Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Морион Лаурэфин

По закоулкам вечности...

Ответ на А смысл?.. Эстера

Чуть ли не сразу после прочтения ответа Эстеры на мою статью "Путь в Никуда", мне попалась на глаза фраза, выражающая, пожалуй, квинтэссенцию моей мысли, в книге, в которой ее меньше всего ожидал встретить, а именно, в избранных работах Сергея Лезова:

"Быть может, самое мучительное интеллектуальное состояние, испытываемое человеком - это утрата смысловых ориентиров, сомнение в надежности и достоверности мира смыслов".

Для меня чувство стоит глубже мысли, потому я бы назвал это состояние - агонией чувства, а не интеллектуальным крахом. Но смысл остается тот же: неопределенность, ощущение безграничного моря Хаоса за хрупкими переборками Космоса, выстроенного Богом и укрепляемого человеком. Здесь нужно найти подходящее слово, чтобы описать это состояние: подвешенность в воздухе над землей, отсутствие точки опоры, безыдейность. Это как если бы ты стоишь в ночи на ровном поле - куда не пойдешь, везде - одно, отсутствие ориентира. Еще это, думается, неверно, называют одиночеством, но такое состояние подразумевает нечто большее - заброшенность. Путь-то не имеет смысла, все более убеждаюсь я. Каждый идет своим Путем - не похожим ни на чей другой, и потому его путь - одиночество. И Путь этот, если мы верим в него, будет длиться до конца Бытия.

Совершенно не согласен с Эстерой, что в моей статье есть какие-то намеки на неоязычество. Вот о чем я и не думал и чем не особо интересуюсь. Новые сущности мне чужды, а "старые", вроде Христа и, "немножко", упомянутого "еврейского Бога" настолько, наверное, глубоко в сердце, что уже потонули в нем. Просто их сердце в себя впитало.

А насчет единства с Мирозданием, отвечу совсем просто: я люблю мир, потому что сам не являюсь им. Жизнь, такая краткая, - это все что я знаю, а смерть - рванись ей навстречу, на эти жалящие копья вечности. Может, ты отвоюешь еще немного места для мира?

Возможно, мое состояние и болезнь, и тогда действительно "хуже". Вот только ЧКА учит разных людей разному: кому-то приходит в голову точить мечи, чтобы бить неверных, а кому-то плакать о судьбе Учителя. А меня она научила в конечном счете именно тому, чему она вроде "не учит". Требуется необычайное мужество, чтобы жить без цели и нести бремя собственной свободы в поисках вечно недостижимого смысла. Необычайное мужество требуется уже для того, чтобы просто жить.

А может я просто обрел свой взгляд на события в Арте, совсем отличный от известного взгляда? И если подумать, ведь другой мир неповторим для каждого из нас...

А вот всеобщая любовь вызывает у меня, как у человека, вполне обоснованные сомнения. Что наша жизнь станет, если мы возлюбим друг друга и перестанем страдать?

И насчет свободы - тоже сомнения: кто коснется ладоней Учителя, тот с ним связан навек.

Странно слышать по отношению к себе слово "ниеннист", и, если обо мне так думают читающие мои статьи, то очень грустно. Не надо подводить общих рамок под страдание души и отношения между Учеником и Учителем, между двумя любящими сердцами. Слишком лично переживание, чтобы назвать его одним словом, тем более, с моей точки зрения, настолько грубым. К тому же, даже когда я сильнее всего ощущал свою связь с Тано, я не думал о борьбе, лишь о любви. И никогда не переставал ценить, уважать, любить и верить в творчество Толкиена. Моя эстель всегда была со мной...

А насчет Люцифера и Бога, то это мне кажется, как раз "очень уместным". И первое издание Книги, как, впрочем, и более "вразумленное" второе, необычайно христианские книги.

Спасибо за потревоживший меня ответ, Эстера.

Морион
18.02.02.

Размещено: 23.03.02