Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Бальтазар Эст, Ларт Легиар, Ханум Софья, Руал Ильмаррен, Гхаймле, принц Дхарский, Папа Карло и Шелобушка

Герои и времена.
Часть 5. Фэны и поклонники

Полный текст статьи размещен в библиотеке Тол-Эрессеа.

Развернутый эпиграф

"Нет никаких миров, кроме этого мира,
Нет их, нет, и не надо.
Пятна мазута, как черные дыры,
На глади озер, дышавших прохладой,
Серая пыль - там, где ручьи текли,
И на полянах - черные пятна костров.
Вот и все, что мы в этот мир принесли,
В этот мир и в любой из миров.
Как мы искали мир, где трава зелена,
Мир, где в манящую даль убегают дороги,
Мир, где златое солнце, серебряная луна,
Мир, где не тонут звезды в удушливом смоге.
Пусть понарошку, в игре, но мы отыскали
Мир, где различны понятия - Зло и Добро,
Мир, где дружба прочнее камня и стали,
Мир, где любовь прекраснее, чем серебро.
Пусть понарошку, в игре, но мы отыскали...
А почему понарошку? Тот мир, в наших душах,
В наших мечтах живущий - гораздо реальней,
Чем этот мир, будничный, серый и душный.
Видимо, что-то такое в сердцах наших есть,
Если из комнат уютных бежать мы готовы
Вслед за звездой и за музыкой вслед, если честь -
Это не просто красивое громкое слово.
Пусть разделяет нас бритвенно-острая грань
Света и Тьмы... Разделяет? Да нет, это маски.
Лица под ними добры. Это просто Игра.
Нету причин для вражды у Поверивших В Сказку.
Можно в игре быть и коварным и злым,
Только нельзя по жизни быть подлецом.
Но то ль лицо под маской стало иным,
То ли маска настолько срослась с лицом.
Пусть кто-то честен, силен, умен и отважен -
Бей его в спину, издали, исподтишка.
Если можно в игре твоему персонажу,
Значит, можно тебе, по жизни... слегка.
Но чтоб запачкаться - раз лишь довольно упасть.
Стронуть лавину - достаточно камешек бросить.
Наши разборки, нашу борьбу за власть -
Все, от чего мы бежали, в тот мир мы приносим.
Сплетни и зависть, злоба и мелкие дрязги -
Ржавчиною на клинке и на пергаменте ложью.
Воды прозрачные рек становятся грязью,
Серым становится Черное, Белое - тоже.
Тихо вползают, как серые призраки, тени,
Серым бетонным на души ложатся надгробием.
Нет, мы тот мир не разрушим - мы только изменим,
Только изменим его по образцу и подобию.
После же скажем, что все это - глупая блажь,
Тьма - ерунда, и нелепая выдумка - Свет.
Скажем, что тот мир такой же точь-в-точь, как и наш,
А значит, другого мира попросту нет.
В мире реальном уютны квартиры,
Он в асфальт и бетон одет.
В сером небе - пустые дыры
Вместо звезд и планет.
Нет миров, кроме этого мира,
Нет никаких миров, нет..."
Элрин

Необходимое предуведомление

NB: В данной части речь пойдет о фэндоме. Говорить о нем абстрактно не имеет смысла, он слишком дискретен для этого, и потому в нем будут встречаться примеры - с конкретными никами и именами. Более того - с именами достаточно широко известными. Как показала практика наших прошлых текстов, отдельные представители фэндома склонны крайне болезненно воспринимать не вполне лестные слова в свой или чужой адрес. Поэтому мы считаем необходимым предупредить читателей о следующем:

а) Если вы можете ожидать от себя болезненной реакции на негативную оценку отдельных сторон деятельности тех или иных личностей (прежде всего Ниэннах и Кэтрин Кинн, в меньшей степени Эльрин, Хатуля и Вальрасиана38), то, возможно, вам имеет смысл сразу перейти к пункту "Резюме".

б) Все нижесказанное является исключительно ИМХО авторов, причем, являясь средневзвешенным ИМХО авторов может не совпадать с ИМХО отдельных авторов.

в) Поскольку авторы в большинстве своем являются людьми нетусовочными, то все нижесказанное, сформулировано преимущественно на материалах, доступных в сети Интернет. Как следствие, это мнение может быть неполным, кривоватым, не вполне достоверным. Характеристики, данные в нем, описывают не столько самих членов толкиен-фэндома, сколько их сетевые образы, могущие отличаться от реальных личностей ("Тусовка - явление хаотическое, анархическое и в чем-то бредовое. Отыскать здесь нужного человека тяжело. Составить какое-либо мнение о человеке по рассказам - невозможно, особенно если человек этот сколько-нибудь известен. Агенство ОБС (Одна Баба Сказала) действует непрерывно, активно и непредсказуемо." Ниэннах39)

Кроме того, авторы приносят извинения читателю за перегруженность данного теста цитатами, ссылками и примерами, особенно в части конкретных личностей. Как нам представляется, неправомерно было бы вывешивать голословные утверждения о тех или иных аспектах деятельности членов фэндома, не указывая оснований для них. Поскольку более нежелательным представляется размещение необоснованных отрицательных отзывов, в последующем тексте преобладают именно негативные примеры. Из этого не следует делать вывода об отрицательном характере бытия фэндома в целом.

