Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Эстелиан

Портрет лирического героя в подростковой поэзии фэнтези

Ответ на Портрет лирического героя в подростковой поэзии фэнтези Митрилиан

Позвольте мне, Митрилиан, высказать свое мнение на поднятую вами тему. С чем-то я “крайне” согласна. А некоторые, вами принятые, утверждения меня просто возмутили. Но это утверждения, а не вы лично.

Можно, вы меня припишете к подросткам? Мне вот только 14, чтобы не солгать... И хотя вы честно предупредили, что не всех под одну гребенку, все-таки обидно за поколение... немножко обидно.

Сначала лирический герой – мужчина. Да, кстати, вами не отмеченная проблема – именно, что сначала – мужчина. Вопрос о нистано имеет тут место. Больше девушек пишет от лица мужчин, чем юношей – от женщин. И, кстати, чаще мы видим, хотя бы по ТВ, что мужчины изображают женщин, но наоборот – никогда. Чтобы сие означало? Наверное, что лирический герой мужеского полу почти обязателен. Есть у каждого автора хоть один стих, независимо от пола автора, в котором появится вами описанный “мачо” с суперталантами. О себе такого не скажу, но есть такое.

Но как раз,супер-мачо - это не тот лирический герой, который часто появляется. Чаще появляются любимые лирических героинь – искалеченные, мертвые, женатики и закоренелые холостяки. Они страдают комплексом неполноценности, они страдают от притеснений, они страдают от того, что они обычны и несчастны. Вы правы, говоря, что лирический герой – это проекция. Но не все лирические герои – мачо, и не все героини – Элхэ. Обычно можно выделить два полюса – герой – калека, героиня – защитница калеки, и другая пара: герой-мачо и героиня – подруга и спутница вояки.

С чем я не смогла согласиться, так это с описанием некоторых качеств возюбленного героини:

Во-первых, он недостижим. Или он принадлежит другой, как Арагорн, или мертв, как Боромир, или искалечен, как Мелькор. Последний вариант наиболее популярен.. Образы ЧКА-шного Мелькора и разделивших его судьбу последователей не зря столь популярны в подобных стихах.

Если он принадлежит другой, как вы выразились, то получается песня Эовин. Это часто и понятно. Если он мертв – то, простите, это или скорбь, пусть и ненадолго, или некрофилия. Но если он мертв – это песня не о любви, а об одиночестве!

Насчет ЧКА и господина М оттуда все сказано тысячи раз. Калека и страдалец, даже Саурон, как объект любви мелькал… а какая разница, если описанная вами героиня кого-то любит?

Во-вторых он гораздо старше героини. Сейчас меня побьют за пошлые мысли, но тем не менее я скажу. Образ любимого в подобной поэзии - образ отца-из-мечты. Отец – учитель, к тому же отец воспринимается пожилым, старым, безопасным мужчиной. Его искалеченность или смерть усиливают эту безопасность. Подобный возлюбленный гарантированно не предложит физических утех – он просто не может. Главное-то отрезано.

Не надо думать, что все здесь озабочены. То голубизм, то нистанизм, сейчас инцест и пр. приплетут. О нет. Может быть, вам и выдадут что-то на грани теории Фрейда и порнографического сценария; увольте от низменных и тошнотворных подробностей. Я думаю, что вы несколько поторопились с такими словами, как : Девушки же - подростки влюбляют свою героиню исключительно в "безопасных" мужчин, заведомо неспособных к сексу. Что вполне объяснимо, ибо страх перед первым половым актом в девушек заложен природой.

В меня такого, видимо, вовремя никто не заложил. Ошибка матушки природы, аж слезы текут…

Важно не то, что мужчина безопасен. Искалечен-то он, может, и сильно, но не настолько, чтобы не защитить. А именно это и движет девушками больше, чем страхи да тревоги. По своему опыту общения с дарованьицами скажу – большинство из них имеют нормальный опыт, но предпочитают возлюбленного, даже не отца, а больше Учителя. И вовсе не от ЧКА.

