Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Идари и Янни

Пляски на руинах

У Толкиена есть притча о башне.

"Человек унаследовал поле, на котором беспорядочно лежали старые камни, оставшиеся от разрушенного строения, возможно, замка. Часть этих камней уже была пущена в дело - из них сложили дом самого человека и дома его родичей. Человек взял неоторые из лежавших на поле камней и сложил из них башню. Но пришли друзья этого человека и даже не поднявшись на ступени башни, сказали, что камни башни некогда были частью другого здания. Они приложили усилия и развалили башню на камни, чтобы открыть взгляду древнюю резьбу на них. Быть может их просто интересовало, где был добыт строительный камень. Некоторые заподозрили, что под башней - месторождение угля и стали копать вглубь, позабыв про башню. И все они хором повторяли "Какая интересная башня". А когда от нее ничего не осталось - они сказали "Какая ерунда". Даже дети осуждали этого человека, говоря, что он построил бесполезное и непропорциональное строение. Но с вершины башни можно было видеть море..."

Отчего-то именно она вспоминается при взгляде на споры о "Черной Книге", которую не обругал только самый ленивый. Толкиен создал величественный замок Арды, сложил из кирпичиков слов, сплавил певучестью квенья, украсил кружевным плетением карт и гербов. Но потом пришли толкиенисты.

"И сколько прошло? Годы? Эпохи? Кто сейчас сможет сказать?
Только мы все теперь разучились не отводить глаза.
И звезды в наших руках стали горстью  дешевых пластмассовых страз! 
Мы только пытались выжить, Профессор...
Профессор, простите нас.

Мы просто играли в игры, Профессор...
Профессор, простите нас"
Лин "Покаянная песня"

И воздвигнутый Толкиеном замок был разрушен. Уже на одной из первых игр казанский Феанор пытался продать в рабство неугодившую ему сказительницу, а государи нолдор и князья Андуниэ уподоблялись своими делами Шаграту или Горбагу. Уже первые исследователи, пытавшие измерить алгеброй гармонию толкиеновского мира, пытавшиеся подойти к чуду с нашим обыденным аршином исландских саг и катехизаторских трактатов, раскалывали мир Толкиена на кирпичики фактов. Стебаясь и прикалываясь, помня "Звирьмариллион" лучше "Сильмариллиона" мы рушили тонкие витражи, которые Толкиен собирал десятилетиями, любовно подбирая оттенки.

И мы - светлые, добрые, дивные своими спорами о различиях между скимитарами и ятаганами, своей бездумностью светлых, но не добрых, мелкими сварами и склоками превратили величественный замок в полуобрушенные руины.

И лишь потом появилась "Черная книга Арды". Попытка не восстановить разрушенное - но дать камням обрушенных стен новую жизнь в виде кирпичиков новой башни. Попытка не всегда умелая, лишенная той красоты и ладности, что была свойственна творению Толкиена, но с вершины этой башни можно было видеть море. Не так хорошо, как с высоких башен замка, когда он еще не был разрушен, но где ж теперь те башни? Даже те из них, чьи стены еще не обрушились, стараниями вандалов так заплеваны и изгвазданы, что не всякий решится посетить оскверненное многими поколениями стебщиков и маньяков от игр место.

И сколь бы не говорили о вторичности "Черной книги", о ее как-бы плагиате и как-бы искажении - нельзя отрицать того, что эта книга во многом была самостоятельной. Уже мало кто из толкиенистов может представить себе назгулов, носящих имена отличные от имен Хэлкара, Сайты и Дэнны. Именно эти имена носят назгулы у Ингвалла и Анариэль, именно под этими именами выступали назгулы на УкрХИ-98, именно этими именами называют себя двиммерлайки.

Ниэннах и Иллет создали из осколков опошленного и искалеченного мира Толкиена другой мир. Да не все камни башни, которую воздвигли они, были оттерты от грязи, которой старательно заляпывали стены воздвигнутого Толкиеном замка, но их ли в том вина? Или все же тех, кто поливал грязью чужой мир?

Однако когда башня была воздвигнута, все те, кто с наслаждением ломал, калечил, топтал мир Толкиена обрели новую цель в жизни. Теперь их гнев обрушился на попытку хоть как-то исправить последствия их безумия. Стало дурным тоном не вытереть ноги об "Черную книгу Арды" и ее авторов, не предъявить к ней какого-нибудь безумного обвинения вроде пропаганды гомосексуализма.

Не напоминает ли все это травлю неугодных власти писателей, поэтов, ученых в советские времена? Напомню читателям еще одну цитату

"Не спеши с догадкой плоской
Словно критик-грамотей
Всюду видеть отголоски
Недозволенных идей,
И с его лихой ухваткой
Подводить издалека
От ущерба и упадка
Прямо к мельнице Врага...
Не ищи везде подвоха,
Не стращая из-за куста...
Привыкай. Не та эпоха.
Хочешь, нет ли - а не та!"
Твардовский "Теркин на том свете"

Похоже, для обличителей "Черной книги Арды" еще не прошло "то время".

Давайте задумаемся. Пусть тот из нас, кто не играл на играх бездумно жестоких нолдор или нуменорцев, кто не писал трактатов о политической ситуации в Валиноре, кто не искал корней "Сильмариллиона" в "Старшей эдде" или ирландских сагах, кто не хихикал читая "Звирьмариллион" первым бросит камень в "Черную книгу".

Идари и Янни, Тула.
19 декабря 2001 года

P.S. Не могу удержаться. Многие ли из критиков "Черной книги Арды" смотрятся в зеркало? Кинн и Вальрасиан, обличающие "Черную книгу Арды" за "паразитирование на Толкиене" в своих "Хрониках деяний Эльдар и Атани" и "Книге хроник Арды" сами паразитируют на чужих книгах. Причем паразитируют не только на Толкиене, но и на самой "Черной книге Арды", заимствуя оттуда образы, сюжеты и имена!

"Чем кумушек считать, трудиться..."

P.P.S. Других имен называть не будем - не столь они очевидны, еще обидится кто. Но если сейчас вы испытываете обиду или считаете себя оскорбленным, то стоит задуматься. Быть может и в ваших делах есть червоточинка и стот внимательно посмотреть в зеркало, не пеняя на него?

P.P.P.S. Ребята, давайте жить дружно!

Размещено: 01.02.02