Попытка осмысления

Яркий пример сложной структуры героических идеалов являет собой сообщество толкиенистов. В нем все рассмотренные в частях 1-3 закономерности выявились особенно четко благодаря одновременному существованию нескольких героических идеалов и высокой событийной насыщенности, позволяющей наблюдать на протяжении последних 10-15 лет смену по меньшей мере трех поколений толкиенистов.

Анализ структуры идеалов фэндома, их взаимодействия и взаимовлияния, специфики их динамики и перспектив развития будет интересно осуществить не только по той причине, что это позволит проиллюстрировать применимость рассмотренной выше системы базисных категорий героического идеала, но и потому, что это позволит лучше ориентироваться в жизни фэндома, его внутренних событийных потоках и течениях.

Итак, начнем с генезиса структуры идеалов фэндома.

Первое поколение российских толкиенистов возникает в конце 80х годов XX века40. На этом этапе приход в сообщество толкиенистов41, как правило, был связан с поиском социокультурной группы, соответствующей исповедуемому личностью идеалу. Соответственно, для тех, кто пришел в Движение, таковым стал героический идеал Толкиена (причем, преимущественно идеал, заданный во "Властелине Колец", поскольку "Сильмариллион" был недоступен значительной массе участников Движения). Хотя диапазон возможных героических идеалов Толкиена в достаточной степени широк (героический идеал Толкиена объединяет черты различных сторон христианского идеала и "северного мужества"), но, тем не менее, он ограничен, и потому работы Толкиена играли роль своеобразного "фильтра"42. В результате, фэндом изначально носил в достаточной степени однородный характер по структуре исповедуемых идеалов43. Именно с этим связано обилие персонажных имен на первом этапе развития фэндома - в условиях близости идеала, разделяемого большинством участников фэндома, с идеалами, декларируемыми в книгах профессора, и существования устойчивой традиции использования системных имен среди толкиенистов, практически неизбежно отождествление толкиенистами своего идеализированного образа с теми или иными персонажами Толкиена. Особенно характерно это явление для малых групп толкиенистов, для которых подобная форма самоидентификации не вызывала проблем с дублированием имен44. Можно предположить, что на первом этапе развития толкиен-движения Гэндальфы, Арагорны, Галадриэли действительно соответствовали своему имени, если не способностью заклинать головную боль или петь песни, то уж по меньшей мере - особенностями характера. (достаточно вспомнить, что и Митриллиан некогда носила персонажное имя Йовин. И Йовин Московская тоже. :)).

Итак, 90-91 г. это - золотой век фэндома, период, когда в фэндоме преобладает единый идеал и единая трактовка идеала. Но как и всякий золотой век он вскоре завершается. С одной стороны, постепенно растет степень самоидентификации толкиенистов первого поколения в мире Толкиена и в фэндоме. Йовин (Митриллиан) превращается в Митреллас, появляются первые "темные" (СПСВ, Ниэннах), углубляется взаимопроникновение толкиенистского и ролевого движения.

Эти процессы были неизбежны. После спада первых восторгов от обретения волшебного мира, неизбежна рефлексия существования некоторых различий между идеалами Толкиена и собственным идеалом. Данная рефлексия может приводить к одному из четырех ключевых типов реакции: либо человек просто принимает существование различий между идеалами, как данность, и несколько отдаляется от Средиземья (но отнюдь не обязательно от фэндома, примером подобного поведения является А. Свиридов), либо он корректирует свой идеал, адаптируя его к идеалу Толкиена (адаптация эта, скорее всего будет ограниченной и эклектичной), либо он находит на периферии толкиеновского повествования выразителей идеала, сходного со своим (та же Митреллас-Митриллиан), либо, наконец, он вынужден создать на основе толкиеновского мира и своего идеала некий производный мир, либо находящий свое отражение в литературном творчестве, (апокрифы и продолжения), либо не находящий такового, но отражающийся в поведении и представлениях человека о тех или иных элементах мира Толкиена (зачатки "глюколовства"). В последнем случае возможно подсознательное замещение картины мира, созданной Толкиеном, на картину мира, созданную в сознании человека, причем он будет искренне уверен в том, что именно таким, каким представляется ему и является мир Средиземья в описании Толкиена.

Таким образом, уже в 92-93 гг. формируются основные направления современного толкиенизма. Тем не менее, представители первого поколения по прежнему ощущают себя единым целым, несмотря на многочисленные идеологические конфликты и личные антипатии. Анализ интернетовского общения свидетельствует о том, что при прочих равных обстоятельствах представители первого поколения склонны защищать друг друга от представителей последующих поколений вне корреляции с идеологической ориентацией последних .

