Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Посадник

Сказки бочки

Я, конечно, вашего Пастернака не читал, однако скажу.

К сожалению, будет все сумбурно, ибо много кил текста по дурости своей набирал прямо в окне "отправить сообщение", комп сглюкнул, и все пришлось начать сначала.

Первое. Нет никаких специфических поэзий фэндома и не-фэндома. Поэзия одна. А если вы хотите, чтобы у вас была своя, то обрубите все связи с внешним миром, и обсуждайте поэзию, самозародившуюся внутри фэндома аки мухи из тухлого мяса. И не сравнивайте ее с Гумилевым, ибо он в фэндоме не состоит. А если хочется - то препарируйте поэта как поэта, лишь затем ограничивая разбор его творчества отношениями с фэндомом. Иначе получается та же фигня, что и у КСП, в котором в 70-е очень был популярен спорт задавания вопросов авторам и именитым исполнителям: "как вы относитесь к эстраде/року", в надежде, что отвечающий скажет, что все это фуфло и слушать нужно только Окуджаву. Они из этого выросли к концу 80-х.

Второе. У любого творчества есть два уровня: массовый и уровень высот. В поэзии (и песне)это уровень "фольклора" и литературы. Так с литературой все ясно, для нее есть много критериев оценки. Неясно, зачем вы, как у Анчарова хорошо сказано, превращаете талант из дойной коровы в гоночную? Блестящая форма еще не подразумевает, что ее отсутствие отрицает литературность. Шероховатости есть и у гениев, так чего ж теперь?

Кроме того, для достижения высот нужен фундамент. (а иногда крайняя простота фольклорности сама становится высотой). У "городского фольклора", которым являются большинство стихотворных текстов (иначе зачем упираться в околотворческие вопросы типа принадлежности к фэндому или типологии фэндомской проблематики) свои цели и задачи, отличные от поэзии Больших Высот. Здесь как раз доступность, "народность" играет большую роль.

А пропос. Тезис, которого никто так мне и не опроверг. Нету никакой специфически фэндомской поэзии, или если брать уже, песенной поэзии (просто потому, что стихи сочиняют действительно многие, и многие по каким-то причинам ограничивают тематику своих стихов - неважно, Африкой, железной дорогой или Средиземьем). Есть молодежная субкультура, которая выражает себя в специфических формах - песенной и просто поэзии, занятии экстремальными видами спорта и клубным общением. Не только форма объединяет КСП и клубы ролевых игр. На самом деле, туда идут за чем угодно, кроме заявленного интереса, поскольку играть-то можно и дома, а петь - тем более. Туда идут общаться, искать общества себе подобных. В 70-80-е это было актуально поболее, сейчас поменее, но потребность все равно осталась. К тому же, люди, сначала певшие у костра в походе, в 90-е во множестве стали петь у костра на игре. Примеров масса и с людьми, и с репертуаром. В одной из реплик дискуссии прозвучала отсылка к корифеям ПФ, типа Руста. Так Рустем Якупов еще до поездки на ХИ-90 был руководителем детского турклуба, писал и пел песни, и познакомились мы с ним не то в 89, не то в 90-м году на фестивале молодых авторов и исполнителей КСП в Ульяновске. А 9/10 его репертуара с кассет совпадает с его репертуаром из тогда. А что Сказочник дистанцируется от системы КСП, так он сам признает причину: некогда его не просто прокатили, а еще и мордой слегка об стол на прослушивании кажется в Туле на КСПшном фестивале, Долина и Бачурин. Так Долина стерва еще та, об этом всем КСПшникам известно. Если бы вместо них были, скажем, Ланцберг и Городницкий, то Карасев просто пополнил бы ряды жанра авторской песни. Кстати, очень мило слушать в поющих фэндомских кругах "Косарей" Андрея Козлоского, сроду ничего с фэндомом не имевшего, а наоборот ценящегося у суровых КСПшников наряду с Гейнцем-Даниловым и т.п.

Так вот, ИМХО старого КСПшника и "толкиниста" (ну не было такого слова в ходу в начале 90-х, что хотите говорите): песенная лирика "менестрельского" толка есть лишь подвид авторской песни в стиле "историческая стилизация", которой набиты концерты Камбуровой, Кима, да хоть ансамбля "Уленшпигель", каковая авторская песня есть лишь специфическая разновидность подачи лирики во второй половине XX века (не только мое ИМХО), особенно характерная для России. А если более широко, то "поэзия фэндома" есть лишь узкий пласт тематики в более широком пласте современной лирической поэзии. Следовательно, какой смысл вести полемику по поводу одного дерева в лесу, имея в виду лес целиком?

Еще одно интересное наблюдение: как фэндом исправно наступает на грабли системы КСП, так и поэзия фэндома так же разбирается по алгоритму КСПшных критиков. То есть никак. Вместо этого либо топчется поэт, объективно названный бы "начинающим", либо в разборе произведения ищутся какие-то интеллектуальные высоты и острая проблематика. Между тем, основное назначение лирики, как известно - транслировать эмоции и переживания. Эпос, он, знаете ли, как-то не моден после "Эдды" и "Василия Тёркина".

С другой стороны, давайте определимся: либо мы хотим заоблачных высот, заведомо бичуя все попытки написать что-то доморощенное, либо мы приветствуем любое написанное произведение, потому что все творчество принадлежит людям, и они сами определят, что им захочется перечитывать (не говоря уже - учить наизусть), а что они забудут. Первый подход свойствен людям, которые считают, что они дошли до этих высот и не каждого потерпят рядом, второй подход виден у людей, склонных к либерализму и готовых похвалить даже заведомо слабую вещь. Но ведь, блин, поэзия складывается не только из Бальмонта и Северянна, она и из безвестной Фроси Сундуковой (дайте отдых Васе Пупкину), которая, пыхтя и потея, выливает на бумажку впервые в жизни вспыхнувшие в голове строки. И ведь без Фроси не будет и Гумилева, без фундамента никуда. Поэтому, кстати, - вот вам разворот совсем в толкинистическую тематику, - фольклор всегда был и будет основой, с которой растет цветочек современной поэзии. В 60-е в Британии прошла волна не только рока, но и ансамблей традиционной музыки, часто с собственными мелодиями и текстами. А КСПшники достаточно рано осмыслили свое родство с традицией эпоса, средневековых трубадуров и менестрелей, от которых так гордо ведут свою родословную "менестрели" фэндома. Да ни фига, господа. Уберите все аллюзии и заимствования из авторской песни, рока, поэзии Серебряного века - что останется? Обычная и безыскусная ПРОСТО ПОЭЗИЯ, которую мог бы творить любой столь же продвинутый в стихосложении. А стилизацию можно засандалить подо что угодно. Сколько их было в КСП, со словами "менестрель", "костер", "замок" и т.п. Корни из эпоса и средневековой лирики - они подо всем багажом, накопленным XX веком. А не только под тем, что гордо называет себя "поэзией фэндома". "Глобус Украины". "Конституция села Васюки". Или уберите слово "фэндом", или уберите слово "поэзия".

Сорри если что не так - спор старый и безнадежный, ибо грабли так и лежат где их бросили.

Размещено: 01.01.02