Учитель, как любовь, не только мудр и опытен, он постоянно находится рядом с героиней. Он учит ее, он себя в нее вкладывает, он старше. Он может защитить, он не просто любовь, он сначала друг. Он – это защита и поддержка в трудный момент. Он – это потерянный покой и надежа. В чем дело? В том, что красивый Арагорн убежит на войну, или к Арвен, А Учитель останется, и продолжит учить. Тут не физическая внешняя красота важна, а общение, многим девушкам нормального общения с мужским полом не хватае. Вот и парень есть, и половой жизнью живет, а не нравится ей это. Все это как-то…не так. Ну, парень. Ну, ночь. И все? Ни интеллекта, ничего! Вы, наверное, это имели в виду, когда сказали, что любовь к Учителю есть не что иное, как: Этакий контроль-механизм, предотвращающий ранние роды. А у девушек, развитых интеллектуально, он еще и усилен. Просто этим самым девушкам не хватает общения, нормального общения, разговоров и мыслей. Трудно ли совершить акт любви с красивым безмозглым красавцем? Нет. Но следующий день пережить сложнее. А Учитель – он и здесь останется Учителем и если брачное ложе все-таки случится, он и тут, и там, и везде будет защищать, оберегать, учить. Тут не страх перед первым половым актом, тут страх комплекса неполноценности, вы об этом говорили. Вдруг любовник засмеется? Скажет что-нибудь о ней? А Учитель – он и на брачном ложе терпеливо отнесется к ученице.

А если после Учителя будет свадьба с красавцем, молодым и красивым, то он будет со слезами на глазах провожать свою ученицу. Почему Аристотель сказал, что лучшая пара для брака – это мужчина в возрасте 37 лет и девушка 17 лет? Потому что мужчина здесь будет именно Учителем.

Девушки-авторы подобных стихов находятся в стадии развития "Эовин, влюбленная в Арагорна". К Эовин, влюбленной в Фарамира, они относятся с подозрением, не веря в искренность ее любви, не понимая ее.

Часто. Но я как раз не такая. Наоборот, опять-таки, Арагорн тут старше, воин и опытен, кумир и идеал. Но он о любви знает. Фарамир, на мой взгляд, в отношениях с Эовин является двойником Арагорна, но он не боится чувств. Арагорн принадлежит другой, о чем говорит Эовин откровенно. Может, это и привлекает к этому образу девушек.

Говоря о конфликтах с родителями, вы, Митрилиан, говорите все так, как оно и есть, за исключением тех случаев, когда автор с родителями не живет. Но у лирического героя родителей нет по одной простой причине, вернее, по обязательному составляющему любого родительского характера. Почти в 100% случаев родитель решает за “дитя”, как Денетор за Фарамира, и Элронд за Арвен. Так зачем вводить лишний конфликт в мир эмоций? Что случится, если все ополчатся против лирического героя? Выстоит ли он против родителей, общества и непонимания, против мук потерянной любви? Самоубийство – или победа…

Исход на Запад – тоже уход из ситуации. Побег. Бывает он редко; чаще в обитель Валар уходят уже тогда, когда мир “становится седым и дряхлым”, когда миссия лирического героя закончена. Это не побег даже, а шествие по тропе триумфа. Иногда и с возлюбленным за руку, иногда без. А иногда по тропе триумфа идет тот, кто падает на свой меч. Спасая кого-то, телом своим прикрывает любовь, учителя, врага, давшего глоток воды в плену, ну и т.д.,

А вот это – какое-никакое удовлетворение подростка. Это – благодарность, готовность жертвовать и великодушно делиться. Это надо поощрять.

Не знаю, чего я тут понаписала, то, что было, то и есть.

Но мне порукой ваша честь
И смело ей себя вверяю”.
Эстелиан


Размещено: 18.06.02