Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


С.О.Рокдевятый

О старых-стародавних временах, о падении нравов, о повседневном героизме и прочих общественно-бесполезных вещах.

Для начала - пара слов о терминологии.

Такое впечатление, что мало кто из участвовавших в дискусси на АНК, да и из тех, кто написал вышеприведенные статьи не очень-то понимает, что значит слово "фэндом". А оно, между прочим, подразумевает под собой нечто гораздо большее, нежели предмет нынешнего разговора.


КЛФ начала 80-х годов, первые "Аэлиты", фэнзины на машинке под копирку, исключение из комсомола попытку перевести то, что официально не переводилось и вызовы в КГБ за письмо из Америки - это тоже фэндом.

Конвенты конца 80-х и начала 90-х годов, первые журналы фантастики, провальные некоммерческие тоненькие книжки "за свой счет" и спешно изданые самопальные переводы - это тоже фэндом.

И наконец "толстые" и "тощие" издательства конца 90-х годов, "Интерпресскон" и "Странник" с сотенными оргвзносами, Гарри Гарисон в "Стожарах" и Роберт Шекли в Репино, интернетовские сайты, новые имена на обложках книг, и плохих и хороших - и это фэндом.

Этот фэндом живет и здравствует, и развивается по своим законам, и этому фэндому по большому счету плевать на "защиту имен" и "нескучный сад". Так что говорить на той же самой Арде-на-Куличках "О проблемах фэндома", понимая под этим толкинистско-ролевую прослойку - это признак нездравой мании величия. Если кто этого не знал - рекомендую иметь в виду.


Теперь продолжим, и уже по теме.

"Ну и молодежь пошла... Да, молодежь весьма пошлА!" (с) Кнышев. За прошедшее с того самого, ностальгически воспоминаемого 94-го года молодежь вместо того, чтобы похудеть и возмужать, в едином порыве взяла, да похужала и возму...(термин опущен) - и об этом в статье Кинн&Ринн, и ее продолжении именно об этом и говориться. Прямо, честно, бескомпромиссно. Взглянем же в звериное лицо нынешнего поколения:

"...процент дураков превысил критический уровень...общаться с глюконавтами и гопниками.... не появилось ни одного - НИ ОДНОГО! - яркого автора или исполнителя... на подписном листе АнК смешно сказать, что обсуждается... нам давалось сдерживать поток навозной жижи... они не хотят учиться...ничего конструктивного эти личности выдать не могут..."

Но есть еще женщины в русских селениях! Вот что они с той же бескомпромиссностью говорят о себе:

"Нам неинтересно общаться с глюконавтами и гопниками. Мы лучше пойдем и поговорим о литературе, послушаем новые песни... почему мы перебазировались? Чтобы отсечь празднолюбопытствующих... серьезные люди разошлись по компаниям и занялись своим делом, не теряя связи... Мы все - камертон, без которого не настроить оркестр... мы во многом правы. Гораздо более правы, чем многие представители тусовки... превосходим тех, кого господин Талиорне назвал резким термином "быдло"... Кинн - одна из самых знающих толкинистов России, а я пишу хорошие стихи...МЫ не можем сдаться и опустить руки..."

Только ради Эру, Мелькора и прочих пернатых змеев - не надо обвинять меня в искажении цитат. Я не собираюсь цепляться к словам, а смысл и тон я сохранил вполне. И высказаться хочу именно по адресу смысла и тона.


Смысл послания ничего нового в себе не несет: не та нынче молодежь, вот в наши годы... В принципе, такое полагается говорить безапелляционным бабулькам, уверенным в том, что в ИХ времена масло было маслянистей, а вода водянистей. Причем при их личном споспешествовании. Но мы-то еще не бабульки-дедульки. Может попробуем вспомнить "наши годы"? Только честно, без иллюзий?

Конкретно, в воспеваемом 93-м, помнится, когда я первый раз появился на Эгладе, у меня от него остались не самые лучшие впечатления. И когда Кинн&Ринн пытаются нынче поставить в пример нескучную тусовку тех времен как сплошь бережно верящую в сказку, я вспоминаю и тогдашнее "Элберет твою Гилтониэль", произносимое в подозрительно знакомом ритме, и первый массовый выплод Гэндальфов, пришедшийся примерно на то же время, и песенки ровно тех же пропорций беспомощности, немузыкальности и претензий, что так возмущают авторов статей сейчас.

А что было чуть дальше, может вспомним? За что нас в прославленном 94-м выставили из библиотеки, никто не подскажет, а? Уж не за неумение ли культурно себя вести, а?

А традиция... да что там традиция, культ выпивки на Эгладе когда появилась, начавшись очень так культурненько, за зданием библиотеки? Уж не в те же самые ли благословенные времена? И кем она была начата, уж не матушкой Ниенной ли, которую сейчас Кинн&Ринн в своей статье ставят в один ряд с "серьезными людьми"? Поправьте меня, если я ошибаюсь, но с бутылем на задворках изначалаьно обитала именно она со свитой, и чем дальшее, тем чащее.

