Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Тит Флавий


"Призма скептика"


Преамбула

Анализируя источники, повествующие о военных действиях, возможно найти более чем достаточно разногласий, разночтений, недосказанности etc. Такое печальное явление обуславливается прежде всего тем, что каждая из враждующих сторон стремится елико возможно обелить своих героев и простых солдат, представить их освободителями и борцами за справедливость (а ежели сие невозможно, то хотя бы гуманистами), равно как и очернить в той же мере противника. Причем, такие разногласия зачастую встречаются даже в свидетельствах, принадлежащих перу историков либо современников одной из сторон, ибо всегда найдется кто-либо, кто захочет быть насколько возможно ближе к объективным суждениям.

Задача раскрытия истины, всегда стоящая перед ученым-историком, в таких случаях становится крайне и крайне сложной. Действительно, он не может с полной уверенностью выделить из потока пропаганды, недомолвок и преувеличений тот осадок правды, который несомненно в нем присутствует. Поэтому он должен обратиться за помощью к своей логике, трезвому рассудку и общим теоретическим положениям, относящимся к ведению боевых действий.


1. Точки опоры

Поскольку я решил задаться трудом анализа столь противоречивых источников как "Сильмариллион" и "Черная книга Арды", стоит определить свою позицию, с каковой постараюсь выразить (прежде всего, для самого себя) свою оценку правдоподобности изложения событий в каждом из них.

Итак, позиция догматическая: невзирая на то, что в "Древних сказаниях" Толкиена прямо прослеживается аллегория на события, показанные в Священном Писании (каковая аллегория в равной степени прослеживается и в "Черной Книге", причем, in my humble opinion, совершенно зря), я постараюсь исследовать текст источников в отрыве от каких-либо религиозных суждений. Так уж получается, что читая "Сильмариллион" я совершенно не могу отождествить Илюватара с Творцом всего сущего в христианском его понимании. Все же, Клайв Стейплз Льюис несравненно лучше справился с подачей христианских ценностей в "Хрониках Нарнии". Посему, как уже может быть очевидно, я не могу отождествлять Мелькора и Люцифера, поскольку считаю, что это несомненно вредно. Тем более, что титул "король мира" ни с чем кроме "князь мира сего" в моем восприятии не ассоциируется.

Позиция оценочная: изначально не могло существовать абсолютно правых и абсолютно виноватых. Обе воюющие стороны неоднократно нарушали нормы права и морали, потому защищать кого-либо не стоит. История всегда была, есть и будет лучшим адвокатом.

Итак, приступим.


2. Айнулиндале


Как я уже говорил, догматические нормы, изложенные в "Айнулиндале" никоим образом не подлежат оценке. С ними можно согласиться или не соглашаться - это выбор читателя. Тем не менее, позволю себе согласиться с тем, что мир уже существовал[5]. Конечно, это отход от тщетных попыток казаться объективным, но это не мешает таковой точке зрения быть более близкой к моим убеждениям. Паче того, позволю себе предположить большее: даже мир, названный Ардой (Артой) существовал на момент событий, описанных в "Айнулиндале", т.е., он был не сотворен, но открыт Эру Илюватаром. Придерживаясь этой гипотезы, все же не могу не согласиться с тем, что в силу своих способностей и потенциала Эру мог непосредственно влиять на зарождение и развитие мира. Объяснить же причину, по которой он "возжелал создать мир, покорный его воле, отгороженный от иных миров" достаточно легко, если отбросить идеалистический взгляд на самого Илюватара и допустить, что ему не чужда была самая простая жажда власти. Конечно, я сужу по себе, ибо homo sum, однако большие способности рождают большую претенциозность... Таким образом, если принять во внимание то, что Эру "начале... сотворил Аинур..., порождение его мысли"[1], то его конфликт с Мелькором может быть вполне передан кратким афоризмом "нашла коса на камень". Хотя, довольно похожа на правду версия открытия Мелькором множественности миров[5], что было серьезным нарушением планов Илюватара.