Второе поколение, формирующееся в 93-9745 гг. появляется в результате притока новых поклонников Толкиена в Движение. Однако, в отличии от первого поколения, второе поколение приходит в уже сформировавшийся мини-социум со своей структурой отношений. Как следствие, при самопозиционировании в данном обществе человек должен оценивать два не вполне коррелирующих героических идеала. С одной стороны - идеал Толкиена, близость которого к индивидуальному идеалу обусловила приход человека в Движение, с другой - конкретные поведенческие идеалы толкиенистов первого поколения, сформировавшиеся под влиянием Толкиена, но не исчерпывающиеся им. Новые члены движения могут видеть в качестве своего идеала уже не Арагорна или Галадриэль, а Ниэннах или Эльрин46. Но при трансформации базового идеала в конкретно-индивидуальную модель поведения с неизбежностью происходит упрощение и снижение поведенческой модели. Это выражается прежде всего в сужении функциональной компоненты идеала: если среди толкиенистов первого поколения большая часть - универсалы: поэты, прозаики, публицисты, менестрели, ролевики (Ниэннах, Л. Бочарова, Сказочник, М. Ганжа), то второе поколение более специализировано, среди них чаще встречаются "чистые" менестрели, литераторы, ролевики, глюколовы и т.д. Именно второе поколение дало такое явление, как "толкиеноведы" (Талиорне, Дуглас Мэррел), в первом поколении являющееся универсальной чертой почти всех членов движения. В то же время, второе поколение в целом дальше отстоит от Толкиена, казуальная и эстетическая компонента его идеала в меньшей степени связаны с творчеством Толкиена, в деятельности его представителей значительно сильнее выражен мотив множественности миров, с одной стороны, и традиционно "цивильные", внефэндомские мотивы. Достаточно сравнить творчество Мисти, Ассиди, Эстеры, Тайэре (второе поколение), с творчеством Ниэннах или Эленхильд (первое поколение), для того, чтобы увидеть явно более широкий круг мотивов, сюжетов и образов, характеризующий второе поколение.

В результате начинается размывание фэндома, дробление его на группы и группки, потерю единого героического идеала (или, вернее, группы тесно связанных героических идеалов), характеризовавших ранний фэндом, функционализация членов фэндома. Усугубляются эти процессы притоком в фэндом новых людей, привлеченных не "родством душ" (близостью идеалов), но внешней атрибутикой фэндома ("маньячка", "тусовка" и т.д.), и привносящих новые элементы в структуру идеалов фэндома.

Третье поколение приходящих в фэндом (после 1997 г.) наиболее неоднородно. Среди них встречаются люди, типологически сходные с представителями первого и второго поколений, однако в основной массе они являют собой качественно новую категорию членов фэндома.

Для представителей третьего поколения характерно не культурное, этическое или эстетическое самопозиционирование, но социальное. Они уже не столько "поклонники Толкиена", "ролевики", "толкиенисты", они - "из толкиенистской тусовки". Часто в текстах представителей третьего поколения фэндома ставится знак равенства между фэндомом и тусовкой ("Мысли, навеянные всем этим безобразием" Сау47), что не признают представители первого и второго поколений ("История и любовь" Лора Провансаль; "Героизм на каждый день" Кэтрин Кинн, Рин; "О фэндоме - почти с оптимизмом" Эстера). В отличии от первого и второго поколений, у третьего поколения практически отсутствует единый идеал, даже в виде неких кластеров, большинство представителей третьего поколения мало связаны с этикой и эстетикой Толкиена, принося с собой в фэндом свои идеалы и уже потом адаптируя Толкиена под них. Поэтому именно среди представителей третьего поколения наиболее часто встречаются авторы "темных апокрифов" и обладатели наиболее неадекватных личных квент48. Для большинства представителей третьего поколения Толкиен является лишь одним из многочисленных авторов, их эстетические предпочтения нетолкиеноцентричны. Поэтому частота вовсе нетолкиеновских ников (Птица, Конунг) среди представителей третьего поколения особенно высока (подробнее статистический аспект этого вопроса рассматривается в приложении 1).

Отсутствие идейного единства среди представителей третьего поколения определяет их несколько большую идеологическую толерантность, в отдельных случаях, переходящую в откровенную всеядность. В то же время, определенная самоидентификация у представителей третьего поколения присутствует, что обуславливает регулярные конфликты "старичков и пионеров"49.

Казалось бы, история толкин-фэндома завершена. Ему предстоит раствориться в мутных водах попкультуры (особенно после появления на экранах фильма Джексона), останутся лишь немногочисленные островки "старых толкинистов", упрямо пытающихся гальванизировать труп толкинистского движения... Нет, все отнюдь не так печально. В течении ближайших трех-четырех лет можно ожидать регенерации фэндома. В недрах третьего поколения уже зарождается четвертое, выразитель протеста против разрушения идеалов Толкиена, против всеядности третьего поколения. Яркими представителями этого зарождающегося поколения можно считать Эланор, Эовин Краснодарскую, Мэй Луингиль - в чьих действиях прослеживается явная попытка возвращения к корням, к истокам фэндома. Характерно, кстати, что все три перечисленные - представительницы слабого пола (доминировавшего, кстати, и в первом поколении), более чувствительного an masse к неэтичности и неэстетичности.

Как мы видим, развитие поколений толкиен-фэндома вполне описывается базовой моделью, рассмотренной в ч. 3.: рождение, размывание идеала на фоне специализации носителей, переход от преимущественно этико-эстетического идеала к казуальному, реформа идеала. Однако в этом развитии имелся ряд специфических особенностей, на который нельзя не обратить внимания. Важнейшей из них является тот факт, что в отличии от естественного развития идеала при сменяющих друг друга поколениях, в толкиен-фэндоме происходит наслоение идеалов, все три поколения, а также зарождающееся четвертое существуют одновременно и это порождает ряд специфических эффектов.

