Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Эстера

О фэндоме - почти с оптимизмом.

Спасибо уважаемому Вальрасиану за статью "Обреченные выжить". В том числе - за выраженное там хорошее мнение обо мне лично. Всякое бывает, знаете ли: тут меня зачислили в "хорошие и неправильные", а где-то, возможно, обзовут "бесталанным аутсайдером, флорой от толкиенизма, нелепыми и громкими выходками привлекающим к себе внимание" (с) Кэтрин Кинн, "Диалог" с Л.Бочаровой. До истории с Айриэлью я как-то не замечала эту фразу, а после - посмотрела и... на каждом шагу стала ожидать, что мне эту фразу процитируют.

Но отставим вопрос обо мне, лучше поговорим о фэндоме. Ох, не случайно я разговор с себя начала... Просто это пример того, как во внимании к нелепым и громким выходкам "бесталанного аутсайдера" виноваты бывают не только эти самые выходки, но и особенности той части фэндома, где происходит действие.

Пример - хорошо памятный многим скандал с Айриэлью, в котором я искренне раскаиваюсь (чего бы там Вальрасиан ни говорил) и который тем не менее не пошел бы, не будь некоторых особенностей ДО и ГК АнК. А именно.

Особенность первая. Расплывчатость тематики ДО (и ГК как временной замены ДО) АнК. В их тематику можно при желании загнать все, что угодно: от разговоров о пиве, больных зубах и политике до серьезных обсуждений очень тонких моментов книг Толкиена. С одной стороны, это дает ощущение свободы и уюта: все свои, все друзья, можно расслабиться. С другой стороны, когда хочешь конкретно говорить по какой-либо теме, приходится отфильтровывать массу всякой посторонней чепухи.

Особенность вторая. Очень близко связана с первой. Общий дилетантизм разговоров даже на серьезные темы. Это не означает, что там не выступают серьезные знатоки типа Талиорне - это говорит лишь о том, что наравне с такими серьезными знатоками в дискуссиях на ДО АнК участвуют и гораздо менее знающие люди, и их никто не отправляет "подучить матчасть" и не "полощет в кипятке" на тему промывки мозгов. С одной стороны, хорошо: открытость, возможность выявить новые таланты, свобода слова. А с другой стороны - непрофессионализм, легковесность становятся нормой, на серьезного человека начинают смотреть, как на зануду.

Особенность третья. Масса праздношатающихся людей, которым хочется поговорить (в том числе и на "умные" темы), но пока они сами не знают о чем говорить. Я сама отношусь к таким людям, не за что мне их осуждать, но невозможно отрицать все ту же двойственность воздействия. С одной стороны, готовность подхватить интересную идею, отзывчивость на новое, лабильность. А с другой - поднятие ажиотажа по любому поводу, легко возникающие конфликты, обилие трепа не в тему...

Именно эти особенности и породили "феномен Айриэль". Не было бы первой особенности - мессаги Айриэль потерли бы как оффтопик. Не было бы второй - их бы пропофигировали по причине их идиотичности. Не было бы третьей - какое-то время был бы довольно вялый академический спор без страстей и ломания копий. Право же, это было бы лучше... но тогда ДО АнК не была бы ДО АнК!

Приведу пример форума, среда посетителей которого не имеет трех вышеупомянутых особенностй ДО АнК и на котором скандала с Айриэлью бы не было. "Тоже Форум" - форум исторической реконструкции. Темы строго определены: история, оружие, события военно-исторического движения. Участники - реконструкторы с большим или средним стажем и начинающие. Первые - в роли основных участников споров, вторые - в роли спрашивающих. Во всяком случае, посторонний человек или новичок в подавляющем присутствии таких монстров не рискнет влазить в спор на равных - побоится попасть в неловкое положение. Вот спрашивать, лезть носом во все дырки - это да, это только приветствуется. Посторонних и праздношатающихся мало, в основном люди идут на "Тоже Форум" за конкретным делом. Замечательно. Интересно, толково, корректно - но нет такого ощущения теплоты и общности, какое иногда бывает на толкиниенистских ДО.