Вернемся, однако к миру Арты. Странно, но сведения о нем, изложенные в "Айнулиндале" отличаются даже от сведений "Валаквэнты", что не может не тревожить. Действительно, в первом случае читаем: "И он имел форму шара, висящего в пустоте"[1], тогда как в "Валаквэнта" неоднократно встречаются посылки на то, что мир был плоским ("на границах Мира" etc[2]). Эти самые "границы Мира", которые так и подмывает назвать "концом карты" приводят в совершенное смущение исследователя и заставляют его с большим вниманием относиться к "Черной книге Арды", где от подобных перегибов воздерживаются. Также более чем вызывает доверие версия "Черной книги" относительно существования природных светил и спутника(ов) планеты[5], что изящным росчерком пера превращает все усилия Валар по искусственному освещению мира в малофункциональный проэктец вроде поворота реки вспять.

"Ландшафтные войны" между Аинур и Мелькором, описанные в "Айнулиндале", и о которых "Эльфам известно немногое. А то, что известно, исходит от самих Валар, беседовавших с Эльдалие, которых они обучили на земле Валинора"[1] явно следует отнести к разряду дидактики. Саму вышеприведенную формулировку можно трактовать как прямое указание на то, что это - пропаганда. Что могли сказать Валар о том, кто являлся их потенциальным противником? Скорее всего, ничего хорошего. Процесс же, описанный следующим образом: "Они сооружали страны, а Мелькор разрушал их. Углубляли долины, а Мелькор равнял их с поверхностью. Вздымали горы, а Мелькор их низвергал. Наполняли моря, а он осушал их. И не было мира на Земле, нельзя было надеяться создать что-либо постоянное, ибо несомненно, какое бы дело ни начали Валар, Мелькор уничтожил бы или испортил его", несомненно являлся всего лишь естественным планетарным ландшафтообразованием.


3. Валаквэнта


"Валаквэнта" даже на фоне остальных "летописей верных" отличается сухостью и дидактизмом. В ней фактически не раскрывается ни одно событие, а лишь дается описание и характеристика всех личностей, каковые будут играть значительную роль в последующем повествовании. Как и следовало предполагать, статьи "О Валар", "О Майяр" и "О врагах" чрезвычайно идеологизированы.

Текст-аналог "Черной книги" гораздо более богат образами и, что крайне важно, событиями. Конечно, это отнюдь не значит, что события развивались именно так, поскольку стремление авторов данной летописи обелить тех, кто столь долго ассоциировались с персонифицированной концепцией классического злодея, очевидно.

Тем не менее, попытки уклонения от описания фактов должны настораживать любого достаточно опытного исследователя. Действительно, если событие описано, это свидетельствует о хорошей фантазии летописца как минимум. Если же принять, что сходное с таковым событие имело место, то уклонение от освещения его может проистекать лишь из полной невозможности такового действия без ущерба для дидактической идеи, т.е. сторона, от которой ведется повествование сыграла явно негативную роль в данном событии.

Proinde, если придерживаться базисных положений, текст "Черной книги Арды" значительно выигрывает по точности описания событий в сравнении с "Валаквэнта". Nihilominus, "Валаквэнта" содержит описательный элемент, каковой практически отсутствует в тексте-аналоге. Однако не следует преувеличивать его ценность, поскольку он перенасыщен тропами и эпитетами превосходной степени.

На сем сравнение текстов можно, как ни странно, завершить.


4. Квэнта Сильмариллион

Часть 1. "Маленькая победоносная война"



Verisimiliter, истоки первой войны, как и последующих стоит искать не в жестокости Валар[5] или злобе "Врага" (далее - потенциального противника)[3], а в эффекте застоя, поражающего статичные государства. Валинор со своим потенциалом, обращенным на сельскохозяйственные работы, явно застоялся. Потому, вероятнее всего, предпосылками для начала войны стали:

- брожение умов;

- существование идеологического противника, таковое брожение вызывающего;

- возможность нанесения удара по таковому противнику;

Таким образом, имеем стабилизационный конфликт, в котором нет и не может быть ничего благородного, как бы это не пытался представить автор "Квэнта Сильмариллион".


