Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Диэр

"Книга с стиле Унисекс" или о причинах и следствиях кухонного фрейдизма

Очень многие беды в нашем мире происходят от непонимания. Элементарных вещей. И, причем, всегда от непонимания воинствующего. К разряду такого воинствующего непонимания можно отнести и статью Тайэрэ "Книга в стиле унисекс" - некая попытка разобрать по Фрейду "Черную Книгу Арды".

Итак, основные столпы данного произведения:

1. Асексуальность женских персонажей.

2. Женоподобность мужских. (все это преподносится в заведомо отрицательном контексте)

3. Рассуждения на тему гомосексуальных отношений Мелькора и его Ученика.

4. Выводы о том, как все это нездорово и неправильно.

Итак, попробуем взглянуть на ситуацию с несколько иной точки зрения.

Берем женские персонажи ЧКА. Приведенные Тайэрэ.

В скобках замечу. Читая ЧКА, я не увидела в той же Элхэ (и ее многочисленных инкарнациях) ничего из того, что описывает Тайэрэ так красноречиво. То есть, "унисексуальности". Да, в описании самой Элхэ, в "Черной Книге Арды" содержатся характеристики, вроде - "похожа на стебель полыни - невысокая, хрупкая, тоненькая... Огромные, на пол-лица глаза - прозрачно-зеленые, как горные реки зимой..." Схоже с некоторыми описаниями мужских персонажей, к примеру, упомянутого Золотоокого. Но Элхэ, думаю, нельзя приводить в пример в плане описания женских персонажей - она еще почти ребенок, на момент гибели ей едва исполняется 17 лет (485-502, по повести лет Арты, приведенной в конце ЧКА). А если девочка не является акселераткой (что должно быть тоже нездорово, по мнению великого сексопатолога фэндома, Тайэрэ, взявшей осуждать все проявления "нестандартной" женственности или мужественности), то к 17 годам трудно ждать полного полового созревания. О том, что Элхэ - еще подросток, сказано даже в самой ЧКА, Ниэннах и не пытается выдавать свою героиню за взрослую женщину: "Лицо Элхэ показалось совсем девчоночьим, невероятно юным из-за коротко обрезанных волос..." Так что, здесь имеет место быть или заведомая подтасовка, чтобы точка зрения автора не смотрелась голословно, или Тайэрэ невнимательно читала критикуемое ею произведение. И то, и другое не есть хорошо... И если у нее эти инкарнации ассоциируются с трансвестизмом - ее (простите, сексуальные) проблемы.

Далее, доказательством "унисексуальности" является то, что девушки у Ниэннах одеваются только в мужскую одежду. Во-первых, не только. Например, прошу Тайэрэ процитировать мне то место, где сказано, что Ахтэнэ одета в мужское платье. Я его в ЧКА не нашла, хотя интереса ради, после прочтения статьи Тайэрэ, перечитала эпизод с Ахтэнэ очень внимательно. Но суть не в этом. Я не понимаю этого традиционализма - почему бы девушке не быть одетой в мужское, если это красиво и идет ей? К примеру, одна моя (достаточно традиционалистски настроенная, православная) знакомая все-таки признает, что лично я, например, если меня повидать в брюках, в платье потом вовсе не смотрюсь. И мужская одежда гораздо удобнее. Также, я знаю многих девушек, которые никогда не снимали джинсов, но при этом смотрятся намного более женственно, чем различные бабы, не снимающие платьев и длинных/коротких юбок. Ведь все эти рассуждения пошли от старых предрассудков на тему женской слабости и подчиненности. И где Тайэрэ усмотрела у достаточно традиционалистских женских персонажей Ниэннах (слабые, тоненькие, хрупкие девушки и женщины) "воинствующий феминизм" - не вижу, чем он плох - не могу найти. Напротив, взгляд Ниэннах на женщин мне показался скорее антифеминистским: стоит только вспомнить проповедь о женственности, прочитанную Мелькором Ириалонне. Почти единственный кусок, который мне в ЧКА - не нравится. Я не считаю женщин более слабыми созданиями, чем мужчин. И тем паче не считаю, что женщине не подобает держать меч. То, что многие девушки умеют биться на мечах и рапирах гораздо лучше парней, я увидела еще в тренировочном фехтовальном зале, где фехтование нам вела - женщина. Мастер спорта международного класса. К тому же, качества воина - это не только порубка в бифштекс противника с максимальным применением силы. Это еще и умение быть защитником, и при этом не потерять человечности. Это, равно как и необходимая в бою жертвенность, женщинам более свойственно, вынуждена заметить.

Тайэрэ, кстати, пишет, что все женщины в ЧКА категорически отказываются выйти замуж. Это примитивное передергивание, так как там упомянуто множество моментов устройства личного счастья пар. А если говорить об инкарнациях Элхэ, то это - их право, хранить верность когда-то полюбленному Мелькору. Если и верная, хоть и безответная, любовь считается Тайэрэ патологией - тогда надо сказать, что это, скорее, она - патологический случай от фрейдизма. Некоторым скептикам слишком вредно его читать, ибо они начинают подводить под эти категории весь мир, что просто глупо. Кстати, господа толкиенисты, прошу обратить внимание на то, что у Толкиена тоже присутствуют моменты длительной верности любви: Берен и Лютиэнь, Арагорн и Арвен. Особенно, последняя. Ждавшая своего суженого около 60 лет...

