Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Вячеслав Михаилов

Пилим сук, на котором сидим

Прежде всего, я хочу представиться, так как на форуме сем выступаю впервые. Я из клуба крымских ролевиков – реконструкторов, недавно увлекшийся творчеством Толкиена и историей средневековья.

Статьи о влиянии школы на понимание фендома, кои были на форуме представлены, не оставили меня равнодушными. В частности статья Рамендика.

С тем, что Диме давно уже опостыла учеба, и он последовал бы за любым другим движением, я вполне согласен. Также согласен с тем, что к счастью своему, он попал к Толкиенистам. Но причина здесь на мой взгляд не в школьной зубрежке, а в личной философии человека.

Что такое среднее школьное образование? В школе дается так называемый минимум знаний, для получения учеником стандартного кругозора за 10 лет обучения. Будет развивать человек свой кругозор в вузе, или не будет, бросив школу после 8го класса – его личное дело. В твоей статье, Рамендик (надеюсь, что за “ты” не обидишься), сказано, что советская школа (кстати, она давно уже не советская, и в ней давно уже не было слышно антифендомовской пропаганды) – враг фендома, и что школа – виновник многих бед. Каких бед?

Несомненно, ничто не совершенно. Укажу две отрицательные стороны обучения в школе:

1. Монотонность. Все одно и тоже – в то же время, на том – же месте, те же лица. Эта монотонность жизни приходится как раз на тот возраст, когда формируется личность 6 – 16 лет, когда все воспринимается особо чутко. Дабы избежать этого, совет психолога – сменить школу. Однако я ухожу от темы.

2. Неизбежное влияние класса, с которым проводишь 10 лет. Естественно, подстраиваешься под них, и становишься правильнее, прямолинейнее, что вредит свободному мышлению.

В том, что кто-то испытывает неприязнь к наукам, считает знания лишними, не понимает их значения, кому-то учеба не интересна, школа не виновата. Обучение – обязательно.

Почему, спросишь ты. А представь себе мир без “врага”. Представь со всеми “прелестями” этого мира – неумением писать, читать, полная остановка научного прогресса, примитивный уровень медицины. В общем, возвращение назад, на уровень средневековья. При такой деградации уже никому будет не до фендома, не до Толкиена, и вообще, потеряется тот колоссальный фонд знаний, долгие века накапливаемый человечеством. Итак, остановились на том, что учеба обязательна. Какая разница, где она будет проходить – в школе, на дому или где – то еще. Значит, по – твоему выходит, что фендом не может существовать без “врага”, который есть виновник его каких – то бед?

Конечно, каждый воспринимает фендом по-своему. Одному достаточно махать мечом во вечную славу героев прошлого, даже не интересуясь, кто собственно они есть (Ни в коем случае не бери это на свой счет, Рамендик, я это говорю для примера). Другие же, хорошо изучив творчество Толкиена, творчество средневековья вообще, чтобы почувствовать дух того времени, о котором писал Толкиен (11 – 13 век, Британия, а Профессор собирал легенды этого времени), занимаются настоящей реконструкцией. И на таких людях, к сожалению, их осталось немного, держится Толкиенизм.

А где, как не в школе мы ПРИВЫКАЕМ ДУМАТЬ, развиваем свой интеллектуальный уровень. Человек необразованный, не привыкший думать, да и просто невежественный, не напишет сюда статью, озаренную хотя – бы не глубоким смыслом. В школе мучат зубрежкой до такой степени, что человек привыкает быстро читать и при этом улавливать смысл, самое главное. Учится на учебниках понимать, как автор объяснил материал. А когда научится, то начнет задумываться на книгами, начинает находить в них не просто описание действия, а то, что хотел сказать автор. Привыкает усваивать быстро материал, любой, хотя – бы Хоббита. А разве не в школе мы впервые начинаем анализировать произведения? Такое мучение разве не полезно. Сам Профессор ясно понимал, что есть учение.

Так зачем же мы, набравшись ума – разума в школе, научившись там почти всему, что умеем сейчас, ибо после 16 прогрессивное развитие прекращается, и человек остается каким был, отвергаем все это, не задумавшись называем школу врагом?

Во все времена древнего мира, средневековья, нашего времени, у всех народов, когда либо существовавших и ныне существующих, у воинственных северных варваров, варягов, викингов, у древних греков, турков, евреев, везде знания ценились. В то время школы были доступны только узкому кругу людей, и люди ценили обучение, понимая его важность. А сейчас нас учат всех без исключения насильно, и у нас доступ к обучению есть, и мы его не ценим. А вот коли мы его потеряем (не дай бог такому случиться) тогда и оценим.

Так зачем пилим сук, на котором сидим, чтобы потом с ужасом подумать: “Надо – же, а ведь я и впрямь был не прав”? Мало того что фендом будет пониматься как сказка, в которую нужно просто играть, остальные литературные течения тоже “выцветут”.

А пока у нас нет альтернативе школьному обучению, к сожалению, нету другой ветки, чтобы сидя на ней пилить старую. Многие прикрывают своим недовольством школой простую лень или нежелание учиться. Хоть и трудно, но это как бы испытание на волю, выносливость. Даже тупой может хорошо учиться, а умный из – за лени может вредить самому себе. Может быть вы, слушатели, и в частности ты Рамендик, представляете себе это как – то иначе. Ничье мнение не идеально. Критика, обоснованная конечно, приветствуется мной.

Это очень серьезный вопрос, о школе. Не только для фендома, но и для всего остального. Хорошо, что люди хоть иногда задумываются над тем, зачем они учатся. Только задумываются по серьезному. Просто прежде чем говорить, что мол это плохо, это никуда не годится, надо предложить что-то взамен. Иначе просто ничего не будет.


Своей статьей я не хотел никого обидеть. Прошу прощения, если статья написана скучно.

С уважением,
Вячеслав Михаилов

09.01.2002

Размещено: 12.01.02