Часть 2. Сага об искусственном освещении.


Планы Валар по искусственному освещению планеты не повергают в изумление лишь читателя, безоговорочно верящего каждому слову "Квэнта Сильмариллион". Эта ресурсоемкая и трудоемкая затея представляется тем более сумасбродной, поскольку апеллирует к неудобоваримой концепции "плоского мира" и отсутствия природных светил, чем противоречит "Айнулиндале" ("шар, висящий в пустоте").

Авторы "Черной книги Арды" весьма тактично обращают внимание читателя на соответствие устройства мира Арты общепринятым астрономическим представлениям, отвергая необходимость "искусственного освещения". Причем доводы против проекта крайне логичны.

Даже если предположим, что столпы действительно заменяли естественные светила, все равно смена времени дня и ночи для карбонно - азотного мира необходима. Посему картина "Весны Арды", нарисованная авторами "Черной книги" более чем реалистична. И уничтожение "вторичных источников света" в таком свете предстает не злодеянием но, напротив, разумным действием.

Тем не менее, после уничтожения Иллуина и Ормаля Валар не успокаиваются. Вступает в силу новый проект, менее глобальный (ресурсы-то уже не те...). Принимается решение локально осветить Валинор. Для этого выращивают деревья, которые светятся в темноте (прошу прощения, если вызвал какие-либо ассоциации). Конечно, можем предположить, что для Валар и Майяр сон не суть необходим, но и тогда возникают справедливые замечания:

1. Постоянное освещение большой площади подстилающей поверхности провоцирует ее нагревание.

2. Имеет место световое загрязнение, акселерация процессов испарения и т.д.

3. Таковые факторы приводят к негативным изменениям климата.

Таким образом, диверсия Мелькора против деревьев имела не только политическое (которое следует отметить особо), но и экологическое значение.

После этого следует повествование о двух посланниках со светильниками, сиречь - продолжение эпопеи с искусственным освещением, которое в "Черной книге Арды" попросту опущено как вздорное.


Часть 3. О происхождении орков


Итак, снова видим две совершенно противоположные версии. По одной из них орки были "выведены" в результате пыток, по другой - вследствие естественных мутаций. Странно даже предполагать, что какой-либо исследователь, даже самый неискушенный, склонится к выбору в пользу 1-й версии. Действительно, когда Вайсман отрезал мышам хвосты, мышата бесхвостыми не рождались. Цинично, зато правдиво. Следовательно, даже теоретически невозможно предположить, что орки - суть искусственная раса.

Нельзя, конечно, отбрасывать факт того, что образ жизни орков кардинально изменился именно из-за искусственного ("валагенного") вмешательства. Посему, рассмотрим свидетельства, с этим связанные.

"Однако, многих Квенди появление Ороме исполнило ужаса, и причиной тому был Мелькор. Много позже мудрые установили, что всегда бдительный Мелькор первым обнаружил пробуждение Квенди, наслал на них тьму и окружил злыми духами, чтобы шпионить за ними и подстерегать их. И за несколько лет до прихода Ороме случилось так, что эльфы, бродившие по окрестностям поодиночке или небольшими группами, часто исчезали и не возвращались больше никогда, и Квенди считали, что их поймал Охотник, и боялись его"[3].

"Но было так: те, что, устрашившись Тьмы, рассеялись по лесам, стали Эльфами Страха. Ужас неведомого сковал их души; отныне и Свет, и Тьма равно страшили их. Страх изменил не только облик, но и души их, ибо слабы сердцем были они. Страх гнал их в леса и горы, прочь от владений Черного Валы, чью мощь и величие чувствовали они, а потому страшились его..."[5]

Итак, уже плюс авторам "Черной книги", воздержавшимся от обвинений в адрес противной стороны. Как мы знаем, страх перед неизвестностью - суть самая сильная из фобий, посему объяснения, приведенные в данном источнике, можно считать вполне правдивыми.