И до определенного времени оба этих форума неплохо функционировали - каждый по-своему. Сейчас на ДО АнК редко появляются серьезные дискуссии или хотя бы просто бурные обсуждения чего бы то ни было интересного. Люди, которым есть что сказать, перестали по каким-то причинам проявлять активность, не стало интересных тем, на которые откликнулся бы праздношатающийся народ, и сам этот народ бродит неприкаянный, временами вяло или шумно переругиваясь, все бегут туда, где им дадут новую информацию и/или новое дело (в том числе в "7 кубков"). На ДО АнК нет полного "поганища" только потому, что существует какое-то подобие модерации и совсем уж неуподобные мессаги стираются. (Типа пришел мужик, написал: "Я не лось". Точка. Потерли сразу).

Интересно, а что будет, если на "Тоже Форуме" станет не о чем говорить? (Слабо такое представляю, но а вдруг самые активные люди уйдут, а новые не придут?) Думаю, "Тоже Форум" будет неделями стоять без всяких новых сообщений и скоро прекратит свое существование. Без всяких разборок и переругиваний.

Я взяла чисто сетевой пример, более или менее понятный всем, читающим мою статью. В пожизненном общении происходит по очень похожей схеме: существуют группки с четкой поставленной целью, жестким регламентом, деловым стилем общения, нацеленные на конкретные дела (основной контингент - по классификации Вальрасиана правильные 1, 2 и 3 типа, неправильные есть, но мало) - а есть компании, где помимо "дела" очень важно еще и само по себе общение, теплая компания, гораздо более свободные и живые (это компании "неправильных" и правильных 3 типа, в большом количестве совершенно случайные люди, правильные 4-го и 5-го типов). В первых - высокий профессионализм, высокий статус как в фэндоме, так и в "большом" мире, но при этом и некоторая холодноватость, официальность; во вторых - низкий общий уровень, обилие ненужного трепа, беспорядок, обилие внутренних и внешних разборок, но при этом и полет фантазии, не скованной жесткими рамками, теплота, непринужденность общения.

О функционировании групп первого типа я знаю мало, но смею предположить, что деградация им почти не грозит - сама обстановка не располагает. Вероятнее всего, в случае потери общего интереса к делу происходит просто снижение активности, а затем и распад группировки. Возможно, большой наплыв "левых" людей превратит такое объединение в группировку второго типа... но не берусь судить определенно.

А вот группам второго вырождение грозит в первую очередь. Именно в них появляются чаще всего "гопники", "шантрапа", просто малоинтеллектуальные случайные люди с цивильным мировоззрением (по классификации Вальрасиана - 4-й тип правильности). Тогда, пытаясь спасти положение (на словах) и повысить собственный статус (на деле), активно выступают представители правильности 5-го типа. Очень часто они проходятся "железной метлой" не по "гопникам" и "флоре от толкинизма", а по остаткам "неправильных" и интересных людей, раздражающих своей излишней самостоятельностью или внушающих зависть своими талантами. В результате положение только усугубляется, зачастую его не спасают даже представители 1 и 2 типов правильности: во-первых, их мало, а во-вторых, вышеупомянутая "железная метла" может пройтись и по ним.

Однако все не так плохо. Из-за того, что "загнила" одна из таких группок ("Эгладор", ДО АнК, "Клуб ролевых игр г. Урюпинска") нельзя делать вывод, что "загнил" фэндом. "Загниет" фэндом только тогда, когда на место "загнивших", деградировавших и опошлившихся группок не придут новые, когда умные, способные и талантливые люди разбегутся по своим углам и никого не будет им на смену.

И все же раздаются голоса, говорящие и об этом. "Почему в нынешнем фэндоме нет менестрелей, сравнимых с Иллет, Рустом, Диком, Келли?" - вопрошает, в частности, госпожа Рин.

На этот вопрос есть ответ. И причина коренится не в том, что таланты больше не приходят в Движение, каковой ответ подразумевает госпожа Рин, а опять же в социальных особенностях Движения (характерных, впрочем, не только для фэндома, но и для другого крупного неформального объединения).

