Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Дэль

Морготовщина и прочие апперцепции

Не совсем этично начинать свое выступление с того, что согласен с предыдущим докладчиком на 110% :), но в данном случае приходится - в порядке святой истины. И именно в силу того, что позиция Профессора в Ольгиной формулировке близка мне именно до такой степени, беру на себя смелость произнести к ней некое алаверды.

Ниеннова точка зрения, как и ЧКА вобще, имеет на мой взгляд одно принципиально положительное качество. А именно: в ЧКА приведены во всей красе своей и силе лживые, нелогичные, на голых эмоциях строеные, непоследовательные и пр (уже изрядно об этом говорено и ругано) взгляды Темных, какими они должны быть (в смысле, вполне могут оказаться) для того, чтобы Тьма действовала именно так. Сиречь, Профессор этическую позицию Мелькора нигде не оговаривал, в философию его персональную особенно не внедрялся и ограничивался констатацией того, что можно было увидеть летописцу со стороны: разрушил, отобрал, возвел, поглотил, убил и закопал, и надпись написал...

Тогда как у Ниенны получился самый талантливый на свете вариант внутренней позиции Тьмы. Позиции, при которой эмоции и нервно-поспешные решения настолько заслоняют от Темного подлиные события мира, что помянутое у Профессора искажение происходит само собой - потому что неприятно сталкиваться с реальностью существу слабому, а всякий, кто не исходит из силы мира, из глобальной причастности бытию, но пытается на голом месте из себя строить нечто (что получается миру неадекватным и поэтому автоматически в этом мире нежизнеспособным). Болезненно отзывается реальность в том, кто не желает ее воспринимать, а начинает улучшать под себя - вроде ницшеанской "стрелы" - отсюда многочисленная в Черной Книге боль. Потому что строить из пепла жилище или есть дерево, наверное, действительно больно, ибо в структуре мира заложено, что если некую часть мира не слушать внимательно, проникая в ее сущность, а исходя из собственной мудрости на что-то употреблять, можно довольно регулярно натолкнуться на противодействие предметов, оторые силой принуждаешь к тому, для чего они не предназначены. Если поднять собаку за заднюю лапу над землей, она и тяпнуть может. Больно...

кому не лень подсчитать, сколько в тексте ЧКА "больно видеть", "страшно верить" и пр.

Мне кажется, что великая заслуга Ниенны в том, что она (там, где можно абстрагироваться от откровенного перевирания событий первоисточника) предложила объективно вполне внятную и красивую философию для тьмы - рассуждая так, как ниеннвский Мелькор и видя мир таким, каков он в Черной Книге, вполне возможно совершение Мелькором и прочими тех действий, которые, собственно, описаны у Профессора. В этом смысле, если "Сильмариллион есть летопись светлых", то ЧКА есть полноценная летопись темных, с их извращенной логикой, грубым игнорированием истины, непониманием и невосприятием мира - если верить демиургу Арды Профессору, тьма была именно такова. Внутренняя (субъективная) сторона темной философии очень своеобразна, и потому мне всегда приходилось осаживать критиков, начинающих свои обличения ниенновской позиции со слова "нелогично!" - темные противоестественны, им не следует быть логичными, ни рассуждать здраво с общечеловеческой точки зрения. Темная жизненная позиция - что что-то вроде очков зеленого стекла при входе в Изумрудный город...

В связи с вышенаболтанным, по моим представлениям бесполезно спорить о том, разны ли миры Профессора и Ниенны. Просто кесарю кесарево, а морготу морготово. Не столько в аксиомах дело, сколько - "мясник так видит"... в том числе, видит то, чего нет, в упор игнорирует события, происходящие по собственным носом, а когда из-за неадекватности действий обстоятельствам начинается всякая фигня, тут же обвиняет во всем глобальную вселенскую бяку, устраивает подчиненным истерики и вообще ведет себя как домохозяйка, которой подруга по секрету рассказала, что ее, кажется, сглазили...

Размещено: 15.01.01