Прежде всего - возникновение пресловутых конфликтов "старичков и пионеров". Эти конфликты вполне закономерны и возникают как следствие несовпадения идеалов различных групп толкиенистов. Как правило, они возникают при механическом переносе на представителей другой группы своего идеала и, соответственно, своих норм поведения. В любой среднестатистическом дискуссии на темы конфликта поколений чаще всего звучат два тезиса: старики признают только своих, гнобят молодые дарования (со стороны "пионеров"); пионеры - бездари, эпигоны, извратители (со стороны "старичков")... И сразу вытекающие из этого два дополнительных тезиса: старики/пионеры предъявляют слишком большие требования к пионерам/старикам и слишком низкие к себе (соответственно в первом варианте - от "пионеров", во втором - от "стариков"). Достоверность всех четырех тезисов низка. Просто эстетические идеалы представителей второго, а тем более - третьего поколения, во многом отличны от идеалов первого поколения. И потому "старички" отнюдь не всегда могут оценить историю про бурный роман Арагорна с харадской заложницей ("Осенний сад с хризантемами" Маргарита Тук, Примула Брэндибэк) или гипотезу о Туоре, как об истинном предателе Гондолина (Дискуссия о Туоре и Маэглине на ПЛ "Worlds"). Соответственно, представители первого поколения, как правило, плохо воспринимают литературные произведения, статьи, игры второго или третьего поколения50, а сами представители второго и третьего поколения зачастую идентифицируют подобное поведение как проявление кастовости, закрытости "старичков"51. Следует добавить к этому тот очевидный факт который порой игнорируют, что несмотря на расхождения в идеалах, представители разных поколений зачастую идут одним и тем же путем, повторяя одни и те же ошибки. И потому люди с большим стажем в фэндоме могут субъективно воспринимать ошибки своих младших коллег, как нечто примитивное, давно пройденное, видеть в тех или иных их поступках и творениях эпигонство. Ярким примером этого явления можно считать статью Эльрин в дискуссии о защите имени52. Она жестко осуждает поведение современных моменту написания реплики "пионеров", берущих громкие имена, но при этом как бы мимоходом упоминает о своем арагорнстве и никаких угрызений совести по поводу последнего не испытывает. Другой характерный пример - склонность Гарета в своих аннотациях относить к постениэнистскому творчеству большую часть темных апокрифов, включая вполне самостоятельные работы Тайэре и Хели Итилиенской. Увы, на вышеозначенные закономерности обращают внимание очень немногие. Пожалуй, единственный серьезный пример анализа сложившейся ситуации с учетом различий в идеалах различных поколений толкиенистов - "Беседа с новичком" той же Эльрин. Весьма разумная и взвешенная позиция, признающая право на существование и за чужими идеалами, а также недопустимость их механического перенесения.

Однако отнюдь не все способны последовать рекомендации Эльрин. Представители первого поколения фэндома могут стремиться к распространению своей сферы общения за пределы своего поколения и, что более важно, за пределы множества людей, признающих тот же или родственный идеал53. В случае активного взаимодействия представителя первого поколения с представителями третьего, то...

Итак, в случае активного взаимодействия представителя первого поколения с представителями третьего, возможны различные варианты взаимодействия. Различные фабулы, можно сказать. Первая, наиболее конфликтная, - попытка навязывания третьему поколению своего идеала, опора на свою аксиоматику при анализе проблем, выходящих за ее пределы. Наиболее ярким примером подобной фабулы является случай Кэтрин Кинн54. Принимая активное участие в дискуссиях на ПЛ, ГК, ДО и в конференциях ФИДО она ведет себя с позиций достаточно специфического идеала, идеала в котором значимую роль играют эрудиция и образованность. Поэтому во многих дискуссиях она в качестве аргумента приводит ссылки на источники и (NB!) указания на незнание тех или иных источников оппонентом (часто в виде риторических вопросов)55, причем содержательная часть текста может ограничиваться лаконичным "Это полный бред". В рамках академического круга лингвистов-теоретиков подобная формулировка вполне оправданна, но при общении с пестрой массой представителей третьего поколения данный риторический прием зачастую производит комическое впечатление своим несоответствием общему фону дискуссии. Герои третьего поколения фэндома редко бравируют эрудицией, она если и входит в число их достоинств, то является второстепенной характеристикой. Более ценятся практические достижения, способность добиваться поставленной цели, толерантность и специфические эстетические характеристики, что и приводит к неизбежным конфликтам Кинн с представителями третьего поколения.