Особенность первая. Почти все "знаменитости" пришли в одно и то же время, примерно в 1990-93 годах. Тогда фэндом был еще мал, все друг друга знали, не было такой большой, развитой культуры, как сейчас - в то время она как раз творилась. Не было, вероятно, и монстров, которые давили своим авторитетом. Любое, даже самое наивное и несовершенное творчество было к месту, потому что еще не было классиков, по сравнению с которыми это творчество разительно проигрывало бы. Примером такого творчества является сборник "Песни Алой Книги" (да что там, стихи из "ВК" в переводе Муравьева тоже по старой памяти кажутся лучшими!) Песни довольно слабые как по текстам, так и по мелодии и (особенно!) по качеству исполнения (один "Меч Арагорна" чего стоит - сейчас за такое исполнение на любом менестрельнике СибКона исполнителя тухлыми яйцами бы закидали). Но тем не менее эти песни кажутся многим лучше, чем весьма талантливые и гораздо более сложно и качественно сделанные вещи молодого поколения.

(Кстати, нынешние исполнители - по крайней мере, сибиряки - поют гораздо качественнее, чем старый состав, а уж профессионализм игры на гитаре ни в какое сравнение не идет. Сравните, например, новосибирских Крыса&Шмендру с той же Ниенной... сразу все поймете)

Особенность вторая. Монстры не стоят на месте. Если 6-8 лет назад творчество кое-кого из нынешних монстров и было наивным, несовершенным - то за долгие годы развития, работы над собой оно перестало быть таковым, талант отточился, стал зрелым и серьезным. Для того, чтобы таковым стал талант творцов из молодого поколения, нужно неменьшее время (ха, но ведь и монстры в это же время будут совершенствоваться!)

А еще, помимо таланта и качества произведений, нужно, чтобы юного творца заметили! А быть замеченным на фоне, скажем, Иллет в настоящее время, в расцвете ее творчества - это гораздо труднее, чем быть замеченным просто, без всякого фона.

Оттого и возникают два одинаково неприятных и вредных явления: это когда начинающий менестрель махает рукой на свое творчество, сказав, что "никогда не стать ему круче Гудвина!" или же наоборот, когда юный менестрель махает рукой на монстров, a priori относится к ним с недоверием и реализует свой талант в среде "пионеров". Первое явление вредно, как и всякое зарывание таланта в землю, а второе чревато утратой вкуса. Потому что среди новопришедших "пионеров" встречаются очень даже тупые экземпляры (чем моложе, тем тупее), которым нужен примитив, и не у каждого менестреля найдется достаточно твердости, чтобы вдолбить в эти юные головки хоть какое-то подобие вкуса.

И уж тем более далеко не всякий молодой исполнитель сможет не впасть в эти две крайности, а с достоинством нести свою индивидуальность, ценя свой талант превыше своего самолюбия, уважая старших и поддерживая младших. Вот из таких-то немногих и выйдут со временем таланты, "сравнимые с Иллет, Диком, Рустом, Келли и прочими" - только, может быть, их дар будет еще более драгоценным, потому что он не просто развивался, но и смог пробиться через не слишком-то благоприятные социальные условия.

Провидец из меня никакой, но мне кажется, будут в этом списке поэтов и менестрелей будущего имена Айлинель (г.Томск), Сой (г.Красноярск), Кинкар& Шерли (г.Иркутск), Энди (г.Москва), Эльвен (г.Санкт-Петербург), Гэлиан (г.Тюмень), Флер, Крыс&Шмендра, Скенди (г.Новосибирск). Еще нельзя забывать и о прочих талантливых людях, которые пишут прозу, занимаются веб- мастерением и теоретической толкинистикой. Талиорне, Барк, Jackal, Вальрасиан, Хатуль,Остогер, Эриол, Эленхил Лайквендо, Любелия, Кеменкири. Да и старый состав еще не собирается пропадать. Так что рано нас, толкинистов, отправлять в мусомный амбар. Мы еще поборемся!