Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Лэйнир Хейг

Запах черного ветра,
или
здрасьте, я ваш Моргот

"В целях природы обуздания..."
В. Корнеев

Ни для кого уже не тайна,что среди толкиенского фэндома СНГ имеют популярность идеи, образы и понятия, связанные с творчеством группы авторов из обеих столиц, наиболее известна из которых Ниэннах, по имени которой порой называют "ниеннизмом" все связанное с нетрадиционным пониманием текстов Толкиена. Что же представляет собой наше (нашинское) "обращение к темной стороне Силы"? Проросли ли на российской почве семена предвечного кристаллического Зла, дремавшие... ну, в общем. где они там обычно дремлют , или что?

На мой взгляд,здесь столкнулись несколько национально-историческихособенностей России вообще и русского менталитета в частности, а именно:

Я не собираюсь метать громы и молнии в "ниеннистов", полагая,что в созданном Нами (Нами всеми вместе!) российском Средиземье так уж получилось, что места хватает и для любителей ролевых игр, и для вдохновленных художников, поэтов, путешественников, и для трехтомных бронепродолжателей, и для тех, кто прочел те же тексты и нашел в них другой смысл, подойдя к ним критически и со своей точки зрения. Не стоит путать то,что для одних ВК - игра, для других Игра, для третьих - жизненные принципы, если порой и более крутые, вдолбленные с детства и профессионалами установки слетают с сознания людей, как отброшенные Алисой карты...

Чтобы не показаться голословным, приведу результаты, которые сам получил в результате прочтения ВК, Сильмариллиона и приложений с точки зрения по возможности беспристрастного исторического "расследования". Предположение: Моргот (Мелькор, Сатана, Лордкибердемон) не существовал как историческое лицо вообще нигде и никогда. Если (согласно примечанию в переводе Гиль Эстэль) считать Айнулиндалэ литературным произведением в жанре аллегории, сочиненным Румилем из Тириона, и, соответственно, не могущим считаться источником исторической информации, то нам остаются известными следующие факты: Именующий себя Морготом некто просил пощады, воровал Сильмариллы, тыкал копьем в деревья, отбивался от Унголиант и затем засел в Ангбанде. Далее Моргот рухнул с трона под дейсвием чар Лучиэни, дрался с Финголфином, приковал к креслу Хурина и снова просил пощады. (Если пропустил другие важные эпизоды с личным появлением Черного Властелина, прошу напомнить).

Гм, не густо и не слишком круто. Г-н. А.Шварценеггер в средней длины боевике отмачивает еще и не такие финты.

Вывод: Под именем Моргота могла действовать группа авантюристов, переменного состава, невыясненного происхождения, обладавших познаниями в магии-чародействе, для экстремальных случаев выпускавшая на публику мускулистых ряженых - если этот вывод и неверен,то не более доказуем или опровержим, чем возвышенные выводы о Свете и Тьме, в недоказуемости которых сходятся, похоже, обе стороны.

Предположение второе: Саурон - примерно то же самое.Под именем Саурона упоминается оборотень и колдун, глава гарнизона крепости Тол-ин-Гаурот, доверенный слуга Моргота, которого тот очень ценил, но, похоже, побаивался - в любом случае, отношения между ними были таковы, что вместе они ни разу не появлялись. Из дальнейшей истории можно вывести, что некто Аннатар работал с Келебримбором над созданием Колец, некто предводительствовал разрушением Эрегиона, строил Барад-Дур, собирал армии, но не сумел подчинить ни барлогов, ни драконов, был пленен нуменорцами и со времени Акаллабет на сцене не появлялся. Некто также фигурировал под профессиональной кличкой Некромант и предположительно окончил свое сушествование с уничтожением Кольца Всевластия.

Итак. моя интерпретация: Оборотень Саурон скончался от ран, полученных в драке с псом Хуаном. Красавчик Аннатар способностью к трансформации не обладал, иначе мог бы спастись при гибели Нуменора в виде чего-нибудь летающе-водоплавающего. Кольца в Нуменор он с собой не взял потому, что своему создателю он ничего бы не добавило, а сообщникам в Средиземье могло и пригодиться, хотя возможно, что Аннатар вышел из игры еще раньше, а другому засланцу в Нуменор кольцо было либо ни к чему - он отправлялся трепаться, а не колдовать, либо ему просто не доверили ценный предмет. После падения Нуменора хороший исполнитель так и не был найден. Некий "горячий черный парень" был побежден в фехтовальном поединке на склонах Ородруина, появившийся после Некромант не смог помешать Гэндальфу сделать все, что тот хотел, в собственной крепости Дол-Гулдур (возможно, погиб, пытаясь), и с тех пор Саурон имел вид сидящего на троне Багрового Глаза (см. А. Волков,"Волшебник Изумрудного Города")...

Что это все значит? Издевательство в утонченной форме? Описаннаяеще Фрейдом попытка отрицать нежелаемое? Для меня как автора статьи это действительно попытка - попытка показать, что мир Средиземья еще более глубок и многолик, что каждое новое прочтение Толкиена может (должно ли ?) изменить внутренний мир человека и его отношение к миру внешнему.

Статья почти окончена. Чем же пахнет Черный Ветер? Боюсь, ничем. Боюсь потому, что нет Врага, а есть просто Зло. Зло в таких же, как мы . Зло в нас самих. И если мы выбираем борьбу с ним, а не романтику черных сказок, то боремся до сих пор поодиночке.

Лэрнир Хейг.
Харондор, 24.12.1996
Эта статья была опубликована в пятом номере "Эндорской кругосветки".

Текст скопирован с Арды-на-Куличках