Разбор Ириалонны просто не заслуживает внимания. Так как Фрейда я просто не признаю за авторитет в психологии, мне ее аллюзии глубоко чужды. Я выше упомянула, что в моем понимании есть воин, и, похоже по некоторым текстам Ниэннах, что Ириалонна хотела стать воином именно в этом понимании. А если брать Фрейда за авторитет, то вырисовывается довольно интересный портрет автора с его аллюзиями: в просторечии об этом говорят "у кого чего болит..." А вопросы читателям на тему времяпровождения с братьями в кустиках, просто выдают, простите, достаточно пошлую натуру авторессы. Что может быть нелицеприятного в том, что есть сестра и братья, которые любят друг-друга? Похоже, Тайэрэ не очень хорошо представляет себе, что такое именно воинское братство, братство людей, прошедших вместе сквозь стычки, сражения, вместе рисковавших жизнью и отбивавших атаки. Мой отец, прошедший ВОВ, описывал мне ситуацию на фронте - уже не с воображаемыми героями, а вполне реальными солдатами-мужиками,- когда батальон зверски избил одного из солдат, посмевшего домогаться медсестры, спасавшей их. Так и кричали ему в лицо: "На нашу, на твою же сестру... гад!" Это - жизнь. Это - пример высоты жизни.

Показательна для понимания мировоззрения Тайэрэ одна фраза: "... носители мужской сущности, как тот же Дейрел, непременно отвратительны и наказуемы..." Чудесно! Вот что фрейдистки считают носителем мужской сущности - предателя, подлеца, насильника и пьянь! Лично для меня тот, кто посмел помыслить об изнасиловании - не мужчина. А так, слабак даже психологически: это как же надо стрематься и насколько же надо быть неуверенным в себе, чтобы кидаться, как горилла, на женщину, "настоящую женщину", чтобы силою взять ее, "иметь", перед этим попытавшись купить, вместо того чтобы попытаться доказать ей, что он достоин того, чтобы она обратила на него внимание! К тому же, Тайэрэ совершенно упускает из виду то, что Ириалонна не может одарить своей благосклонностью никого, даже Ульва, который ей симпатичен, так как она связана клятвой, по которой ее товарищи являются ее братьями и сексуальная уступка Дейрелу рассматривалась бы равноценной инцесту. Который, надеюсь, Тайэрэ не одобряет тоже. Как и я, почему-то...

Теперь об отношениях Мелькора и Гортхауэра, о которых так насмешливо и зло пишет Тайэрэ. Насчет "вытягивания друг из друга нервов" - она в чем-то права. Но еще раз подчеркну: в чем-то. Выскажу свое мнение: я считаю, что Мелькор действительно в известной мере жесток в отношениях с близкими ему существами. Мне знакома эта личностная установка: полная правдивость и откровенность в отношениях с теми, кто близок, недопустимость любой лжи, пусть даже во спасение, чтобы отношения не утратили чистоту. И она для меня уважительна, несмотря ни на что, хоть я действительно считаю ее жестокой. Но - проза жизни. Человеческие (и не только) отношения и эмоции только в романах похожи на сказку, на самом деле, они слишком нелегки. И любовь, дружба и т.п. - настоящие, а не просто секс и приятельство - только для тех, у кого достаточно силы, чтобы выдержать некоторые стремные моменты, которые неизбежно возникают, так как сомнение - самое естественное личностное качество того, кто умеет мыслить и тонко чувствовать мир. Да, много боли, когда - в тебе сомневаются и из-за этого возникают трения. Но - больше счастья, когда сомнения исчезают, когда удается доказать, что сомнения беспочвенны и отношения снова обретают полную ясность откровенности. По крайней мере, в этих отношениях слишком много чистоты, чтобы можно было опасаться лжи... А если для Тайэрэ не может быть никаких отношений, кроме тех, что не на диване, я ей сочувствую. Она много в мире потеряла, правильнее будет сказать, она потеряла целый мир. Нелегкий, как и все миры человека, но прекрасный. Ибо в нем - счастье и чистота.

И еще пару слов об отношениях. Уже одна эта гипотеза о Мелькоре и Гортхауэре доказывает, что Ниэннах она читала невнимательно. Мелькор является создателем Гортхауэра, то есть, некоторым образом является его отцом. Кстати, в текстах Ниэннах, помещенных в Интернете на АнК, Гортхауэр часто называется "фаэрни", что значит - творение духа, в одном из текстов ("Гортхауэр1"), Мелькор даже называет Гортхауэра ирни - сын. То есть, имеет смысл говорить об отношениях отца и взрослого сына. А такие отношения ой как непросты! И не стоит их сводить к подростковым разборкам, это принципиально иной коленкор. Потому что речь идет о сложившихся личностях, кстати, глубоко привязанных друг к другу. Что немаловажно (см. выше). А простота, с которой Тайэрэ признается, что не может представить себе те же слова и пр., без отношений сексуального характера, обличает в ней те самые сексуальные проблемы и неудовлетворенность, которую она скидывает на плечи героев, которые заговорили о любви, не ложась в кровать, так как они, бедные, не могли себе представить, что все отношения неизбежно должны придти к такому "логическому концу"... Так что воображение Тайэрэ не сколько скудное, сколько нездоровое.

В общем, мое отношение к статье Тайэрэ достаточно понятно. И не потому, что я не почитаю Фрейда и глубоко презираю такие попытки психоанализа (у Фрейда все это очень спорно, однако, поставлено на качественно иной уровень изучения и изложения), в силу чего читала данный текст уже с заведомым предубеждением (в чем не боюсь сознаться), а потому что при всех моих неизбежных в таких случаях попытках обнаружить в тексте хоть что-то логичное, мне это не удалось.

Ныне на ваш суд - мои аргументы.

Эти статьи - Тайэрэ и моя - есть изложение позиции. Позиции не по отношению к ЧКА конкретно, а к жизни вообще, ибо рассматривать ЧКА иначе, чем через призму реальности и ее соотношения с ней - нелепо. И приятие какой-либо из сторон - выбор пути. Выбор себя.