Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Яркъелд

Просто ответ на статью Василиска

He'd cast Celestial Down, then Darkest Hour to mix all the colors; next time he'd cast Light of Day and then Dread of Night, making me forget what's black and what's white...

(из жалобы начинающего боевого мага)

Мы все боимся тьмы. Только не той, которая царит в темных комнатах и укрывает землю во время новолуния, а той, которая сидит в глубине нас самих, бездонной тьмы подсознания, закрытой для нашего разума, пугающих архетипов нашего доисторического прошлого, черной дыры полуживотных инстинктов. Это - страх не неизвестного, но априорно непостижимого, страх вечной слепоты и беспомощности.

Порой человек не в силах бороться с этим страхом, и сдается, принимая тьму. В его глазах этот акт - своего рода индульгенция за все зло, которое он причинял и причинит. Отдать себя целиком во власть подсознательного означает принятие веры в предопределение и рок - слова-пустышки, отлично подходящие для списывания своих, отныне неосознанных мотиваций и поступков, на счет враждебных внешних сил, призрачных пантеонов злобных Вершителей Судеб, завистливых и мстительных божеств. Честная и открытая борьба со своей Тенью превращается в ее персонификацию, что приводит к болезням личности вплоть до ее раздвоения. А Тень-то никуда не вырывалась, и продолжает свою разрушительную работу по-прежнему изнутри, что придает эпической борьбе "потемневшего" человека черты мазохизма.

Тьма и литература. Как-никак, писатели - тоже люди, и мы вправе ожидать от них субъективных ассоциаций, более-менее схожими с нашими. А с чем ассоциируется тьма у простого обывателя? С выходящей на охоту пьяной шпаной. С кромешным зимним утром, когда напрочь отказывается заводиться двигатель. С ночной сменой, которую приходиться сидеть на голодный желудок. Не мудрено, что художественные образы, так или иначе связанные с тьмой, обычно не отличаются изобилием положительных качеств.

На самом деле, конечно же, не существует ни Света, ни Тьмы (последней - хотя бы в силу того, что она является просто отсутствием Света). Перед нами - всего лишь один из многочисленных архетипов-дуализмов, заложившихся в человеческое сознание на категориальном уровне в незапамятные времена, когда наши далекие предки только-только столкнулись с проявлением (только проявлением, не природой!) закона антагонистичности окружающего мира. Тьма и Свет, Закон и Хаос, Добро и Зло, Инь и Ян логично продолжили изначально осознаваемый дуализм мира и общества: смену дня и ночи в природе, разделение человеческой расы на два пола а примитивных социальных образований - на "своих" и "чужих"...

По сути своей подобные абстракции не могут, да и не выступают в качестве литературных персонажей, и служат лишь для некого оттенения таковых. Почему Моргот ассоциирован с Тьмой? Потому что он лишил мир Арды Света - Двух Дерев и Сильмариллов. Почему орки воспринимаются темной силой? Потому что, в результате генетической мутации эта раса стала страдать солафобией. Но дает ли это нам право говорить о "инфантильности" мироустройства Арды? Мне представялется, что нет.

Я могу ошибаться, но до сих пор мне не встречались "темные по Ле Гуин". Почему? Антагонизм между светлым миром живых Земноморья и темным миром теней не оставляет нам выбора, ибо он - межды бытием и не-бытием. Перед угрозой гибели самого мироздания показные свет Архимага и тьма Атуана тускнеют и забываются. В этом отношении примечателен подход авторов "Книги Хроник Арды" - прекрасного апокрифа, где грань определена не личными амбициями небожителей, а конфликтом между Творением и Разрушением.

В свете этого вряд ли уместны "историографические" иллюзии (историю, конечно, пишут победители, зато побежденные - переписывают...). Увы, победи Саурон в Войне Кольца - ни читать, ни пиcать было бы уже некому. Да и вообще писать в тьме без единой свечки как-то неудобно, что ли.

Итак, на десерт остались параллели с нашим миром. Конечно же, мир Ниенны полностью вписывается в рамки земных гностических ересей - кошмарного пережитка прошлого, сковавшего кандалами идущую путем духовного развития западную цивилизацию (даже если абстрагироваться от сект, не скрывавших свои зверства, тех же павликан). Да, в Арте мы найдем аналоги нашей Святой Инквизиции (жаль только, что там она свою миссию выполнила, а здесь - не смогла...). Но где же тут игра Света и Тьмы? Разве в истории Европы действовали какие-либо силы непосредственно под одним из этих знамен? Уважаемый Василиск говорит: "Чем всё это закончилось в нашей истории общеизвестно", и я соглашусь. Да, в нашей истории победу одержали те силы, которые скорее можно отнести к тьме и злу, чем к свету и добру, и неизбежная регрессивная реакция подсознательного в мышлении и звериного в личности, которую не удалось сдержать хрупким институтам духовной государственности, принесла нам эпоху Ренессанса со всеми ее чудесами - эпидемией завезенного из Нового Света сифилиса, возрождением работорговли и подготовкой к вытеснению из мира человека машиной. А созревшие к третьему веку "эпохи вохрождения" локальные антихристы Кальвин и Лютер привели Европу к наиболее разрушительной за всю ее предыдущую историю Тридцатилетней войне, унесшей почти четверть населения и оставившей в руинах Священную Римскую Империю. Вы жалеете, что таких пассионариев не было в IV эпохе Арды? Полноте. Почитайте Ника Перумова - он своим Лютерам и Гусам с Жижками аж три тома посвятил...

Господа, при Свете светло, во Тьме - темно. Давайте остановимся на этом нехитром определении и не будем умножать сущностей сверх надобности.