Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Хольгер, Эльвинг

Зачем мы приходим в фэндом?

Этот текст появился как реакция, во-первых, на статьи в "обычной" прессе и насаждаемые ими стереотипы, а во-вторых, как размышление о том, что сейчас происходит.

Как мы попадаем в фэндом? Обычно в основе почти у всех одно - "Прочитал - понравилось". Обычно сначала читают что-нибудь чистое и романтическое - Толкиена, Маккеффри, "Земноморье", да в общем-то такой же путь проходят и те, кто очаровался, скажем, муркоковскими сериалами о Вечном Воителе или "Дюной" - книгами не менее чистыми. И появляется сильнейшее желание отыскать заветный путь в сказочную страну, найти Танелорн или Прямой Путь, или дождаться своего дракона...

Следующим шагом начинается поиск единомышленников. А после того, как удалось их найти - встречи, совместные фантазии, песни под гитару, поездки на игры... И кажется, нет ничего лучше.

Но через некоторое время появляются первые трудности и разочарования.

Во-первых, фэндом - такая же часть общества, как и многие другие, и поэтому трудно отделаться от соблазна тащить с собой в фэндом нравы "обычного" мира - крайнюю нетерпимость, принцип "Кто не с нами, тот против нас", и в результате наблюдаются противостояния разных течений между собой, самые абсурдные обвинения - в злодеяниях героев, которых мы избрали идеалом для себя, в "скрытии правды", в "приукрашивании реальности". И вот уже "светлые" ненавидят "темных" и наоборот, а "равновесники" - всех сразу.

Во-вторых - и это еще хуже - у многих создается впечатление, что фэндом состоит сплошь из ненормальных людей, неудачников, которые сочиняют красивые сказки, чтобы оправдать собственную беспомощность. А людей, не вписывающихся в образец, понятно, не любят. И начинаются злобные - трудно подобрать другое слово - статьи в газетах, где рассказы о людях, сшедших с ума на почве увлечения фэнтэзи, занимают почетное место - любит такие рассказы "Комсомольская правда", "Аргументы и факты", да и другие газеты тоже... В результате у "среднего" человека создается странное, абсолютно неверное и вредное впечатление: полюбил фэнтэзи - значит, потенциальный сумасшедший.

Все это приводит и к тому, что на людей из фэндома смотрят косо, и к тому, что многие люди задумаются, а читать ли им соответствующие книги... И к очень сомнительным "философским" выводам, которыми грешат не только "китоврасы", но и некоторые вполне себе европейски мыслящие философы... Хотя стоит обратить внимание, что "китоврасы" - просто представители самого консервативного течения в Православии, которое у нас сознательно культивировали в 70-е годы, чтобы Церковь казалась музеем и не более того, и ее популярность была бы достаточно низкой, к этому же течению принадлежат и борцы против кредитных карточек, утверждающие, что кредитная карточка содержит дьявольское клеймо, и точка зрения которых уже отвергнута - см. например, книгу Андрея Кураева "О нашем поражении". Но на самом деле нелюбовь к фантастике не только не обоснована Православием, но и не является господствующей среди духовенства, например, в книге "Церковь, дети и современный мир" одним из священников прямо сказано, что запрещать фэнтэзи значит лишать веры в добро и чудо, а тот же Кураев называет Толкиена христианским апологетом.

Что хочется ответить? А ответить хочется всем - и не в меру упертым представителям фэндома, и не в меру упертым представителям "обычного" общества.

Прежде всего. Зачем мы приходим в фэндом? Как уже говорилось, ради того, чтобы найти некий идеал, прекрасную страну или Прямой Путь, и затем, чтобы встретиться с людьми, у которых точно такие же устремления. А так как все ищут одно и то же, то глобальные противостояния по философским вопросам или из-за квэнт, во-первых, бессмысленны (ведь все хотят одного!), а во-вторых, противоестественными. Потому что мы хотим не "распрощаться с обычным миром" (это очень вредный стереотип, который почему-то получил распространение), а найти нечто прекрасное, которое вне "мира сего" (то есть не нашего материального мира, а мира примитивных желаний и устремлений, еще Августин Блаженный отмечал, что смешивать наш материальный мир и "мир сей" - нельзя!). А все эти противостояния и склоки, когда по другую сторону - не Зло с большой буквы, а просто люди, думающие иначе - как раз "от мира сего", и они не позволяют нам подняться. Поэтому не будем их тащить с собой в фэндом, иначе его существование просто потеряет смысл, так как смысл существования фэндома именно в том, что он объединяет, а не разделяет, и не воспроизводит недостатки "обычного" мира, а позволяет хотя бы частично от них избавиться! То же хочется ответить и любителям "искать пороки в книгах Толкиена" - мы приходим в фэндом, чтобы взглянуть на мир иначе, не так, как мы смотрим обычно, а поиск за всеми поступками низменных мотивов обесценивает весь интерес к фэнтэзи. Потому что достоинство лучшей фэнтэзи - именно в чистоте устремлений героев, а не просто в красивом сюжете.

Далее. Как относиться к глупым газетным статьям? Причина их появления - простая. Многие люди боятся того, что они не могут понять - и не более того. А отсюда и всякие немыслимые сплетни. Помнится, когда в США расизм был официально запрещен, но расистские стереотипы еще имели хождение, имели место следующие случаи. Если преступление (например, кражу) совершал белый, газета писала, что вором оказался конкретный Джон Смит. Если же преступление совершал чернокожий американец, то газеты писали, что вором оказался негр. Вроде бы формально правильно, а на самом деле казалось, что преступления совершаются именно неграми, хотя на самом деле количество тех же краж было примерно одинаковым у представителей разных рас. То же и теперь. К примеру, среди людей, совершивших преступления или сшедших с ума, достаточно много крещеных. Но не утверждать же из-за этого, что принятие крещения располагает к совершению преступлений! (хотя лет 20-30 назад у нас бы сделали и такой вывод). Поэтому не надо бояться этих статей - про всех необычных ходили немыслимые слухи, но оставаясь "обычным", навсегда останешься посредственностью, зато будучи необычным, можно оставить настоящий след. А гонителей потом никто и не помнит (тем более, что большинство людей, занимающихся настоящей наукой, любят фантастику и в частности фэнтэзи). В конечном счете, настоящая правда и настоящее добро - с нами. И не будем терять надежду.