Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Тайэре

От забора до обеда,
или
Судьбы фэндома, этика общения и сексуальные традиции общества...

Н-да... Название, а именно, вторая его часть получилось весьма-таки экзотичным. Однако, именно так кратко сформулировалось у меня содержание обширного треда, начатого со статьи Элхэ Ниэннах. Каким-то загадочным образом статья о фэндоме, так как его представляет себе вышеупомянутая автор статьи, в ходе обсуждения породила рассуждения на оные темы. Неисповедимы пути мысли, воистину...

В обсуждении затронуты интереснейшие темы, которых хотелось бы коснуться и мне. Хотя бы на правах автора незабвенного "Унисекса", который был несколько раз упомянут.

Во-первых, меня удивляет уже несколько лет ведущаяся дискуссия о фэндоме и его пресловутой судьбе. "А в чем задача-то? Не вижу задачника..."(С) один мой знакомый. Большая часть рассуждений на данную тему напоминает мне досужие беседы бабушек у подьезда о том, что некий Вася в детстве был ну таким умницей, а теперь, гляди-ко, курит и с девицами шляется, а давеча мотоцикл себе прикупил.

Фэндом был. Вернее, сначала его не было. Потом он появился. Как именно - эти интереснейшие исторические подробности мне не знакомы в деталях, да и не особенно интересуют. Об этом есть кому высказаться, благо в сети достаточно тех, кто стоял у колыбели -ой, ли, возможно "лежал"? - пресловутого фэндома. Потом фэндом, как и положено каждому дитяти, стал расти. Ввысь и вширь. Росло дитятко, росло, да и выросло. Как только оно выросло, а, значит, перестало ходить в умилительных ползунках и слюнявчиках, забавно агукать и мирно спать с соской во рту - возникла бесконечная дискуссия об его судьбе. Единственная разница - о судьбе дитяти дискутируют не родители, но оно само. Ибо дитя-то, судя по всему, сирота. Растет, как придется - по библиотекам и клубам, полигонам и впискам.

Впрочем, изрядная часть дискутирующих, кажется, склонна считать себя родителями. С тревогой, а порой и отчаянием, наблюдающими за сложным процессом роста. Странно... даже те, кому сейчас за 30, те, кто когда-то стоял у самых истоков, на мой взгляд - сугубое IMHO, конечно - были отнюдь не родителями и воспитателями, а такими же участниками, как и те, кто пришел в фэндом год или два назад.

В результате чего мне это все напоминает ситуацию, в которой печень задумчиво глядит на прочие части тела и удивленно вопрошает "Куда это мы катимся?!". А также регулярно пытается отмежеваться от прочего организма. В жизни такого, к счастью, не бывает. А вот в сети...

И куда же мы, собственно, катимся? По-моему - никуда никто не катится. Любой процесс, который происходит в фэндоме - совершенно естественный для него процесс роста и изменения. Человек, по некоему определению, социобиологичен. То есть, в нем в равной степени существуют два начала - социальное и биологическое. Фэндом - совокупность людей. И, как мне кажется, для него это понятие подходит в неменьшей степени. А потому как минимум биологические понятия к нему всецело применимы.

Ребенок растет и становится подростком, а потом взрослым человеком. В процессе этого с ним происходят всевозможные "интересности". И переходные кризисы, и развитие самоосознания, и конфликты. В том числе, с собой. Процесс этот, каким бы иногда болезненным он не казался, какие бы неэстетичные формы не принимал, совершенно естественен. И приводит к более-менее подобным результатам в любом случае - развитию ребенка во взрослое существо. Самодостаточное, полноценное, интересное.

Еще раз повторюсь - все эти процессы естественны. И то, что многих так шокирует - не менее естественно. Сетевые скандалы? Эпидемия виртуалов? Апокрифы, походящие на злую насмешку? Да, неприятно. Но, господа хорошие, вспомните себя в 12-15 лет! Да неужели ж вы были прямо-таки ангелами и лапушками? Вспоминая себя - ребенка, в общем-то, весьма "уподобного", в комнате милиции и наркологическом диспансере не отмеченного - заранее не верю.