Другой путь был избран Ниэннах. Она присутствует в фэндоме (судя по доступным нам данным не только в сетевом) более пассивно, нежели активно, практически не принимая участия в событиях, не относящихся к ее кругу общения. Если Кинн активно поддерживает дискуссии на всех возможных и невозможных досках, листах и конференциях (в том числе и реальных), то Ниэннах ограничивается своим персональным форумом, практически не появляясь за его пределами. В общении Ниэннах, насколько можно судить, проявляет значительную терпимость к взглядам собеседника, сохраняя при этом твердую приверженность своим идеалам. Но подобная толерантность возможна лишь в двух случаях: при высоком уровне флегматичности характера, что встречается достаточно редко и вряд ли относится к Ниэннах, и при фильтрации внешней информации для исключения внешних раздражителей56. При столкновении с активно носителем антагонистичного идеала (О. Брилева), толерантность Ниэннах существенно снижается. В конечном варианте, выбранный Ниэннах вариант принципиально не отличается от варианта Эльрин - отказ от общения с носителями неродственных57 идеалов, просто если в случае Эльрин отсев происходит по формальному признаку отношения человека к тому или иному поколению, то в случае Ниэннах действует более сложный механизм фильтрации людей по степени близости исповедуемых ими идеалов к идеалам самой Ниэннах, люди с неродственными идеалами просто не задерживаются в кружке (сфере, "тусовке"?) Ниэннах.

Фактически, все три варианта поведения представителей первого поколения, рассмотренные выше, способствуют либо сохранению дискретности фэндома, его разделению на группы по различным критериям (варианты Эльрин, Ниэннах), либо усугублению данной дискретности за счет снижения комплиментарности отношений между отдельными представителями различных групп (вариант Кэтрин Кинн). В результате, отдельные герои первого поколения становятся для представителей второго и третьего поколений антигероями или чудовищами58.

Возможен и более перспективный вариант взаимоотношений - диффузное взаимопроникновение идеалов, сближение их друг с другом. Достаточно ярким примером подобного варианта можно считать А. Свиридова или Хатуля, чье поведение явно обладает отдельными чертами третьего поколения. Кстати, при анализе упоминаний представителей первого поколения в дискуссиях и диспутах фэндома нетрудно установить, что именно эти персоналии вызывают меньше всего нареканий со стороны представителей второго и третьего поколений.

Однако подобный путь развития потенциально опасен возможностью растворения индивидуального идеала в мутной воде неопределенностей идеала третьего поколения. Особенно опасен - для представителей второго поколения, взаимодействующих с третьим. Печально наблюдать, к примеру эволюцию Гарета-Вальрасиана от наивно-бескомпромиссного автора "Анатомии апокрифа" к благодушному всеядцу, в своих аннотациях и рецензиях положительно оценивающему диаметрально противоположные явления. Помимо этого яркого примера можно привести массу других - менее ярких, но также значимых.

Другая значимая особенность фэндома - существование такого явления, как ниэннизм. Казуальные и, частично, эстетические элементы идеала этого течения прямо противостоят соответствующим элементам классического толкиеновского идеала, но при этом в глазах значительного числа членов фэндома ниэннизм является составной частью толкиенизма. Существование "Черной книги Арды" и, в особенности, ниэннизма, как явления, обуславливает специфичность фабулы развития российского фэндома в целом. Влияние этих явлений так или иначе сказывается почти на всех значимых явлениях жизни фэндома. Очевидно такое явление, как обширное творчество по мотивам "Черной книги" и многообразная публицистика по данной теме (в одной лишь "Библиотеке Тол Эрессеа" находится более 30 литературных произведений по мотивам творчества Ниэннах и более 50 публицистических текстов, а судя по нашим наблюдениям, отнюдь не все тексты данной тематики представлены на этом сайте), однако оно в большинстве своем не является значимым фактором в функционировании фэндома. Важнее влияние Ниэннах на произведения, не являющиеся непосредственным развитием сюжетов Ниэннах или полемикой с ними, но использующие отдельные образы или сюжетные ходы "Черной книги Арды": "Хроники деяний Эльдар и Атани", "Лэйхоквенту", "Сказку", "Книгу хроник Арды", "Пески универа", "Странники Семизвездья" и т.д. Эти вполне самостоятельные произведения могли бы появиться и вне культурного контекста, созданного "Черной книгой Арды", но она придала им специфический оттенок.

Возникновение "Черной книги Арды" немедленно вызвало массовое оппонирование ей стороны значительной группы "традиционных толкиенистов". Это противостояние стало одним из фабулообразующих факторов российского фэндома. Прежде всего, в условиях существования нескольких конкурирующих идеологических схем неизбежно возникает рост требований последовательных представителей той или иной схемы к самим себе59, что положительно сказывается на культурном уровне фэндома в целом, способствует росту или, по меньшей степени, консервации текущего идеала. Противостояние ниэннистов и антиниэннистов способствует также и развитию литературы фэндома. Начинается традиционная борьба снаряда и брони - для доказательства каждого нового тезиса требуются новые литературные средства, потом оппоненты изобретают новые литературные средства для опровержения этого тезиса и т.д. и т.п. Развивается стилистическая и сюжетная база фэндома в целом (сопоставьте хотя бы "Сказку" и "Торжествующую ересь" Дарта Вэйдера, "Верховного короля" или "Встречу" и "Повесть о последних князьях Андуниэ" Эленхильд, "Черную книгу Арды" первого и второго изданий. Во всех случаях наблюдается существенное улучшение идеологической компоненты произведений, рост ее цельности и непротиворечивости). Способствует это противостояние также и развитию других сфер толкинистской жизни - публицистики (сравним блистательную статью Mrs Twinkle и многочисленные антиниэнистские статьи 1994-1998 гг. (даже весьма удачные "Карманные боги" Ю. Морозовой не могут сравниться с ней), игротехники (см. концепцию ХИ-2000 и отзывы о данной игре от участников) и др.

