Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Мориэль

"Никаких островов, никаких миров..."
или
то, во что мы верим...

У каждого есть своя вера, своя Эстель, то, что мы могли бы назвать стержнем, вокруг которого и строится все остальное - мысли, воззрения, отношения... Говоря словами Кастанеды, это некая точка сборки, позволяющая нам видеть мир именно так, как мы его видим, а не иначе... Она формируется в течение всей нашей жизни под воздействием книг, чужих идей и мнений, всего окружающего нас мира вообще. И процесс этот не имеет конца, впрочем, с годами он замедляется, наши взгляды становятся более оформленными и четкими, и для их кардинального изменения нужна действительно веская причина. Впрочем, наша вера имеет еще одно свойство - мир, созданный нами, необыкновенно хрупок и, несколько поэтизируя, можно сказать, что он может разбиться от одного неловкого движения. Его "устойчивость" во многом зависит от самого человека - кто-то от внешнего воздействия просто "закроется", замкнется внутри себя, кто-то потеряет ориентир или, если хотите, некое душевное равновесие - свою веру. Так что же заставляет человека идти на этот риск и открывать другим свой мир? Имеет ли это смысл? Можно назвать несколько причин... Например, попытка навязать свой мир другому, заставить его поверить в то, во что веришь ты сам, и, тем самым, сделать свой мир более реальным для себя самого. Тут есть еще и элемент тщеславия, не правда ли? Моя вера весомее, раз ее разделил кто-то еще, отбросив свою собственную... Но весомее ли? И в чем же измеряется вес веры? Да и разделит ли вашу веру сколько-нибудь сильный человек, способный самостоятельно мыслить, предаст ли он свой собственный мир ради еще чьего-то? На мой взгляд, такое бывает нечасто, да и то лишь с теми, чья вера еще не сформирована и кто находится в поиске. Если так, то это не продлиться долго, потому что для человека мыслящего предпочтительнее свой собственный путь. Впрочем, это только моя точка зрения и здесь я могу ошибаться... Другая причина, более логичная, как мне кажется - обмен информацией с возможностью обогатить свой мир или же подкорректировать его... Людей, уверенных в своей правоте "на все сто", не так уж и много, да и уверенность такого рода мало кто назовет разумной. Разве не доказали еще софисты всевозможных мастей, что абсолютной истины на Земле нет, и на любой аргумент найдется контраргумент. Ведь иначе люди давно бы ничего не искали... Но раз так, раз любые попытки "укрепить" свою веру доказательствами - бессмысленны и всегда найдется тот, чья позиция будет прямо противоположной и истинной для него самого, зачем же делится ей? Напрашивается вопрос, зачем тогда вообще верить? Но не верить человек не может, такова уж его природа. Считается, что синонимом слова "атеист" может быть слово "неверующий", но это, естественно, неверно, ведь и атеист верит во что-то, а уж в себя ли, в силы природы или же в случайность, какая разница? Не думаю, что найдется хоть один человек, которого можно назвать неверующим в широком смысле слова... Да и вера не сводится к одной лишь вере в Бога. Тут-то мы и сталкиваемся с проблемой веры и уверенности. Эти слова имеют один корень, однако, значение их различно. Уверенность может быть фундаментом веры и основываться на каких-то более или менее логичных доказательствах, однако вера может быть лишенной этого фундамента и при этом оставаться верой. Ибо она не нуждается в уверенности, основываясь на чем-то более глубоком, что я предпочитаю называть сакральным. Но если нашей вере не требуется никаких "внешних" доказательств, кроме тех, что мы сами для себя создаем, она не нуждается и в корректировке извне. Тогда весь этот обмен мнениями представляется мне лишенным смысла... Возможно, что это просто интерес, подобный тому, с которым мы, являясь, скажем, христианами, изучаем буддизм или ислам, не собираясь, однако, хоть как-то менять свою веру. Своего рода способ расширить кругозор. Звучит довольно невинно, не так ли, но почему же тогда нам бывает так больно или неприятно, если нам не верят и не высказывают должного уважения по отношению к нашей вере? Уж не религиозный фанатизм ли это? Значит, нам важно, чтобы нам поверили, важно быть не просто выслушанным, но и понятым, важно какое-то подтверждение, что не все напрасно, не все всуе... Тогда позволю себе предположить еще одну причину - одиночество, то самое банальное одиночество, чей след можно найти чуть ли не в каждом втором стихотворении, музыкальном произведении, картине... Одиночество, свойственное не только европейцам, как приняло считать, но и всему человечеству. Одиночество, которое поселилось в душе человека тогда, когда он осознал, что никогда не будет понят другим, да что там, что даже он сам никогда до конца не познает себя... Но даже понимая всю тщетность этого желания, мы не бросаем надежды быть понятыми и снова и снова бьемся в стену чужого разума, пытаясь докричаться: вот он, мой мир, поймите же его, просто поймите... Но у каждого есть свой мир, которому тоже требуется понимание... И тут уж не до чужих миров и не до чужого одиночества... Вот и получается, перефразируя песню, что никаких островов, никаких миров, кроме своего мира нет. А раз так - то нет и края одиночеству, царящему в душе каждого...

Леди Мориэль
2001-06-17

Размещено: 08.07.02