Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Морион

Критика Толкиенизма

Размещено на WWW-доск

Толкиен и христианство.

Часто, слишком часто приходится наблюдать, как возносят памятник и поют дифирамбы христианству в земле Средиземья. Находят аналогии между религией, понимаемой, как совокупность догматов, и миром Толкиена, и приводят доказательства, представляющие, в действительности, сомнительную ценность для человека, который увлекся волшебством, иллюзией Мастера. Очень любят говорить о "скрытом смысле" и "непреходящем значении", которые Толкиен "заложил" в свою книгу. Уж не знаю, что там Толкиен "заложил", только происходит подмена действительно важного наименее важным. То, о чем говорят, как о "внутреннем", в действительности - наносное, оболочка, которую можно и нужно отбросить, чтобы добраться до плода. Ядро, непосредственно орех, - вселенная иллюзорная с собственной историей и верой, с богами и героями. Признав Христа в Средиземье, признается вторичность последнего к первому, его пародийность. Признав Христа, нисходите до догмы, в то время как мир Средиземья свободен в своей иллюзорности. Мир, созданный полетом фантазии и иллюзии, этот воздушный, теневой мир догмой вы обращаете в нечто безжизненно-постоянное. И имя ему - действительность, со всем ее эмпирической засильем и детерминизмом. В ней ищут спасения от иллюзии и зыбкости, ищут неизменности и вечности.

Начинаются рассуждение, нисколько не затрагивающие самой жизни мира, его сущности. Говорят: "Толкиен заложил...", "Толкиен имел в виду..." и оттуда следует логичное: "Мы, знающие, расскажем вам, преподнесем, так сказать, на блюде Толкиена в разрезе". Мало того, что потешаются и уродуют этот первозданно-девственный мир "исследованиями внутреннего смысла", так еще берут на себя роль мессий-всезнаек, истолковывающих "канонические" и "неканонические" тексты. Вот такие новые святые отцы-толкователи, монахи-самоучки вылезают из затхлых, пропахших бескрылой наукой камер-кабинетов и вещают, как пророки волю Толкиена своей интерпретации. А в действительности, хоронят Толкиена под грудой комментариев, уточнений и пояснений. Вот выстроить бы из него систему, упорядочить, объяснить - тешат себя надеждой они, соединяя научность с религиозностью, получая в конечном счете теологию.

Но мир, созданный профессором, мастером иллюзии, неподвластен: сколь ни сильно постоянство, он способен к саморазвитию и изменению. И тогда на всякую догму найдется своя ересь, всякая религия, потеряв свободу мистического поиска, мифотворчества, обратится в прах. Мир Толкиена если не шире, то глубже христианства и любой другой религии тем, что в нем живет подлинная свобода выбора самого себя, а не одной из сторон. И не надо делать из талантливого автора мумию или куклу из музея мадам Тюссо!

О "сущностях".

Еще существует такое поветрие: иметь много сущностей, выражающих ту или иную черту характера, "другую" личность. В каждой такой черточке, масочке, люди прячутся от самих себя, не в силах в себе, двуличие, трехличие цветут пышным цветом. В то время как цельность человека рассматривается как ограниченность и отсталость. И это не свидетельство многогранности души, это ее раскол и бессилие. Это боязнь что-либо предпринять, примерка актерской маски. И это болезнь, а не полет фантазии, это не новое, не новая "личность", а разложении единственной и цельной. Жалкая попытка к творению! А потом человек усаживает свои "личности" в кружок и начинает с ними советоваться. Благо, что сам не становится фикцией, как и его собеседники. Вот такая невозможная тоска по общению и страх движут новыми монахами-романтиками, цепляющимися за прошлое в лице своих фобий и делающих будущее прорывом в Ничто. Игра переходит в жизнь, а сама жизнь превращается в игру, в шутовскую, полупьяную улыбку смешного мима. Современные паяцы в костюмах "от феодализма", тюлевых шторках и лютиках в волосах. И хорошо бы такие буколистические картины вели к природе, к памяти, к постижению действительной жизни. Так нет, напротив, подобный маскарад служит уходу от мира, лишний раз словно доспехи отгораживает от жизни. Видно, стремление к царству Божию, к "идеалу" столь велико, что его уже пытаются воплотить в жизнь. Повторюсь: не надо опошлять иллюзию, приписывая ей качество действительности, превращать иллюзию в жизнь. Для очень многих игра - это шанс вырваться из злобной, отрицающей их деликатные натуры действительности, в которой они живут. Другими словами, это именно попытка к бегству. Надо слишком уважать иллюзию, чтобы купиться на такую христианскую идею...

Я живу в этом мире и принимаю все, что в нем, в этом мире источник вдохновения. Не в головах свыше, не в выкриках пророков, не в непроницаемом ничто. Сколь прекрасен ЭТОТ мир, мне ли говорить? Сколь ужасен этот мир! Сколь прекрасен в изменении, в бесконечном повторении, в самом ощущении жизни. Именно здесь чувствуешь боль - источник всякого идеализма, романтизма и наслаждения - чувства жизни, порыва к жизни. Когда же предлагают новое проявление идеи спасения, я лишь беззастенчиво и открыто смеюсь над такими: до чего старо и, главное, глупо...

"Свой мир".