Однако вышеназванное противостояние имело и некоторые другие, менее позитивные последствия. Как было показано в ч. 3., в условиях сохраняющегося фабульного конфликта, происходит в той или иной мере сближение идеалов или образов поведения героя и его антипода (чудовиша, антигероя, суровой природы и т.д.). Это происходит и в случае описываемого противостояния. На протяжении 1995-2000 гг. происходит последовательное перенятие наиболее последовательными антиподами Ниэннах тех или иных ее качеств. Наиболее ярким примером этого является опять таки Кэтрин Кинн, причем она перенимает как раз не столько черты реальной Ниэннах, сколько черты мифологизированного образа последней ("Справочник начинающего страдальца" Румила, образ Элен в "Сказке" Дарта Вэйдера и Анакина Скайвокера). Обидчивость и ранимость, нехарактерные для раннего образа поведения Кэтрин Кинн (судя по статьям в "Талисмане") постепенно начинают усиливаться. Характерно, что всего за два дня, всего на одной ДО Кэтрин Кинн смогла увидеть 3 (!) оскорбления для себя60. Еще более характерен текст Дарта Вэйдера о реальных страданиях Кинн и Эленхильд в противовес виртуальным и надуманным страданиям Ниэннах, тем более убедительный, поскольку написан от третьего лица61. Другой не менее негативный пример - Вальрасиан и Петр из Вероны, в своей "Книге хроник Арды", носящей явный антиниэннистский оттенок, почти дословно калькирующие ряд формальных приемов Ниэннах, что при качественно отличном этическом, казуальном и функциональном идеале создает дисгармонию исповедуемого (и проповедуемого) идеала с эстетическими средствами, используемыми для его выражения, что с неизбежностью снижает художественные достоинства произведения и порою даже придает ему откровенно комический оттенок

Но и ниэннисты не стоят на месте. То, что было преимуществом для их оппонентов, для них становится недостатком и идеал ниэннизма постепенно приобретает черты идеала "классического толкиенизма". Достаточно сравнить сообщения Ниэннах на WWW-доск (2001 г.) и сообщения Ниэннах на ГК АнК (1998 г.), чтобы увидеть, что Ниэннах стала значительно мягче, толерантнее, уверенней в себе, спокойнее, но, в то же время, суше, скучнее, академичнее и отстраненней62. Особенно ярко эти изменения видны при сопоставлении первой и второй редакций "Черной книги Арды". Не случайно ниэннисты-поклонники первой редакции "Черной книги Арды", как правило, резко отрицательно восприняли публикацию второй редакции.

И, наконец, третий фабулообразующий фактор, влияющий на специфику развития фэндома - его внутренняя сегментация, основанная, выражаясь терминами Л.Н. Гумилева, на высокой концентрации носителей слабой положительной пассионарности в фэндоме. Это приводит к низкому объему базовых социальных единиц фэндома (клубов, команд, компаний и т.д.) при их значительном количестве. Соответственно, в отличии от стандартной модели развития идеалов, одновременно сосуществует ряд субсоциумов, у каждого из которых есть свои идеалы и свои герои, которым соответствует свой набор чудовищ и антигероев. Говорить о некоем едином характере развития идеалов фэндома и смене поколений не вполне правомерно, выделенное выше - лишь некий магистральный путь развития фэндома, от которого отходит и к которому присоединяются множество альтернативных вариантов развития. Это в сочетании с высокой скоростью трансформации идеалов (в особенности казуальной и функциональной их компоненты) в фэндоме63 обуславливает значительно большую степень вариативности фэндомских идеалов, их мобильность и вариантность. В этом - источник бесконечных идеологических конфликтов в фэндоме, его неустойчиовсти в краткосрочной перспективе, но в этом же - залог его долгосрочной стабильности и основа обширного потенциала развития фэндома.

Резюме

Фэндом представляет собой сообщество людей, объединенных некоторыми общими интересами, ценностями и предпочтениями, т.е. имеющих общие черты в природе их идеалов.

Источником формирования толкиен-фэндома, как самостоятельного субсоциума, являются произведения Толкиена, играющие роль своеобразного фильтра при формировании этого субсоциума. Именно поэтому первое поколение фэндома создало плеяду "монстров", несопоставимых с представителями последующих поколений по своей значимости в толкиен-фэндоме. Ключевыми особенностями первого поколения являются толкиеноцентричность и универсальность. Герои этого поколения характеризуются всеми четырьмя компонентами идеала.

Второе поколение приходит уже в функционирующий субсоциум, фильтр оказывается менее жестким, однако по прежнему его представители концентрируются именно на толкиенистских аспектах фэндомского бытия. Тем не менее, в деятельности представителей второго поколения меньше пиетета по отношению к Толкиену, больше интереса к другим литературным мирам. Талантов уровня первого поколения среди второго поколения практически не встречается, поэтому большинство его представителей специализированы в одной-двух областях деятельности (поэзия, проза, публицистика, архивная деятельность, менестрельство, РИ и т.д.). Герои этого поколения более эстетичны и функциональны, нежели казуальны или этичны.