Конечно, отвергать предположения о пропаганде и, возможно, запугивании пришедших эльфов агентами Мелькора в целях привлечения их на свою сторону, отбрасывать не стоит, но если таковое запугивание привело к столь фатальным последствиям, значит, было чего бояться. Вероятно, Ороме при своем появлении перестарался с демонстрацией мощи, а, возможно, внушал ужас и без того. Естественно, возможно предположить, что запуганные эльфы впали в невменяемое состояние и расползлись на четвереньках куда подале, однако читаем: "...многие отвергли призыв, предпочитая свет звезд и обширные пространства Среднеземелья слухам о деревьях. И это - Авари, Не пожелавшие. В тот раз они отделились от Эльфов и никогда больше не встречались с родичами, пока не прошло много эпох". Следовательно, были те, кто в здравом уме и трезвом рассудке не согласились идти за Ороме. Возможно справедливое возражение: это случилось гораздо позже. Тем не менее, сие лишь означает, что у эльфов было время "выйти из ступора", проанализировать ситуацию, сравнить слова агентов Мелькора с действительностью, понаблюдать за ходом войны Валар с Мелькором, во время которой "земля тряслась и стонала под ними и воды всколыхнулись, а на севере, подобно огромным кострам, зажглись огни"[3]. Фактически, мы видим, что многие из Квенди, тщательно поразмыслив, посчитали Валар мягко говоря недружелюбными...

Позволю себе краткое отступление от темы и остановлюсь на следующих свидетельствах:

- "земля тряслась и стонала под ними и воды всколыхнулись, а на севере, подобно огромным кострам, зажглись огни"[3]

- "Деревянный резной город, не имевший стен, сгорел. Сгорел и дом Художника. Сам он был убит на пороге, и погребальным костром был ему пожар его жилища. Какой-то Майя с любопытством рассматривал чудные значки в толстом томе и забавные рисунки, но Тулкас вырвал книгу и швырнул в огонь, а Майя получил здоровенного тумака, чтобы не отвлекался от великого дела".[5]

Итак, оба источника свидетельствуют о том, что в время "войны могущества" (каковую следует называть не иначе, чем карательным рейдом), жгли, а, следовательно, и грабили. Само собой разумеется, что в "Черной книге Арды" события описаны полно, тщательно и эмоционально. Также понятно, что в "Квэнта Сильмариллион" описываются только действия против главных крепостей противника - Аст Ахэ и Хэлгора (Ангбанд и Утумис). Естественно, победители проявляли героизм и вообще боролись за правое дело, а кроме крепостей у противника иных поселений не было. К тому же, край был опустошен лишь потому, что "Утумис построили чрезвычайно быстро, и ее подземелья были полны огня и многочисленных войск Мелькора". Этот "огонь в подземельях" (о нем и подобных явлениях пойдет речь в следующей части) является весьма любопытной деталью. Для чего он мог использоваться? Как отопление, освещение или механизм самоуничтожения, на что намекает "Квэнта Сильмариллион"? В "Черной книге" этот огонь вообще не упоминается. Теоретически, Хэлгор мог быть построен на вулкане для обеспечения обогрева помещений (не забудем про северный климат) и нужной температуры в плавильнях. И если Валар применяли при штурме мощные заклинания или тяжелые осадные механизмы, вполне могло произойти извержение. Тем не менее, хотя такое происшествие могло свидетельствовать против Валар, в "Черной книге Арды" оно не приведено. Напротив, записано, что замок был разрушен частично, без помощи стихий. Таким образом, volens-nolens, приходится склониться к версии, что "огонь в подземельях" - дидактический прием, необходимый лишь для маскировки истинных причин опустошения края - пожаров и грабежа.


Часть 4. Дымы над Аст Ахэ или индустриализация в средневековье.