Многих очень волнует вопрос о собственном месте, "предназначении" в государстве. "Мы не винтики, мы не рабы, мы - иные" - такой крик слышится в каждой статье, посвященной очередному прорыву в мистическое пространство при помощи господина Глюка." Мы - контркультура, мы - антигосударственники, мы это воплощенный протест против произвола". И вот медленно, с натугой начинают отгораживаться фальшивкой от действительности: не только одеждой, но и мыслью. А сколько фальши в самой идеи такого "государства": кто верит в него до конца, чтоб никаких сомнений и отречений от мира? Так, по кирпичикам создают государство в государстве, а потом гордо кичатся своим новообретенным местом в очередной иерархии, положением в списках учеников. А походя ненароком скидывают Толкиена в мусорную корзину. Зачем нам иллюзия, когда мы создали новый "реальный" мир в противовес действительности. Такая псевдореальность, претендующая на действительность, найдет свой конец, видимо, только тогда, когда забудут о ее иллюзорности. Тогда, когда ее родители-государственники будут отправлены в психиатрическую лечебницу.

Толкиен и ЧКА.

Книга, вокруг которой наговорили столько, что хватит на еще один "апокриф", в действительности не нуждается в столь обширных комментариях. Она наиболее христианская из всех христианских, более, чем у Льюиса, гораздо более... От трогательных отношений между героями прямо такие веет десятью заповедями и, заметьте, всем историческим христианством вместе взятым: от аскезы до костра. Поэтому, когда говорят, что ЧКА - это сатанизм, иначе как глупостью назвать подобные чрезвычайно-субъективно-толкиенутные утверждения невозможно. Для того, чтобы назвать само слово "сатанизм", надо уже быть настолько "вывихнутым" в догматическом христианстве и "толкиенистики" что дальше некуда. И ради такого, как псы грызутся на досках, готовя друг другу то гильотину, то веревку, то костер. И если бы сами идеи чего-нибудь стоили, нет, борются за мираж, за фикцию, и как ни парадоксально, за реальную жизнь, делают из Толкиена пророка, из Элхэ Ниэннах - еретичку, из Илуватора - Бога, низводят сказку до действительности.

Особенно удивляет мнение, что в ЧКА произошла простая подмена черного на белое. С точки зрения догмы - конечно, а с точки зрения морали? Если протестант делает добро, ну, к примеру, спасает человеческую жизнь, должны ли мы, благородные господа, рикос-омбрес, черт побери, предать его анафеме, а заодно и того, кого он спас, за то, что дал себя спасти? Напоминает ВОВ, не так ли?... Если пленен - значит предатель! Думается, что нормальный, "средний" христианин ставит выше нравственный закон, нежели Догмат (которого он порой и не знает вовсе). И еще существует такое мнение, будто ЧКА - это порождение Совка. Не отрицая определенного влияния последнего на книгу, не следует сводить все к нему одному. Так недалеко Толкиена свести к совку, Христа к Сталину. Это не так уж и смешно! Нельзя забывать, что человек ищущий не может жить с ограничениями, накладываемыми на его поступки, мысли, га самое его существование. Будь на месте Совка ортодоксальная церковь, подобное явления как ниэннизм возникло бы как ересь.

Поиск как сокрушение сердца. Покой как мертвечина.

Многие из "толкиенистов" искренне полагают, что "духовный поиск", который полагается, как единственно-правильный для человека, осознающего свое существование в этом мире обязательно должен сопровождаться внутреннем надломом прежних идеалов, причиняющим достаточно боли, до истерики. В истерике видится некоторым идеал существования, будто в ней происходят волшебные превращения человека слабого в человека сильного. В то же время любого рода покой полагают как неспособность к развитию. Две очередные крайности сталкиваются в толкиенизме иногда находя себе последователей в лице поклонников ЧКА, либо в среде ортодоксально настроенных христиан.

Человек идет по пути понимания, но идет по нему в покое. Для чего он идет и чего он ищет, когда его ждет неизбежная смерть, в очередной раз задаются вопросом философы-маралисты. Ничего он не ищет, он ощущает сам процесс познания, в самом процессе познания и есть истина. Жить в истине значит искать ее проявления. Да и слова Маркса, что смысл жизни в том, чтобы прожить ее со смыслом кажутся совсем неглупыми, только есть ли у жизни смысл? А ощущать боль, то есть, чувствовать, отнюдь не является признаком слабости человека. Собственный "духовный мазохизм" таковой является. Сострадать тому, кому ты уже не в силах помочь, разве стоит того? Не стоит ли с достоинством, в светлой печали проводит его, что называется, в последний путь, не делая его последние часы более тягостными своими рыданиями, не следует ли порадоваться его гибели, зная, например, что он найдет счастье в другом мире, не следует ли радоваться гибели Христа и славить событие, освободившее человека, подарившее ему бессмертие и жизнь вечную? Что ж плакать, Ученик, когда и тебе предстоит бесконечная дорога, которую избрали твои братья и сестры...

Морион Лаурэфин,
С наилучшими пожеланиями.
2001-05-28

P.S. Все вышеизложенное, естественно, имхо. Если кто-то не согласится с этой статьей или же изменит свое отношение к толкиенизму, то я буду считать свою задачу выполненной... еще кто-то задумался.

Размещено: 05.07.01