Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Тилис

Бред в лунную ночь

О глюколовстве спорят давно и продвинуто. Но вряд ли можно усомниться в том, что хотя бы начала этого искусства необходимы каждому игроку - ведь без этого немыслимо погружение, то есть отождествление себя с отыгрываемым персонажем, а без этого, в свою очередь, не может состояться игра.

Сколько уже было игр, в конечном итоге превратившихся во всеобщую маньячку, питье водки и массовой ночное купание с ловлей бабочек - а все из-за того, что мастера не позаботились о должной глубине погружения!

Были, правда, и примеры противоположного свойства - но, как правило, со стороны отдельных чересчур продвинутых личностей. Так, в Хабаровске один парнишка настолько глубоко вошел в роль Горлума, что у него начали выпадать зубы ("у нас их шес-сть, моя прелес-сть"). Игрокам постарше наверняка памятен и дикий случай с Маэдросом из Казани, который еще на первой "ХИ-шке" (если я не ошибаюсь, именно на первой) поклялся именами Валар, что на следующей игре он непременно будет Маэдросом - и через полтора месяца ему отхватило циркулярной пилой правую кисть. Случалось и так, что "съехавшую крышу" удавалось водворить на место лишь в условиях психстационара. Но все эти эпизоды получали широкую известность именно потому, что были редкостью. Никому и в кошмарном сне не могло привидеться, что на какой бы то ни было игре мастера начнут силой загонять в глюк всех игроков без разбора.

Однако в последние выходные августа 2001 года на "Шекспировке" под Питером именно это и произошло.

Настораживало уже то, что игра была заявлена "по Шекспиру". Шекспир, безусловно, неотделим от сцены - но еще со времен античного театра сцена должна быть отделена от зрительного зала, это необсуждаемое правило. А тут игроков буквально силой тащили через весь полигон в театр и для начала заявляли: "Приветствуем вас в замке Эльсинор, при дворе короля Дании".

Кто-то из народа попытался возмутиться: у нас, мол, королева Елизавета. Но внимания на это обратили не больше, чем на блеяние барана, которого волокут в ворота мясокомбината. Засим артисты вместе с публикой принялись ставить "Гамлета", по ходу дела обезображивая его до полной неузнаваемости. Режиссировал это действо некто Фарин из питерской "Школы игрока".

В конце концов двое невольных участников этого беспредела решились на побег. По просеке, обтянутой черным полиэтиленом и освещенной тусклыми свечами, они, как им казалось, вышли к переправе. Но ее не было, а две ошивавшиеся рядом девицы на прямо заданный вопрос ответили буквально следующее: "Здесь нет никакой переправы, здесь только кладбище". Какой эффект могут произвести подобные фразы в полночь и при свете полной луны - по-моему, достаточно ясно.

По всем законам жанра здесь я должен заявить, что подобная организация игр не требует комментариев.

Но, к сожалению, это не так. Комментарии необходимы хотя бы потому, что здесь все вышло случайно, просто в силу того, что мастера заранее договорились не нести ответственности за действия друг друга. А вот на последней игре Ларисы Бочаровой, более известной как Лора Провансаль, целью игры были официально провозглашены "изменения в личности игрока" (подлинная цитата из правил). Изменения в личности происходят постоянно, но все ли они благотворны? И можно ли оценивать качество игры по количеству сдвинутых крыш?

А ведь были когда-то обжигающе красивые "Альбигойские войны". Правда, кое-что настораживало уже тогда - в частности, настойчивое желание уже упомянутой Лорки сделать альбигойцев героями. Она, вероятнее всего, просто где-то слышала краем уха, что были такие люди, которых сжигали на кострах нехорошие инквизиторы - и вдохновилась, не дав себе труда выяснить, за что же их все-таки жгли. А ведь это была откровенно манихейская секта, договорившаяся до того, что Бог и дьявол суть одно и то же, да еще практиковавшая ритуальное самоубийство с целью избавиться от власти "богодьявола".

