественное" - "сверхъестественное" имеет смысл употреблять две другие дуальные пары: "существующее" - "несуществующее" и "познаваемое" - "непознаваемое". Явления же, познать которые можно только способами, отличающимися от эмпирического и рационального, можно назвать "сверхчувственными" и на том успокоиться.

2. Магия, технология, теургия

Магия - сугубо литературный термин. Имеет смысл так называть любое описанное в некоторой книге действие или явление, суть которого не понятна читателю изначально и не поясняется, хотя бы поверхностно, по ходу повествования.

Те действия или явления, которые не есть магия (то есть те, чья суть известна), можно разделить на технологические и теургические. Технологические имеют дело с естественными свойствами объектов (пусть даже не всегда постигаемых эмпирически или рационалистически) материального (не обязательно физического) мира, теургические - со свойствами сущностей, обладающих собственным сознанием и властью над миром (боги, ангелы, элементали), сверхчувственных для обращающегося к ним. Теургические воздействия также можно подразделить на свободные и детерминированные. Во втором случае существует фиксированная система обрядов, которая всегда срабатывает, при которой адресат по разным причинам обязан откликнуться. По сути, детерминированная теургия близка к технологии. При свободной теургии фиксированной системы обрядов либо нет, либо обряды срабатывают не всегда, адресат абсолютно волен откликнуться или не откликнуться.

Возьмем в качестве примера достаточно близкие по внешности явления, относящиеся к разным сферам. Некий колдун делает пасс руками, говорит: "Зю!" и из его ладоней вылетает файрбол. Если нет никаких пояснений, то это магия. Если оказывается, что этим пассом и этим звукосочетанием колдун активизирует некую особую энергию, то это технология. Если же пассы руками и обращение к духу огня Зю входят в ритуал, призывающий благодать этого духа, то это детерминированная теургия. Ну а если дух огня (даже если его зовут не Зю) просто так решил поддержать в подходящий момент юного энергуя и послать ему файрбол, то это будет свободная теургия.

3. Энергетика и глюколовство

В пожизненной энергетике, как и в литературе, имеет смысл различать (на основе вышеприведенных определений) два явления - собственно энергетику (технологию, имеющую дело со сверхчувственными явлениями материального мира) и энергетику обрядовую (детерминированную теургию, ибо свободная теургия вообще встречается редко и удается как правило тем, кто ни в жисть не думает ни про какие систематические занятия энергетикой, а просто почитает богов, единственных или множественных, ради них самих, а не ради неких плюшек). Точно так же и с глюколовством - собственно глюколовство (оно же мироглядство - некая технология) и то, что человеку показывают (теургия).

Как видим, энергетика и глюколовство распадаются на два разных потока, различных между собой и каждый со своими законами развития. Главной ошибкой многих энергуев является неразличение их, отрицание какого-либо одного из них или сведение того и другого в некую неопределенную общность и игнорирование особенностей техники безопасности каждого вида в отдельности.

Размещено: 28.08.01