Дитя выросло далеко не самое приличное - факт. Скандальное, суетливое, не особенно хорошо воспитанное. Но при этом - умное, яркое, талантливое. Конечно, в пеленках КЛФов оно выглядело куда как симпатичнее - ну и что? Я тоже умиляюсь, глядя на свои фотографии 3-4 лет. Очаровательный был пупсик. Но сейчас я себе почему-то нравлюсь гораздо больше. Прибавилось ума, силы, понятия о том, кто я и чего хочу.

Так что - смысл долгой и эмоциональной дискуссии мне напрочь не понятен. Как говорится, "что выросло - то выросло". Свои "пять копеек" в это вставил каждый, кто хоть раз появился в Нескучном саду или на соответствующих сайтах. И я лично не вижу в том, что выросло, ничего дурного в сути своей. Да, хватает наносного, лишнего. Зато много и уникального, красивого, сильного.

И - главное! - все это продолжает расти и развиваться. Ибо "время каждой вещи". Время каждому состоянию. Нет ничего хуже остановившегося в своем развитии существа - сколь бы "уподобным" оно не было на момент остановки. Способности к развитию, совершенствованию, росту нет предела ни у одного мыслящего создания. И нелепо было бы пытаться положить предел этому росту только потому, что в ходе роста что-то выглядит нелепо, неприятно, грубо. Двухмесячный щенок умилителен. Пятимесячный щенок смешон - непропорционально длинные лапы, голова. Взрослая собака красива и сильна.

Большая часть дискуссий в пессимистичных тонах напоминает мне сожаления хозяев щенка о том, что он несколько подрос, порвал любимые тапочки и погрыз ножки стола. Однако, нелепо было бы ждать, что щенок или навсегда останется таким, как был, или сразу повзрослеет.

Господа, оставьте щенка в покое, он вырастет. Для этого ему нужно только полноценное питание, нагрузка и немного дрессуры. И если кто-то чувствует на себе ответственность - дайте ему это. Покажите, как можно писать. Как можно играть. Оборвите зарвавшегося скандалиста. Но не нужно преувеличивать масштабов проблем и выплескивать младенца вместе с водой.


Второе - на несколько иную тему. Несколько реплик из когда-то написанной мной статьи имеют резонанс и по сю пору. Причем, столь странный резонанс, что я уже жалею, что не написала к статье подробное разъяснение "как это понимать". Возможно, в этом целиком моя вина - высказалась я, судя по всему, совершенно непонятно.

Попробую исправить недоразумение и заодно коснуться еще нескольких моментов.

Во-первых, я никогда не страдала болезнью под названием "гомофобия". Что можно заключить из некоторой специфичности взаимоотношений между героями в моем собственном цикле фэнтэзи и отдельной вещи, красующейся аж на www.gay.ru - кстати, не по моей инициативе. По этому поводу, я надеюсь, не будет никаких недоразумений.

Во-вторых, я категорически не страдаю ни "кухонным фрейдизмом", ни страстью находить сексуальные подтексты там, где они автором не предусмотрены. Верите ли, господа, я даже не люблю всевозможных горе-апокрифов на данную тему. Конкретно, некоторые идеи нежно любимой мной - и отнюдь не за тексты - Алины-Эарнура, вызывают у меня довольно острую неприязнь. Единственно потому, что в них в силу апокрифизма фигурируют персонажи из мира Арда в весьма нетривиальных взаимоотношениях.

Видимо, в силу другого моего неизлечимого, увы, заболевания, по имени "визионерство". В силу не то наивности, не то некоторой осведомленности, я верю в то, что наш мир отнюдь не единственный, населенный разумными существами. И в то, что о других существующих мирах возможно получать информацию. Это, в общем-то, не в тему. А в тему - нечто иное.

Кому-то может показаться странным, но я категорически не верю во всевозможные отражения и параллельные, а также вторичные и умозрительные миры. Не буду приводить сейчас аргументов - с желающими могу подискутировать отдельно. (Довольно странным это может показаться после названия моего собственного апокрифа "Отражение Х" - но тут все просто: не хотелось вступать в дискуссию на тему, кто насколько прямо и насколько криво что-то видит.)