Третье поколение наиболее разномастно и далеко от Толкиена, оно представляет собой более "тусовку", нежели литературное движение. Идеалы третьего поколения варьируются в широких пределах, его герои, как правило, функциональны или казуальны.

Подобная классификация более типологична нежели хронологична, возможны и представители второго поколения, пришедшие в фэндом в 1999 или 2000 г. и представители третьего, пришедшие в 1996. Кроме того, необходимо учитывать, что идеалы со временем меняются и современное состояние идеалов представителей первого поколения может варьироваться в широких пределах. Однако, учитывая определенное родство исходных вариантов идеала, и их современное состояние сохраняет определенные общие черты.

Возможно выделить ряд фабулообразующих факторов развития фэндома. Важнейшими из них являются дисперсность (наличие множества подгрупп в фэндоме, обладающих своим идеалом и антидеалом), существование ниэннизма, как течения в фэндоме (обуславливающее непрерывность конфликтов в фэндоме, поддерживающих качественный рост участвующих в противостоянии сторон) и одновременность существования нескольких идеалов, обуславливающая непрерывное взаимодействие этих идеалов, либо консервирующее дисперсность структуры фэндома, либо способствующих взаимной диффузии идеалов.

Собственно говоря, все названные выше факторы являют собой три грани одного и того же явления...

Ларт Легиар (ехидно, в сторону): три стороны одной медали.

Однако, их проявления в достаточной степени различны, чтобы имело смысл их выделять.


38. Для того, чтобы избежать субъективности при выборе примеров, в качестве таковых по возможности избирались люди, набравшие наибольшее число голосов в нашем анкетировании. (Подробнее о последнем - см. пункт "Анкетирование: результаты анализа"). Непропорционально высокая доля Вальрасиана в примерах, не соответствующая его реальной значимости, обусловлена двумя факторами: достаточно большим объемом информации о его деятельности (лежит у нас на жестком диске полностью скаченная "Библиотека Тол Эрессеа") и установленной в процессе общения с ним высокой степенью равнодушия к личной критике, что позволяет нам наиболее несимпатичные примеры демонстрировать именно на нем.

39. "Имена, которые мы выбираем" Ниэннах, "Талисман", 1995, N 10.

40. Конечно, отдельные толкиенисты существовали и раннее, но массовый характер это движение, насколько можно судить по открытой информации, приобретает лишь ближе к концу 80х. Увы, авторы не имеют возможности использовать собственные впечатления об этом периоде по причине отсутствия таковых и вынуждены опираться на такие материалы, как "История и любовь" Л. Бочаровой, "Зеркало для пророка" К. Кинн и Рин, ранние публикации "Талисмана" (прежде всего - "Дискуссию о благородстве" и дискуссию "О защите имени") и "Фэн Гиль Дона", и, наконец, воспоминания участников ХИ-91 и 92, а также художественную литературу толкиенистов, написанную до 1992 г. включительно.

41. Далее - Движение.

42. Характерно, что данную позицию разделяют по меньшей мере две видные фигуры толкиен-движения: Сэнта и Кэтрин Кинн ("Той осенью Сэнта сказала мне, что "Властелин Колец" - это своего рода отборочный тест. Я с ней согласна. Читатель либо остается к нему равнодушен, либо начинает его ненавидеть, либо входит в мир Толкина" ("Зеркало для пророка...")).

43. Что отмечается практически во всех воспоминания ветеранов фэндома - отсутствие представителей маргинальных течений толкиенизма на ранних этапах развития Движения. Даже делая скидку на ностальгию, нельзя не отметить редкостного единодушия представителей самых разных групп и направлений в данном вопросе.

44. "От имени и по... шее" Эльрин

45. Приведенное в данном тексте соотношение поколений и сроков носит лишь оценочный, демонстративный характер. Поколения в фэндоме носят типологический, а не хронологический характер, между этими двумя критериями может быть установлена корреляция, но никак не непосредственная связь. Кроме того, необходимо отметить, что неправомерно отнесение к тем или иным поколениям фэндома (по приводимой классификации) сформировавшихся личностей, пришедших в фэндом в зрелом возрасте. Их поведенческая модель и героический идеал формировались безотносительно фэндома и потому к рассматриваемой модели они отношения не имеют.

46. Помимо неоднократно отмеченного феномена "Ниенновских девочек", существуют и другие аспекты данного явления, в частности, отмеченное Б. Фетисовым калькирование образа поведения одних ролевиков другими.

47. Любопытен тот факт, что в данной статье четко позиционируется различие между третьим и первым поколением именно по критерию исповедуемых идеалов ("Итак, Нескучник, естественно идеалам Кинн и Рин не соответствует.").