И вот тут, наконец, настало время поговорить об одной очень неприятной тенденции, в последнее время проявляющейся в фэндоме все яснее и яснее. И мастера, и игроки вечно куда-то торопятся. Такое чувство, что им не терпится удивить почтеннейшую публику, вытащить результат своей спешки на полигон и пустить его по миру, не задумываясь о последствиях. А ведь есть области, в которых экспериментировать нельзя. Просто потому, что нельзя. Помните, у Маяковского: "украсим праздники… окровавленными тушами лабазников"? Так вот: лично Владимир Владимирович ни одной окровавленной туши не сделал. Сделали другие, которые восприняли эту строчку как руководство к действию.

А ведь раздуть мировой пожар сейчас куда легче, чем столетие назад. Кто в этом сомневается - пускай вспомнит недавний теракт в США. Для того, чтобы облить авиационным керосином чуть не полгорода, хватило всего нескольких подонков с "изменениями в личности".

Нет, далеко не всякие "изменения в личности" благотворны и могут приветствоваться. И если они проводятся в массовом порядке - должно уж очень повезти, чтобы из этого вышло что-то хорошее. Тем более - когда подобные вещи делаются насильственно.

Вот почему меня очень пугает пионерия, желающая получить все сразу и немедленно. Не обзаведясь, условно говоря, неким минимально необходимым культурным багажом, они пытаются мастерить и играть "Гамлета". С тем же успехом можно прежде азбуки читать Библию.

Но если этого багажа нет - то на его месте будет та самая пустота, которой природа не терпит. И в этой пустоте будет появляться любая дрянь. Любой бред в лунную ночь вкупе с Шекспиром наизнанку.

Прошлой зимой мне на глаза попался номер "Известий" со смачным описанием сцены, подсмотренной в Эгладоре. Один олух спрашивал у другого: "Ты кто?" - "Я Бэтмен." - "Ну ладно. Нарекаю тебя Бэтменом." - и сыплет ему на голову пригоршню снега. Дело даже не в том, что это издевательство над обрядом крещения. В конце концов, как умеет, так и крестит. Дело в том, что все это лишено какого-либо исторического, литературного или культурного контекста. И именно поэтому остается только вульгарный стеб - может быть, даже вопреки желанию участников.

Есть, конечно, и хорошие игры, и прекрасные клубы. Таковы московский "Орден Лунного Храма", Тверской городской клуб, целый ряд других. В свое время мне не просто понравилось - буквально потрясло "Скрещение путей", организованное в 2000 году ярославским клубом "Ородруин". Грустно, что ярославцы мастерят свои игры очень редко. Но зато, если это удается - возникает нечто незабываемое.

Но в общем и целом положение фэндома нельзя назвать благополучным, и обвинять в этом нам некого, кроме себя. Кое-кто даже считает, что фэндом так же исчерпал себя, как и Эгладор. Нет, просто окружающая нас реальность уже перешла в иное качество. Мир изменился - и что-то изменилось в повестке дня. Прежнее движение потеряло смысл. Были люди, которые хотели его продолжать, но мы сами легко согласились с тем, что идея Эгладора осталась в прошлом - и сами, своим неучастием превратили его в поганище.

И все же не будем осуждать старых эгладорцев, к которым, смею надеяться, принадлежу и я сам. Они сделали свое дело - собрали нас всех вместе. И если мы сейчас разошлись по своим клубам, то это не значит, что жизнь фэндома окончилась. Просто конец фэндома становится (смею надеяться) началом фэн-движения.

Что делать?

Наверное, прежде всего набраться терпения. Торопливость нужна только при ловле блох. Об этом надо помнить. И еще - о том, что временных изменений в личности не бывает. Если ты один раз побывал в бою - пусть даже игровом - это уже навсегда.

С этим знанием живут немногие, но они есть, и именно ими мы еще живы.

Размещено: 21.10.01