Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Скегулль

Имя Нашей Тоски,
или
Все мы немножко Элхэ.

Тоска, господа хорошие, тоска... Да по Нему, по Учителю, как Его ни назови! Хоть Мелькор, хоть Кришна, хоть черт лысый! Не можем мы без Учителя, никак! Так и хочется нам привязаться к чему-нибудь эдакому, к какой-нибудь Высшей Душе! И наступит полная Нирвана... С другой стороны, кто запретит людям мечтать... Что там дядя Зигмунд про всеобщий невроз говорил? Так и стремимся слиться с какой-нибудь Высшей Душой, кто-то после смерти, а кто-то даже при жизни!

Согласитесь, приятно думать, что есть на свете Некто любящий нас до такой степени, что согласился и пострадать изрядно ради нашего с нами спасения. А от чего и от кого спасать нас нужно - кто-нибудь об этом задумывался? Да и согласился ли Учитель добровольно страдать - вопрос, конечно, интересный. Есть мнение, что Он пострадал не ЗА нас, а ИЗ-ЗА нас. Из-за нашей глупости, безразличия и непонимания. А Его страдания нас ни от чего не спасут, потому что спасать, собственно, не от чего.

Ну как нам хочется, чтобы нас любили так называемые Высшие Силы! У Макса Фрая об этом верно сказано: "Все мы рождаемся и умираем с одной и той же невысказанной просьбой на губах: "Любите меня, пожалуйста, как можно сильнее!" "...оно подарило мне ни с чем не сладкий покой и еще более сладкую уверенность, что меня бесконечно любят какие-то невероятные могущественные существа, в чьих руках сосредоточены все кончики невидимых нитей, из которых соткана Вселенная. В тот момент мне казалось, что эти непостижимые сверхчеловеческие существа любят меня самой обыкновенной человеческой любовью - просто жить без меня не могут и на все готовы, чтобы доставить мне удовольствие..." (М. Фрай "Лабиринты Ехо: Наваждения").

В мире постмодерна "опиум для народа" - уже не метафора.

Нам, презирающим земные власти, очень нужен Тот, чья власть не от мира сего. И слоган "Мир мой в твоих руках" говорит сам за себя. Признайтесь, тяжело это - нести свой мир в своих ладонях. Свалить на кого-нибудь другого гораздо проще. А если самому попробовать? Не доверить свой мир никому, даже самому разлюбезному своему Учителю? Слабо?

Эпоха постмодерна началась с убийства. Ницше сказал: "Бог умер". И это было равносильно убийству; в этом вся комедия и трагедия эпохи постмодерна. Вместо Бога - Сверхчеловек. Он, осознавший свое могущество, ни к чему не привязанный, свободный. Сам себе Бог. Но за этим могуществом и этой свободой - отчаянное, невыносимое одиночество. Осознание того, что нет никакой Высшей Души, не к чему привязаться, ни в жизни, ни в смерти... А вместо Бога - категорический императив Канта: "Не наливай другому столько, сколько не выпьешь сам", если на понятный язык перевести. Достаточно? Вполне. Но даже самый отчаянный нигилист эпохи постмодерна питает слабую надежду, что попадет он в так называемый Мир Иной, а там его встретит такой добрый дядя и скажет: "Признайся, Вася, ты был не прав!". А Ницше закончил дни свои в психушке...

Так что так называемый "ниеннизм" - явление совсем не новое. Хотя бы ту же Ахматову почитайте: та же тоска по Учителю.

А кто-то ждет второе пришествие Учителя: Мессии, Мелькора, далее по списку... А кто-то знает: даже если Он вернется, мир-дружба-жвачка все равно не наступит. Недовольные будут всегда, как ни старайся. И на каждого хитрого Эру найдется свой Мелькор. И на каждого Мелькора найдется свой Эру Единый. Все будет так. Исхода нет. "И Тот, Кого с плачем снимали с креста, окажется вновь распят" (БГ).

Конечно, упасут меня все Боги, Живые и Мертвые, от швыряния камешков в чей-либо огород. Каждый волен сам выбирать: убивать в себе богов или не убивать. И все же без них, без богов этих грешных, как-то пусто и скучно. Уж поверьте нам, нигилистам-постмодернистам. Главное - не думать, не думать, не...