(Впрочем, у деликатно скрывающихся была и еще причина это делать - ведь в те достославные времена все эгладорцы были как бы братья-друзья, и не налить подошедшему было моветоном. А раз спрятался за домик - так и подходят гораздо меньше!)

Так почему же теперь так возмущает повальное (в прямом смысле слова) пьянство на нынешнем Поганище?

Ах, эти белые и пушистые времена... Указ графа Эгладорского все помнят? Тот, где декларировалось введение на Нескучнике христианства, учреждение полиции и изгнание инакомыслящих? А те меры, которыми этот указ пытался быть проведен в жизнь? А чьим именем он был объявлен - не желаете ли вспомнить? Так я напомню, королевой Эгладора была объявленна Лиссэ, та самая, которая теперь, по остроумному выражению Кинн&Ринн, радуется эстетизму в своем эльфиском клубе.

Ну а раз так, нечего ахать по поводу нынешней гопоты и мордобоя в Нескучнике - "не нами начато, не нами покончится", так может сейчас сказать любой. И кивнуть на седую старину, сиречь года на три-четыре-пять назад.

Воистину, доброе было время... Выражение - "Я ВИЖУ!" тоже ведь вошло в моду именно тогда, а то и раньше - на Эглае-94 я его уже слышал как вполне обиходное, да и до того тоже. И трепетные девушки, а равно и юноши, наносящие друг другу удары "черного астрала" тоже были вполне в обиходе. Равно как и энергуи с магическими посохами, да маги с посохами энергетическими, прозревающие черную ауру - тоже знакомо именно по тем временам. И фраза в моей песенке про "в окна глюка пускали три дня" - тоже не вчера написана, а вернее списана со вполне реальной жизни. А ровно в те же ласковые времена я ее слышал, на том же самом Эгладоре, о котором так ностальгически вздыхают Кинн&Ринн.

А раз так - какого хрена издеваться над девочкой в заклепочках? Углючить себе черта с рогами - отнюдь не благоприобретенная черта, проявившаяся исключительно после уходя столпов-камертонов. Так было все время.


Но зато теперь столбы…, пардон, столпы и камертоны, могут со стороны высказывать "фи". Имеют, так сказать, во все дырки свое моральное право. Конечно же, они выше. И они же круче. Они ЗНАЮТ КАК НАДО, и более того, они не считают зазорным об этом сказать вслух и прилюдно. Или келейно, в более простонародных выражениях.

"Я пишу хорошие стихи!" "Я - одна из самых талантливых поэтов фэндома!" "Кинн - одна из самых знающих толкиенистов России!". Ну хорошо, допустим, хотя такое прямое признание собственных заслуг выглядит несколько… мнэ-э-э… своеобразно. Но что дальше? Кому польза от этой талантливости да знаний, если прямо-таки декларируется "мы выше, они ниже", "мы заранее знаем, что им не нужны" и так далее. Те, которых вы, столбовые вы мои, милостиво считаете за достойных, всего лишь пять лет назад были ровно теми же самыми пионерами, пришедшими на Эглад. Но им, тогдашним пионерам и пионеркам, повезло - они встретились с вами, еще не уверимшимися в том, есть "мы" и "они", "аристократы духа" и "плебес". А нынешним - уже нет. Я на Эгладе бываю достаточно часто, и уверен - сейчас, на фоне всей массы уродов которые туда валят благодаря рекламе, процент нормальных и талантливых людей не ниже, чем в среднем по народу. А то и (все еще) выше. Но вы - столпы и камертоны - предпочитаете "звонить лишь друг другу, обсуждая, насколько прекрасен наш круг", и этим оставляете пришедших один на один с толпой… Той самой толпой, в которой уже растворились такие же потенциально нормальные и приличные люди, которые пришли в Эглад месяцем-другим раньше. И в которой нет тех, кто ушел, не найдя того, ради чего шел на Эглад.


Скажу честно: я бы тоже ушел с Эглада тогда, в самом начале 94-го. Если бы не… Да та же самая Кинн со всеми ее недостатками, если уж на то пошло. И наверное поэтому я до сих пор бываю на… уже давно не Эгладоре, и даже не Эльфятнике. Я прихожу на, черт возьми, Поганище, и надеюсь, что может быть как-то сумею оказаться на пути кого-то, похожего на меня пятилетней давности. И попробую показать ему на примере себя самого, что круглоглазые девочки, бегающие с воплями "ищу мужа", и с трудом держащиеся на ногах бритые мальчики, завывающие песни про "мама - анархия, папа - стакан портвейна" - это отнюдь не весь мир ролевиков, не полный и всеобъемлищий срез толкиенизма.

Я не буду называть это повседневным героизмом, потому что кем-кем, а героем себя не ощущаю. Нет никакого геройства в том, чтобы не плевать себе под ноги, едучи в электричке, или бросить фантик от жвачки не на газон а в урну.

Я не собираюсь изменять это мир. И не претендую на то, что "делаю дело". Я просто делаю то, что считаю правильным для себя, и не более того, и считаю это максимумом того, что может сделать обычный, нормальный человек в этом мире. А всяческие претензии на роль столпов и камертонов - пусть останутся на совести претендующих.