Описания укреплений Мелькора (а затем и Саурона) в "хрониках верных" изобилуют упоминаниями о различных "зловонных дымах", "огне в подземельях", "глубоких ямах и шахтах", etc. etc. [2,3]. Конечно, невозможно отрицать, что для поддержания армии и государства необходимы шахты, плавильни и мастерские. Также разумно размещать их на территории укрепленных районов, каковыми по сути являлись Хэлгор, Аст Ахэ, а затем Эред Горгорот (Заметим: на территории Тай-арн Орэ по свидетельствам "Черной книги" практически не размещались военные производства). Однако весьма странно предполагать, что военные производства Мелькора и Саурона были высокотоксичны и низкотехнологичны, что было причиной значительных выбросов отравляющих веществ в атмосферу. Не думаю, что Мелькор, выступавший ранее за поддержание экологического баланса Арты (эпопея с искусственным освещением[3,5]), не озаботился бы нейтрализацией вреда, приносимого собственными производствами, находящимися под боком у армии. Добро было бы, если бы токсичные плавильни располагались в стороне от главных крепостей и своим присутствием досаждали лишь противной стороне, однако в "Квэнта Сильмариллион" читаем "...над входом в них (залы и темницы) возвел трехглавую гору Тангородрим, над которым всегда густо клубился зловонный черный дым"[3]. Возможно предположить, что возле главных ворот Аст Ахэ могла поддерживаться дымовая завеса, однако в "Черной книге Арды" указывается, что у ворот регулярно выставлялись караулы. В таких случаях обычно дымовые завесы лишь мешают часовым, и потому нефункциональны. Можно ли предположить, что Мелькор, Повелитель воинов, глава Черных Стражей или, наконец, клисурарх внешних укреплений могли проявить такую вопиющую безграмотность? К тому же читаем зловонный дым. Следовательно, таковой дым уже угрожает благополучию санитарного режима на внешних укреплениях. Можно уже даже не упоминать, что свидетельств о "зловонном дыме" в "Черной книге" попросту нет.

Тем не менее, можно предположить, что "Квэнта Сильмариллион" в данном случае не лжесвидетельствует, а лишь искажает значение упомянутых дымов. Действительно, соратники летописца видели ворота Аст Ахэ крайне редко, к тому же, они приходили к ним отнюдь не с миром. Возможно, именно во время отражения штурмов выставлялись дымовые завесы и даже применялись отравляющие газы (согласно "Черной книге Арды" на стороне нападающих зачастую был численный перевес, а потому такие "негуманные" методы полностью оправданы). Этим можно объяснить тот факт, что немногочисленным Черным Стражам удавалось не раз прогонять численно превосходящие войска Нольдор и их союзников от стен крепости (даже в ситуациях, когда воистину стальная дисциплина солдат гарнизона уже не могла спасти ситуацию). Этим же следует объяснять большие нестыковки и ляпы в описаниях количества войск с одной и другой стороны в "Квэнта Сильмариллион", когда автору срочно требовалось объяснить поражение превосходящих сил Нольдор и союзников.

Шахты и плавильни Эред Горгорот по всей вероятности нельзя назвать фактором загрязнения территории Мордора, какового загрязнения вероятно и не было. Опасное соседство Тай-арн Орэ с вулканом Ородруин во многом определяло климат упомянутой территории, включая гарь, частые дожди из пепла и... чрезвычайное плодородие магматических почв на побережье моря Нурнен. Таким образом, место для постройки крепости выбрано как нельзя лучше: богатые метаморфическими породами и рудами шахты Эред Горгорот обеспечивали отличную ресурсную базу, развитое сельское хозяйство побережья моря Нурнен исправно снабжало войска и гражданское население продуктами питания, а в некоторых пещерах рядом с Ородруином могла поддерживаться достаточно высокая температура для оборудования их как доменных печей. Конечно, вместе с выгодами обеспечивался мрачный пейзаж, но это уже забота эстетов.


5. Акаллабет


Наконец, мы подошли к анализу наиболее проблемного государства из всех, описанных в "хрониках верных". Нуменор, декларированный вначале летописи "Акаллабет" как верный (и "правоверный") союзник Валар и Эльдар, а затем явившийся опасным их противником, причем настолько опасным, что был уничтожен разом, полностью, безо всякого сожаления или милосердия.

Еще одним крайне важным моментом является полное согласие летописца из Тай-арн Орэ и его эльфийского коллеги относительно характеристики так называемого "Культа Мелькора", являвшего собой мощную политическую силу внутри королевства.