Существуют миры. Существуют законы миров. Существуют личности, в них обитающие и действующие. Отнюдь без нашего в том участия. Можно придумать мир - нельзя, живя в этом мире, мир создать. Материальный, реальный мир, по которому можно попросту говоря, пройтись ногами. В придуманном мире каждый создатель - сам себе царь и бог, и автор законов этого мира. В мире реальном - законы эти создает создатель точно так же... с одной существенной разницей только - законы эти не меняются по желанию кого-бы то ни было из живущих в этом мире. Или наблюдающих его.

Не меняются законы. Не меняются судьбы живущих в нем.

Нравится вам, или нет - для меня Арда мир реальный. Но отнюдь не в стиле "Ах, зачем меня бросили сюда и стерли память?!". Можно придумать себе квэнту в этом мире. Можно вспомнить себя в нем - правда, я уверена, что подавляющее большинство членов фэндома в этом мире все-таки не обитало. Ибо миров во Вселенной - не сотни и не тысячи... гораздо больше.

И именно в силу реальности мира мне крайне трудно принять как всевозможные интерпретации и интертрепации биографических подробностей обитателей мира Арда, так и попытки рассуждать о них с позиций приемлемости/неприемлемости чего-то в мире нашем.

Да, господа гусары в прошлом веке... Да замечательно! Злобный критик Тай не видит в этом, вопреки мнению многих, ничего пошлого. В книгах весьма-таки любимой мной Анны Райс герои бесперечь плачут, страдают, "переезжаются", обнимаются и целуются. Как мальчики с девочками, так и мальчики с мальчиками. Второе даже чаще. Что меня нисколько не раздражает.

Но то Анна Райс. То Земля. Вампир Лестат и вампир Луи. А то Арда. И Мелькор с Сауроном.

Арда, которая, по моему такому IMHO, Толкиным описана на порядок лучше, чем кем бы то ни было еще. В первую очередь, по фактологии и по мироощущению.

И никак на этой Арде у меня не помещаются душераздирающие сцены выжигания глаз, распятия на скалах и слезовышибательные беседы Мелькор vs Саурон.

И в той статье единственной моей целью было не найти нечто пошлое во взаимоотношениях героев - сомнительна пошлость в любовных отношениях, какого бы кто там пола не был - а внятно подчеркнуть психологическую неправдоподобность, неестественность и практически невозможность такого поведения обоих героев. Неправдоподобность в первую очередь в отчетливом женоподобии как главных, так и эпизодических героев "мужеска" пола, вымученности и уродливости подобных отношений. Даже - даже! - для этого мира. А для мира Арда, о котором легко судить по тому же "Сильмариллиону" и "Властелину колец" - в особенности.

Касаемо отражений и параллельных миров - смотри выше.

В литературе фэндома вообще я отмечаю острый дефицит здоровой эротики. Увы. Наблюдаются две крайности - воздушно-бесплотные "дивности", детей которым, видимо, приносят аисты в капусту. И очень даже плотские, но зато сугубо гомосексуально-озабоченные маньяки. Слезы капают в обоих случаях. Так и тянет сказать - "у кого чего болит". Между тем примеры для разумного подражания - коли своего чувства меры не хватает - есть. В том самом Толкине, кстати. Если внимательно проследить линию Арагорн-Эовин, то можно отметить моменты, полные эротики. Если же в них отсутствуют подробные описания "кто как кого за что потрогал и что при этом подумал" - так это не признак отсутствия оной. А признак мастерства и чувства меры.

В общем - учиться нужно у великих.

И, главное на мой взгляд, не слишком "клиниться" на данном вопросе. Дабы не уподобиться маятнику. Как сугубая платоничность, не обусловленная ситуацией, а происходящая только из-за боязни коснуться "этой" темы, так и воинствующая озабоченность - нелепы. Потому что бессмысленны. Как бы ни был благороден и утончен герой, размножается он одним-единственным путем, известным всем. А благородство и утонченность могут единственное - способствовать его благородному и утонченному поведению на данном поприще. Однако же - оно у героя явно не уникально - иначе бы он героем не был. Если только герой не "Граф, соитьями славный" (С) Успенский.

Поиск же подтекстов там, где их вовсе не было - дело бесцельное и неблагодарное. Там, где их не было. А там, где они были - вольно для автора, или невольно - бесцельно отрицать наличие таковых. А впоследствии обвинять кого-то в излишней пошлости подхода к произведению.

На этой относительно оптимистической ноте - заканчиваю.

Tay Iceheart

Размещено: 22.06.01