Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Василиск

Тёмные мысли
или
Об инфантильном толкинизме

Дети и дикари боятся темноты, проецируя на неё свои страхи. Вообще страх темноты - одна из самых распространенных фобий. Этот страх тесно связан с таинственностью мрака, это проявление боязни всего неизвестного. Только потом, взрослея человек и культура в целом перестают слепо бояться неизвестности, и на смену страху приходит любопытство и желание познать тайну, "сокрытую во мраке".

Один из основных архетипов бессознательного по К.Г.Юнгу - Тень. Это наш двойник, наделённый всеми отрицательными качествами, вытесняемыми при самооценке. Чем более добрым, чистым и возвышенным считает себя индивид, и чем меньше к тому оснований, тем чернее соответственно его Тень(помните "Портрет Дориана Грея"?). Она также проецируется вовне, проявляясь в склонности видеть у врагов именно те пороки, которые не осознаются у себя.

Если обратить внимание на историю жанров Fantasy и Horror, то прослеживается четкая зависимость: нетерпимость к "силам тьмы" и их демонизация характерна для готических романов и книг викторианской эпохи - когда общественный моральный кодекс был наиболее жестким и нетерпимым, когда господствовало лицемерие, пуританство и ханжество. При этом проявления "зла", описанные в этих произведениях исключительно примитивны и носят явные следы фрейдовских комплексов. Такая с позволния сказать "тьма" (которую правильнее назвать деградацией) естественно может привлечь разве что психопата. Более глубокое проникновение в сущность Тьмы, начатое ещё Э.А. По, происходит в 20в., в наиболее яркой форме у Дж.Р.Р. Толкиена и Г.Ф. Лавкрафта (при этом отношение к Тьме у них противоположное). А у современных авторов мы можем наблюдать терпимость и даже сочуственное отношение к тёмным персонажам (у А.Сапковского например).

Рассмотрим теперь претензии к Тьме (пояснение: светлые без кавычек - персонажи книг, а "светлые" - наши современники, аналогично про тёмных) у её нынешних оппонентов(не у всех "светлых"!). Итак, что приписывается Тьме и её сторонникам?

а) жестокость (хотя в "Сильмариллионе" она отнюдь не прерогатива только тёмных)

б) агрессивная ксенофобия (якобы "они ненавидят эльфов и вообще всех светлых")

в) глупость (как тут не вспомнить "окончательную победу Добра над Разумом")

ну и т.д. Далее очевиден вывод о "тёмных", их морали и идеалах. По-моему налицо очень четкое проявление архетипа Тени. Самое забавное - это приписывание "тёмным" _своего_ понимания Тьмы как однозначно злой и агрессивно-жестокой силы. Такие понятия как тепло, уют, дружеское участие в их представлении во Тьме не существуют. А собственно почему? Потому что так видят "светлые"? Во всяком случае из книг Толкиена это никак не следует, у него Тьма глазами тёмных вообще не описана (в отличие от Валинора). Мелькор и Саурон используют её только как орудие(и оружие, конечно), из чего и возникла устойчивая ассоциация Тьмы со смертью и злом. У орков как известно представления противоположные (по той же причине для них Свет = боль и смерть). Ещё один "аргумент" против Тьмы - декларации темных персонажей о том, какие они злые и жестокие. Ну посудите сами - все крупномасштабные злодеи в нашей истории считали себя носителями добра и справедливости! Так что это похоже на аберрацию восприятия - через пересказ заявлений этих персонажей светлыми(которые естественно по-своему интерпретировали слова темных). Да и кроме того, только инквизиторы (ну ещё Вышинский) считали главным доказательством признания обвиняемого. К счатсью не все "светлые" разделяют взгляды авторов "Молота ведьм"...

P.S. Пара слов о Ниенне: в представлении Эру олицетворением Зла я вижу древнюю гностическую традицию - ереси катар, альбигойцев и т.д. Налицо аналогия между взаимоотношениями Рима с ересиархами и Света с Тьмой на Арде(вернее Арте), да и соотношение сил примерно такое же(если учитывать вмешательство Валар), да и методы схожи. Чем всё это закончилось в нашей истории общеизвестно. А вот появятся ли в четвертой эпохе свои Лютер и Кльвин, и может ли она стать аналогом нашего возрождения?..