Часть 1. Формирование королевства

Создание королевства Нуменор изначально было шагом политическим, тщательно продуманным Валар и явно преследовало цель создать оплот своей идеологии среди людских государств. Посему материальная база для будущего государства была тщательно подобрана и снабжена развитой инфраструктурой: "Специально для них была создана земля, чтобы Эдайн могли поселиться там, и она была благоустроена, плодородна, были там цветы и фонтаны".[4]

Кто же суть Эдайн? Вопрос этот достаточно сложен, поскольку термин этот - суть собирательное понятие, определяющее всех людей - союзников Нольдор и Валар в конфликтах с Мелькором и союзными ему государствами. Фактически, к моменту создания нуменорского королевства, Эдайн уже представляли собой единый этнический конгломерат с определенными культурными признаками.

Невзирая на культурное влияние эльфийских государств-соседей, Эдайн все же остались воинственным этносом с военной структурой государства, поскольку нольдорские союзники зачастую выставляли их буфером между собой и войсками Аст Ахэ. Также влияла на их развитие характерная для средневековых войн тактика набегов и контрнабегов.

Таким образом, в условия процветающего и благоустроенного королевства был помещен воинственный суперэтнос, не растративший запасы пассионарности. Благодаря тому, что земледелие необходимо даже военной цивилизации, крестьянский класс все же был сформирован. Однако, как и следовало ожидать, государственная структура была укомплектована кадрами старой военно-политической знати, закаленной еще в боях за Средиземье. Естественно, никаких сомнений относительно внешней политики подобного государства не может быть и речи. "В Темные годы людей Повелители снова сошли на эти берега, и никто не помешал им, потому что в эту эпоху люди стали слабыми и боязливыми. И, придя к ним, нуменорцы многому научили их, объяснили людям, как нужно сеять, молоть зерно, рубить лес".[4] Говоря менее поэтично, королевство Нуменор, пользуясь превосходством на море, организовало серию десантов на побережье, создав опорные пункты, а затем продолжило экспансию вглубь материка. Попутно "обучая" местное население сеять, молоть, валить лес, платить налоги, отбывать различного рода повинности, поклоняться Валар и многим другим не менее полезным вещам. Поскольку королевства "оставшихся" были сильно истощены прошлой войной с Валар, достойного отпора в основном никто не организовал. Исключение составили лишь войска Ханатты - наименее пострадавшего союзника Мелькора. Благодаря высокому уровню развития, хорошей ресурсной базе и поддержке из Тай-арн Орэ, жителям Ханатты удалось сдержать наступление и установить стабильную линию фронта.

Так или иначе, нуменорские правители поняли, что из восточных и южных государств много не выжмешь, и обратили взгляды на Запад. Военное и технологическое могущество дало королям возможность рассмотреть план агрессии против своего бывшего союзника. Учитывая все существовавшие описания Валинора и его богатств, неудивительно, что план не был отброшен. Несомненно, именно амбиции нуменорской знати, направленные против Валар, стали причиной значительного усиления политических позиций культа Мелькора в противовес старой идеологии. Консервативное дворянство и "старое" жречество ушли в оппозицию, однако после восхождения на престол ставленника культистов - короля Ар-Фаразона их надежды на реставрацию старых традиций обратились в прах.

А затем в прах обратилось и само королевство Нуменор.


Часть 2. Anafema


Теоретически, насаждение культов и идеологий, отвечающих интересам определенного государства внутри страны - потенциального противника является одним из методов "холодной войны". Однако, такое воздействие невозможно без участия миссионеров государства-пропагандиста, что не может не сказаться на характере насаждаемой идеологии либо культа. Миссионеры отнюдь не привнесут, но даже и будут ограничивать распространение ритуалов и учений, для них чуждых.

Тем не менее, всегда возможен вариант развития событий, в котором созданные государством-пропагандистом институты распространения идеологии выходят из-под контроля и приобретают черты, отнюдь не присущие им изначально.

