Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Эовин Краснодарская

Кое-что о "застрявших в Средиземье"

(к дискуссии о поэзии фэндома)

"Вы застряли в Средиземье..." (с) Тэль

Вы знаете, существа, не в Средиземье фэндомские поэты застряли. Не в Средиземье, не в Арде, не в Арте, не в каком-нибудь еще мире. Всё гораздо проще - народ завяз в штампах. Не всякий способен написать об Арде гениально или хотя бы необычно, а писать об Арде жаждут все (в том числе и аз многогрешная)... Вот так и получается - поэт в этом застревает, и начинается... А ведь можно о том же мире писать по-другому. По-своему.

А к чему я это всё? Да наткнулась я недавно на подборку стихов некоего Гилеана в Библиотеке Тол-Эрессеа. Я их здесь подробно проанализирую - думаю, эти вирши представляют собой прекрасную иллюстрацию к фразе "лучшее - то, что своё".

Подборку открывает цикл "Из песен Черной книги". Пусть автор на меня не обижается, но это наглядное пособие "Как не надо писать стихи"....

Тематика цикла ясна из его названия. В целом - занудная и заурядная ниеннятина. Что до каждого текста в отдельности...

"Элхэ". Клише. Этот "горький вкус полыни на губах" уже в зубах навяз. Всё уже стандартно, затерто и всем надоело. Плюс ко всему - разнообразные ляпы. "Эллери Ахэ" не лезет в ритм - значит, будет АхЭ. Фиг с ними, с правилами. "Имя - звук хрустальных колокольцев" - явно для красивости. Вы это имя - Элхэ - произнесите пару раз вслух. По-моему, никакого звона и в помине нет - больше ветер в поле напоминает... И рифмы еще для полного счастья: "лицо-кольцо", "страх-губах"...

"Ахэрэ". Ляпы кочуют из стиха в стих, по пути к ним присоединяются новые. "Запёртые в стенАх" - ну, стены еще ладно, но "запёртые"... И "валАр" - тоже вАлар в размер не влезли... Чисто смысловые неточности: "есть правда и в ночи" - он, видимо, хотел сказать "во тьме", но не в рифму. А еще я так и не поняла, при чем тут оные ахэрэ-балроги, когда стих не про них вовсе - просто попсовое философствование на отвлеченно-ниеннистическую тему. Зажеванное. Умильный финал: "За что ты так жесток, последователь света?" Так и хочется спросить: за что ты так жесток, автор, кадавры - они же добрые, а тут рычать приходится...

"Лаан Гэломе" (орфография сохранена). Фууу, опять рябь в глазах от черных маков!!.. Слава Эру, без ирисов фиолетовых. Но и отсутствие последних стихотворение не спасает. Штамп - это диагноз. При чем тут Эарендиль - вообще неясно. К слову пришелся. Ой, а тут уже вАлар появились, в размер вписались, и в рифму, да еще и правильно оказалось...

"Еретик и Исилхэрин". Чуть поприличнее остального, тут уже хоть какие-то проблески появляются. Но всё равно штамп... и ляпы всё равно есть: "неписаным законом вовеки будет так" - ну опять же, хотел сказать то ли "по неписаному закону будет так", то ли "законом вовеки будет". А получился гибрид негра с мотоциклом.

Вот такие стихи. Черная книга явно в таких текстах не нуждается. Ниенна сама стихи писать умеет, притом получше малость. Если бы подборка состояла только из этого, это бы и читать не стоило. Но дело в том, что есть здесь еще и другие вещи. Перейдем к ним.

Триптих "Исповедь безумца" первой же строкой заставляет сначала усомниться, что это тот же автор, а потом воскликнуть: "Ну зачем этому-то попсню ЧКАшную писать, он же умеет!!". Ведь прицепиться же не к чему! И содержание своё вдруг появилось - это уже не прочел-перенял, а скорее прожил-не принял. И форма приличная вылепилась - стихи на одном дыхании читаются. И ляпы куда-то испарились...

"Летопись". А вот тут еще интереснее. Потому что тут снова появляются ардовско-артовские аллюзии, причем гораздо более конкретные, чем "изучение Ахэнн и Квениа" в "Исповеди".. И почему-то упомянутые в контексте этого стихотворения "Хэлгор, Ангмар, Нуменорэ, Остранна" не вызывают желания рычать и кусаться. Гилеан, оказывается, и так умеет. Хотя есть, конечно, недочеты - те же самые подгоны ударений под размер: "неУмолчный стон", к примеру. Но талант уже виден...

"Попытка". Опять ЧКА-шные ассоциации. И опять эти самые Помнящие - словно бы за рамками творения Ниенны. Оказывается, вполне можно быть ниеннистом без маково-полынных заморочек и писать хорошие стихи, двигаясь от подражания к напоминанию, от штампа к искусству реминисценции...

"Метеорологический прогноз". Несовершенная вещь, с орфографическими ошибками и уже собственно-гилеановскими штампами: "дожди", как и в "Исповеди безумца", рифмуются с "мудрыми вождями"... Но, хотя и несовершенная - интересная, на порядок интереснее всего того, с чего я начала разбор.

"Ломкими рифмами улиц" - прекрасный текст, живой, яркий, красивый, то ли о городе, ставшем стихотворением, то ли наоборот...

Два последних стихотворения - "Мы играем в игру" и "Мне сегодня вернули крылья" - в целом обычны, даже стандартны по форме, но очень личностны и искренни по содержанию. Опять же напрашиваются сравнения с началом подборки не в его пользу...

Так что - такая история. Этот самый Гилеан - одаренный автор. Его талант смог прорваться сквозь заслон банальщины и примитива и проявиться в том, что СВОЁ. И, как видно на его примере, Арда этому не помешала. Так что не в Арде надо бояться застрять. Просто писать своё - на любые темы, о любом мире... Свое - оно у всех есть, и Арда у каждого своя, и не нужно этого бояться и скрывать.

С уважением - Эовин.

Размещено: 26.07.01



Отели хорватии туры отдых в хорватии.