48. "Душа обязана трудиться, а этого не хочется. Леность души превращает Игру - в игрушку.<...> Неважно, кто: только чтобы продолжали обращать внимание. Появится гипотетическая "Серая Книга Арды" - станем именами из Серой Книги. Именами, за которыми нет сущности. Именами из чужих книг, чужих снов, чужой души ("...неважно! Я лучше знаю! Это Я - Элхэ!.."). Или - из своих, абсурдных, натужно придуманных "квэнт": дочь Саурона! Сын Назгула и эльфийки! Вторая жена короля эльфов!.. Главное - НЕОБЫЧНО" ("К дискуссии о феанорингах на "Тол-Эрессеа" Элхэ Ниэннах). Хотя нельзя всецело согласиться с оценкой мотивации носителей подобных квент, предлагаемой Ниэннах, поскольку помимо духовной лености могут быть и другие побудительные причины такого поведения, однако нельзя не согласиться с оценкой распространенности квент этого рода среди третьего поколения, как с симптоматичной.

Можно также отметить, что приведенная цитата сама по себе является ярким примером конфликта поколений, связанного с несходством идеалов. Для Ниэннах (первое поколение), в рамках ее идеала, сложно представить себе иную мотивацию для самопозиционирования, не соотносящегося с ее эстетическим и этическим идеалом, нежели отсутствие идеала вобще.

49. В то же время, следует отметить, что первые прецеденты подобных конфликтов засвидетельствованы еще в 94-95 гг. См. дискуссию "О защите имени".

50. Наиболее жесткое выражение позиция первого поколения по отношению к третьему и частично второму поколению нашла в словах Кэтрин Кинн "90% так называемых толкинистов - это тусовка, невежественные, неаккуратные, вызывающе себя ведущие люди. Открыто заявляющие о своем превосходстве над "толпой, реалом и цивилами". Погруженные в какие-то грезы маргиналы. Ничего не читают, ничего не смотрят, ни в чем не разбираются, тусуются, колдуют, ищут учителей смысла жизни и ждут похвал своей графомании и своим талантишкам" (Доска объявлений "Арды-на-Куличках, 23.05.01)

51. Последовательным выражением этой позиции является статья В. Гончарова (Ульдора) "Будущее - в прошедшем?", декларирующие, в частности, что "элита закукливается, стремится резко ограничить доступ в свой круг, ибо в противном случае ей грозит девальвация статуса"

52. "Талисман", N 10, 95

53. Здесь имеет смысл говорить о кластере или субконтинууме. Если рассматривать идеал, как точку в n-мерном пространстве, характеризуемую соответствующими неформализуемыми координатами (интеллект, смелость, идеологические позиции и т.д.), то кластер выступает как группа близких друг к другу точек, к примеру вписанных в n-мерную сферу.

54. Необходимо отметить, что Кинн - единственный известный нам член фэндома, которому хватило мужества и честности признать свою склонность к доминантности. ("Четвертым доминантом была я", сообщение на ПЛ "Worlds" от 06.03.00). Согласна с этой характеристикой и Эльрин ("Кинн выпускает ТАЛИСМАН и старается быть в каждой бочке затычкой", дискуссия "О защите имени"). Хотя, как представляется нам, реально людей обладающих таким стремлением в фэндоме значительно больше одного, но лишь в данном случае этот факт можно считать документально подтвержденным.

55. Примеры тому - сообщения К. Кинн в конференции ФИДО su.sf&f.fandom от 01.10.00 (ссылки на 7 авторов и 4 инструмента исторического исследования (компаративистика и пр.) на 2,5 КБ текста), в конференции ФИДО su.books от 11.02.01 (ссылки на 5 источников), финальная часть комментариев к статье Мормахара в дискуссии "О благородстве", опубликованной в "Талисмане" (4 источника), сообщения на ПЛ "Worlds" от 25.06.00 (ссылки на 8 авторов, 10 поэтических школ и 1 методологический подход), 28.06.00 (ссылки на 117 имен на 2,5 КБ текста).

56. Не случайно сама Ниэннах неоднократно утверждала, что не читает критических статей о ЧКА.

57. Подчеркнем - речь идет именно о неродственности, а не об антагонизме, первое значительно шире.

58. "Однако как определить, интересен ли текст, не читая его? Теперь у меня есть способ. Ежели Дарт Вейдер, Анакин Скайвокер или Кэтрин Кинн написали на текст разгромную рецензию, из которой на клавиатуру компьютера потоками течет желчь, то вещь стоит прочитать" (Ассиди "Для тех, кто в ведре или Шаг вправо, шаг влево считается побег")

59. Вспомним хотя бы дискуссию "О благородстве" в "Талисмане" ("Открытое письмо" А. Хромовой, "Талисман", N13, 1995 г., "В защиту Тьмы" Мормахар, "Талисман", N15, 1995 г.)

60. Сообщения Кэтрин Кинн на ДО АнК от 14.12.00 (тред 2750), 15.12.00 (треды 2733 и 2754).

61. Сообщение Дарта Вэйдера на ДО АнК от 11.02.01, тред 142.

62. Работа над текстом была уже завершена, когда в наши руки попали тексты последних выступлений Ниэннах на WWW-доск. В них впервые в публичных выступлениях Ниэннах (по меньшей мере, из известных нам) появилась едкая ирония и жесткая позиция, характерная для выступления Кинн 5-летней давности.

63. По сравнению с естественным развитием больших социумов


Размещено: 28.08.01