Вероятно, именно так развивался "культ Мелькора" в нуменорском королевстве. Отнюдь не характерное для Эдайн учение о "Защитнике Арты, пострадавшем за нее"[5] явно было занесено либо привнесено с материка и, несомненно, обратившись в культ, пользовалось поддержкой Ханатты и Мордора, поскольку разрушало идеологическую монополию жречества Эру и своей пацифистской направленностью подрывало милитаристские планы правителей Запада.

Так или иначе, свидетельства автора "Черной книги Арды" о том, что темный культ не поощрялся, но, напротив, был анафематствован официальным Тай-арн Орэ, имеют под собой твердую логическую почву. Действительно, выйдя из-под контроля внедренных миссионеров и приобретя жесткий антисоциальный и милитаристский характер, таковой культ превратился в прямую угрозу для мирного существования материковых государств, поскольку поощряли стремления честолюбивых военачальников и советников из числа "принявших служение" на составление захватнических планов.

Несомненно, "темный культ" продолжал быть политически выгодным для Мордора образованием, поскольку серьезно дестабилизировал обстановку в королевстве Нуменор и таким образом "облегчал жизнь" его врагам. Однако свидетельства летописи "Акаллабет" о том, что сей культ возглавлял непосредственно Гортхауэр (Саурон), не имеют подтверждений не только исторических, но даже прагматических. Даже если учения, породившие секту "поклонников Тьмы" были изначально инспирированы Мордором, то мнение о том, что сам глава упомянутого государства оставил свою столицу дабы лично контролировать темное жречество, им же анафематствованное, в роли pontifex maximus, абсолютно нелогично. Возможно предполагать, что даже после официального проклятия, действия культистов исподволь направлялись агентами Мордора, что возглавил ставший официальным культ эмиссар Саурона etc, однако утверждение автора "Акаллабет" о "первосвященничестве" Гортхауэра следует считать либо склонностью автора к персонификации и дидактической конкретизации (т.е., влияние Саурона показано как непосредственное "правление в тени трона"[4]) либо попросту провокацией. Действительно, рассматривая историю королевства Нуменор, мы уже не раз могли убедиться, что враждебность королей к бывшим союзникам - Валар и Нольдор - не зависела от политического либо идеологического влияния Мордора. И если король Ар-Фаразон утвердил официальный статус "культа Мелькора", то сие свидетельствует лишь о том, что культ был необходим королю для воплощения плана агрессии против Валинора. К тому же, в стране развивался нацизм ("Ар-Гамильзор, двадцать второй король, стал злейшим врагом Верных и запретил пользоваться наречием эльфов"[4]). В таких условиях анти-валинорская политика королей была вполне естественной.


Консеквенция


Итак, после рассмотрения наиболее спорных фрагментов "Летописей верных" и "Черной книги Арды", вывод напрашивается сам собой: излишняя идеологизация и мифологизация первых во многом сводит на нет их историческую ценность. Не стоит, однако, считать идеальным источником и "Черную книгу", поскольку эмоциональность авторов заставляет их сосредотачиваться на малозначимых в глобальном плане деталях и давать крайне предвзятые суждения относительно определенных событий и личностей. Таким образом, на данный момент не существует источника, каковой бы в полной мере объективно раскрыл события, происходившие в Арде в период от ее открытия до начала войны за Кольцо, предыстория и причины каковой в данной статье не рассматривались. Существуют лишь дидактические описания, первое из которых призвано помочь укоренению общепринятой идеологии в умах "верных", а второе - елико возможно реабилитировать Мелькора и его последователей, в основном - методом влияния на чувства читателя. Таким образом, во время анализа сих источников следует задаваться в первую очередь основополагающим вопросом римского уголовного права: "Qui prodest?".


Использованная литература:

1. Дж. Р.Р. Толкиен "Айнулиндале"

2. Дж. Р.Р. Толкиен "Валаквэнта"

3. Дж. Р.Р. Толкиен "Квэнта Сильмариллион"

4. Дж. Р.Р. Толкиен "Акаллабет"

5. Ниэнна "Черная книга Арды"

6. Карл фон Клаузевиц "О войне"

7. Свечин "Стратегия"


Размещено: 06.02.06