Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Эстера

Кое-что о штампах

Мы живем в довольно странное время. Время повального усреднения, смешения слоев бытия, потери чувства иерархии (не общественной, тут-то все на месте, а духовной) и поэтому отрицания почти всего возвышенного. Все, где говорится о "высотах и безднах" - стремно, немодно, скучно. Искусство, кажется, создало уже все, что возможно, оно панически боится штампов и... сдается перед ними, обыгрывая и обстебывая их, но, в сущности, на них же и паразитируя. Эти тенденции проникли даже в толкиенистскую поэтическую среду, которая, казалось бы, более других устойчива к такому влиянию. Не хочу злословить по поводу талантливых поэтов, избирающих именно такой стиль, многих из них я люблю и ценю, но лучшее у них - это таки то, что написано серьезно и от души, а не в качестве литературной игры - несомненно, остроумной и блистательной, но... Именно что - НО!

Однако, успело уже подрасти поколение, отвыкшее от того, что штампы - это штампы. Наивные дети, они принимают штампы за чистую монету, переживают заново такие, казалось бы, низкопробные и заштампованные чувства, как любовь (та, которая "до гроба и за гробом"), великая скорбь (не та, которая бывает, когда кошка на любимый коврик накакает, а которая "о погибших мирах"), безнадежный бой за правду, etc.

Это поколение пишет стихи, в которых не может обойтись без этих старых, как мир, и нужных, как хлеб, образов. И слава Богу, что не могут обойтись! Главное, чтобы оно в свою уже очередь не затаскало их до уровня штампов (что, к сожалению, происходит - например, с образами ЧКА).

Потому что истинная суть и пошлость штампа состоит не в том, что он "возвышен" или "абстрактен", а в том, что эта "возвышенность" его никак не переживается ни автором, ни читателем и, если честно, ничего не стоит.

Тот, кто первым придумал образ "серый день", вложил в него свое, индивидуальное видение мира вообще и вот этого серого дня в частности. Он достаточно прочувствовал этот день, чтобы суметь придумать для него точную, уникальную характеристику - "серый".

А вот тот, кто использует этот эпитет, не думая, тот даже не озабочен нахождением этой точной и уникальной характеристики. Он не всматривается в то, что на самом деле день не просто "серый", что небо, оказывается, серо-лиловое, березовые ветви напоминают воздушные кружева (тоже серые, но это как раз не так и важно), и снег темно-белый или, например, тускло-серебряный и т.п.

Не хотят видеть деталей, но и не могут подняться до обобщения, до кристальной точности и всеохватности образа - вот и пользуются штампами.

Негодовать на это бессмысленно, объявлять войну штампам - еще хуже, потому что этим можно только еще посодействовать и так слишком планомерному в наше время изгнанию категории возвышенного из ее же собственной вотчины. Поэтому остается только терпеть и утешаться тем, что красивая, возвышенная и идеологически выдержанная банальность - это все-таки лучше, чем наоборот.

Размещено: 22.01.02